г. Москва |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А40-94473/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А.,Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Акционерного общества "Мосводоканал" Чубарова К.В. по доверенности от 19 сентября 2014 года N (30) 24-688/14, Яшиной-Науменко О.С. по доверенности от 19 сентября 2014 года N (30) 24-689/14
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу Неофитова А.А. по доверенности от 11 марта 2015 года N 249
от третьего лица Открытого акционерного общества "Управление механизации N 4" Котельниковой А.В. по доверенности N 01 от 13 января 2015 года
от третьего лица Общества с ограниченной ответственностью "МЕОН" Прянишникова А.М. по доверенности N 1 от 13 августа 2015 года
рассмотрев 01-03 сентября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
на решение от 05 февраля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузиным М.М.
на постановление от 18 мая 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Захаровым С.Л.
по делу N А40-94473/13
по заявлению Открытого акционерного общества "Мосводоканал" (в настоящее время Акционерное общество "Мосводоканал" (АО "Мосводоканал")
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу)
о признании незаконным уведомления
третьи лица Общество с ограниченной ответственностью "МЕОН" (ООО "МЕОН"), Открытое акционерное общество "Управление механизации N 4" (ОАО "УМ-4")
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосводоканал" (в настоящее время - АО "Мосводоканал")обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 21 марта 2013 года N 16-40/4226 и об обязании выдать документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2014 года, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 октября 2014 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду первой инстанции указано на необходимость рассмотрения вопроса о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц ООО "МЕОН" и ОАО "УМ-4".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО "МЕОН" и ОАО "УМ-4".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2015 года, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзывах на кассационную жалобу АО "Мосводоканал", ООО "МЕОН", ОАО "УМ-4" возражали против ее удовлетворения и просили оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители АО "Мосводоканал", ООО "МЕОН", ОАО "УМ-4" возражали против ее удовлетворения.
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 01 до 03 сентября 2015 года, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ОАО "Мосводоканал" обратилось в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу с заявлением от 26 февраля 2013 года N 01-31-21/13 о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в уведомлении от 21 марта 2013 года N 16-40/4226 отказал ОАО "Мосводоканал" в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Основанием для отказа явилось включение площадок, расположенных по разным адресам, в разных субъектах Российской Федерации, что не соответствует требованиям пункта 5 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 года N 703 (далее - Методические указания).
В соответствии с представленными сведениями в материалы данного проекта включены площадки расположенные по следующим адресам: Курьяновские очистные сооружения, основная площадка - г. Москва, 1-й Курьяновский проезд, д. 15; Насосная станция N 5, иловые площадки N 4, N 6, N 8 - Московская область, Ленинский район; Иловые площадки N 13, N 14, N 19 - Московская область, Раменский район.
Дополнительно было указано заявителю о необходимости учета при повторной подаче заявления об утверждении ПНООЛР положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), согласно которому собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Подтверждением отчуждения или передачи отходов могут быть прямые или трехсторонние договоры.
В соответствии со статьей 11 Закона об отходах юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно частям 2, 3, 4 статьи 18 Закона об отходах лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 50 (далее - Порядок), проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 7 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в территориальные органы Росприроднадзора с целью утверждения лимитов на размещение отходов.
Согласно пунктов 9, 10 Порядка в случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.
Суды правильно указали, что ОАО "Мосводоканал" при обращении с заявлением об утверждении нормативов приложило комплект обосновывающих расчетов и документов, включая документы, предусмотренные пунктами 23, 31 Методических указаний, в частности документы, подтверждающие намерение ОАО "Мосводоканал" передачи отходов с целью их использования и (или) обезвреживания; документы, подтверждающие право лиц, которым передаются в собственность отходы, осуществлять деятельность по их использованию.
Методические указания не предусматривают включение в ПНООЛР другой документации в отношении передачи отходов третьим лицам.
Пунктом 3 статьи 4 Закона об отходах предусматривалось, что собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать отходы в собственность другому лицу, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Суды правильно установили, что 18 декабря 2012 года по результатам открытого конкурса, между ОАО "УМ-4" и ОАО "Мосводоканал" был заключен договор N 15, в соответствии которым ОАО "УМ-4" приняло на себя обязательства осуществлять транспортировку отходов ОАО "Мосводоканал" на объекты приема в целях передачи их в собственность третьим лицам для использования и/или размещения в соответствии с действующей разрешительной документацией приемщика.
Во исполнение требований Методических указаний, в ПНООЛР была включена лицензия от 12 апреля 2011 года серия 077 N 00066 на осуществление деятельности по транспортировке отходов (осадков) при механической и биологической очистке сточных вод, подтверждающая право ОАО "УМ-4" осуществлять деятельность, предусмотренную договором N 15 от 18 декабря 2012 года.
Суды правомерно признали необоснованной ссылку ответчика на то, что заявителем не была включена в ПНООЛР лицензия ОАО "УМ-4" на обезвреживание и размещение отходов в отношении его деятельности по транспортировке отходов, поскольку в действующем законодательстве отсутствует требование к юридическим лицам, осуществляющим транспортировку отходов, иметь лицензии на обезвреживание и размещение данных отходов.
Во исполнение пунктов 1.2, 3.2.6 договора N 15 от 18 декабря 2012 года, ОАО "УМ-4" заключены договоры с ООО "Эко-Технология", ООО "Инвест Ресурс", ООО НПО "Экостройресурс", ООО "МЕОН", которыми предусмотрены обязательства ОАО "УМ-4" передавать отходы в собственность вышеуказанным организациям для дальнейшего использования, в соответствии с их действующей разрешительной документацией.
Исходя из этого, суды обоснованно пришли к выводу о том, что договоры, предусматривающие передачу отходов в собственность третьим лицам, имеющим надлежаще оформленные лицензии на их использование, заключены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом, суды правомерно учитывали то, что согласно пункту 3 статьи 4 Закона об отходах собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать отходы в собственность другому лицу в случае, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Отклоняя ссылки ответчика на то, что собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов, суды правильно исходили из того, что в соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, организации, которым ОАО "Мосводоканал" передает отходы, должны иметь лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности только в случае, если они осуществляют деятельность по обезвреживанию или размещению отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; под использованием отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; под обезвреживанием отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Из материалов дела, исследованных судами, следует, что карьеры, на которые ОАО "Мосводоканал" передаются осадки сточных вод для использования при их реконструкции, не являются объектами размещения отходов, в силу чего владельцам карьеров не требуется иметь лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно письма Росприроднадзора от 02 июля 2012 года N ВК-08-03-36/8293 деятельность по использованию отходов не подлежит лицензированию, в связи с тем, что 25 июня 2012 года принят Федеральный закон N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым внесены изменения в Закон о лицензировании.
Закон вступил в силу с момента его официального опубликования - 25 июня 2012 года.
Согласно внесенным изменениям лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Деятельность по сбору и использованию отходов I - IV классов опасности лицензированию не подлежит.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что оснований для отказа со ссылкой на пункт 5 Методических указаний у ответчика не имелось, поскольку объекты: Курьяновские очистные сооружения, основная площадка - г. Москва, 1-й Курьяновский проезд, д. 15; Насосная станция N 5, иловые площадки N 4, N 6, N 8 - Московская область, Ленинский район; Иловые площадки N 13, N 14, N 19 - Московская область, Раменский район являются сооружениями централизованной системы водоотведения, а не обособленными подразделениями (филиалами) ОАО "Мосводоканал", а владельцам карьеров не требуется иметь лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
При таких обстоятельствах, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2015 года по делу N А40-94473/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.