Как известно, Постоянный комитет по контролю наркотиков (ПККН) регулярно издает Сводную таблицу экспертных заключений ПККН об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном владении и обороте. Не приводит ли это к стандартному привлечению к ответственности разных физических и юридических лиц, несмотря на то, что среди них могут оказаться и просто больные наркоманиями?
Для того чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, необходимо в первую очередь напомнить, что в п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 N 9 специально отмечено:
"Имея в виду, что законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному и особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков..."
Таким образом, размеры, установленные ПККН, являются лишь экспертными заключениями, имеющими рекомендательный характер, а суды при принятии решения должны учитывать и другие факторы. Сами размеры определяются ПККН по 15-балльной системе, т.к. термин "размеры" означает размеривание разных объектов для специальных целей в граммах, миллилитрах или счетом (растений в штуках), иначе говоря в количествах. Таким образом, обозначение количества в граммах - это результат синтетической оценки всех требований 15-балльной системы. Отсюда разным физическим и юридическим лицам при владении одним и тем же размером наркотических средств, выраженных в количествах, например в граммах, решением суда может устанавливаться разная ответственность. Так, владеть одним и тем же количеством наркотического средства, предположим 0,5 г, в одном случае может физическое лицо, которое приобрело это количество для того, чтобы попробовать, как действует конкретное наркотическое средство. В другом случае это может быть физическое лицо, страдающее наркоманией, официально установленной решением врачебной комиссии, и исходя из требований международного права такое физическое лицо судом может подвергаться не наказанию, а альтернативному направлению на принудительное лечение. В третьем случае задержанное физическое лицо, у которого обнаружено это же наркотическое вещество и в том же количестве, может быть лицом, которое является представителем незаконного владельца, реализующего наркотики по частям на черном рынке, т.е. посредником по реализации незаконных наркотиков у крупного владельца. Еще один случай: это же количество наркотика обнаружено у крупного торгового владельца наркотиками - здесь иной подход. Во всех случаях у суда разный подход к определению наказания. Если же это количество обнаружено у юридического лица, который фактически в своей подпольной лаборатории производит данные наркотики, то наказание может быть более строгим по совокупности незаконных действий.
Как видно, у судебных инстанций имеются большие возможности индивидуально, конкретно определить меру виновности и наказание для разных физических и юридических лиц при обнаружении у них одного и того же конкретного наркотического средства в одинаковых количествах.
Таким образом, нельзя согласиться с утверждением отдельных специалистов, что при использовании Сводной таблицы экспертных заключений ПККН... одинаково страдают наркоманы и производители из-за наличия в них стандартных количеств, т.к. они игнорируют указанное нами постановление Пленума Верховного Суда РФ. Неправомерно рассматривать Сводную таблицу как нормативный акт, а не экспертное заключение, имеющее рекомендательный характер. Превращение размеров, выраженных в количествах, в нормативные акты ошибочно и нарушает статус суда и судьи в судебном процессе.
Каковы правила реализации контролируемых веществ юридическими лицами стран ближнего зарубежья?
Для импорта контролируемых веществ юридические лица стран ближнего зарубежья должны иметь ввозной документ на конкретное контролируемое вещество, выданное своим, уполномоченным на то, компетентным органом.
Это необходимо в тех случаях, когда импортируемое контролируемое вещество или средство числится в соответствующих Списках контролируемых веществ страны-импортера, а также если оно находится на контроле только у экспортера, в нашем случае - в РФ. Ввозной документ должен либо разрешить ввоз данного конкретного вещества, либо информировать, что в их стране данное вещество не контролируется.
Разумеется, если импортируемое контролируемое вещество находится в Списках действующих Конвенций, участниками которых являются страны торговой операции, то ввозной документ должен соответствовать требованиям международного права, отраженным в соответствующих Конвенциях (Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.).
Если представитель юридического лица страны ближнего зарубежья непосредственно уполномочен получить у конкретного юридического лица импортируемое контролируемое вещество, то наряду с другими требуемыми для импорта документами он должен одновременно предъявить доверенность на совершение данной операции с правом перевозки в установленном порядке.
Какие меры контроля установлены в отношении препарата Колдакт, содержащего в своем составе фенилпропаноламин 50 мг и хлорфенирамин 8 мг?
Комбинированные препараты, содержащие в своем составе кроме основного контролируемого вещества и другие фармакологически активные вещества, должны быть представлены в Списках РЕЦЕПТУРНО.
Таким образом, рецептура комбинированного препарата, содержащего в своем составе фенилпропаноламин 50 мг и хлорфенирамин 8 мг, находится в действующем в настоящее время Списке сильнодействующих веществ ПККН, вступившем в силу с 1 марта 2003 г., а также находился и в ранее действовавших Списках сильнодействующих веществ ПККН (по состоянию на 10 июля 2001 г. и на 1 июля 2002 г.). Деятельность, связанная с этим препаратом, подлежит лицензированию.
Препараты, содержащие фенилпропаноламин, находятся под контролем, т.к. эти препараты кустарным путем трансформируются в запрещенное наркотическое средство (катинон, амфетамин), а сам фенилпропаноламин находится в Списке IV (Список прекурсоров) Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.98 N 681. Это связано с тем, что в 1998 г. Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) провел оценку фенилпропаноламина на возможность включения его в Таблицу I Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. в соответствии с уведомлением, представленным правительством Соединенных Штатов Америки в 1997 г.
Фенилпропаноламин пригоден для использования при незаконном изготовлении амфетамина, поэтому может играть важную роль в качестве прекурсора. По мнению МККН, строгий международный контроль над этим веществом ограничил бы доступ к нему торговцев наркотиками и сократил бы количество незаконно изготавливаемого амфетамина.
Поэтому в дальнейшем в установленном порядке фенилпропаноламин (норэфедрин) был включен в Таблицу I Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее - Конвенция 1988 г.) и, следовательно, подведен под международный контроль в соответствии с требованиями указанной Конвенции.
В частности, в соответствии с п.1 ст.3 указанной Конвенции, гласящим, что "1. Каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться, с тем, чтобы признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству следующие действия, когда они совершаются преднамеренно:
а)... iv) изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в Таблице I и в Таблице II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования или изготовления наркотических средств или психотропных веществ...
с) с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы... ii) владение оборудованием или материалами или веществами, указанными в Таблице I и в Таблице II, если известно, что они используются или предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления каких-либо наркотических средств или психотропных веществ".
Напоминаем, что в соответствии с пп.5 и 6 ст.12 этой Конвенции:
"5. Комиссия, принимая во внимание замечания, представленные Сторонами, и замечания и рекомендации Комитета, оценка которого имеет определяющее значение в отношении научных вопросов, а также должным образом учитывая любые другие относящиеся к данному вопросу факторы, может большинством голосов в две трети ее членов принять решение о включении вещества в Таблицу I или в Таблицу II.
6. О любом решении Комиссии, принятом согласно настоящей статье, Генеральный секретарь сообщает всем государствам и другим организациям, которые являются и которые имеют право стать Сторонами настоящей Конвенции, и Комитету. Такое решение полностью вступает в силу для каждой Стороны через 180 дней после даты направления такого сообщения".
Ввоз-вывоз фенилпропаноламина (норэфедрина) должен осуществляться по лицензиям, исходя из положения постановления Правительства РФ от 03.08.96 N 930, в соответствии с которым постановление Правительства РФ от 16.03.96 N 278 распространяется на вещества Номенклатуры, каковыми являются также и вещества Таблицы I Конвенции 1988 г.
Формально в Таблице I, изданной постановлением Правительства РФ N 930, фенилпропаноламина (норэфедрина) нет, т.к. указанное постановление было издано до решения Комиссии ООН по наркотическим средствам о включении фенилпропаноламина (норэфедрина) в Таблицу I Конвенции 1988 г., а вышеприведенные статьи из этой Конвенции четко указывают на обязательство Сторон и участников Конвенции 1988 г. обеспечить международный контроль над фенилпропаноламином.
Включен ли в Списки контролируемых веществ препарат буторфанола тартрат раствор для в/м введения 0,2% 1 мл (МНН: буторфанол)?
Препарат буторфанола тартрат раствор для в/м введения 0,2% 1 мл (МНН: буторфанол) в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.98 N 681, а также в действующих в настоящее время Списках сильнодействующих и ядовитых веществ ПККН, вступивших в силу с 1 марта 2003 г., не числится.
Также буторфанол не подпадает под международный контроль, т.к. он не числится в Списках Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Напоминаем, что все Списки динамичны, заключение выдается на конкретные операции на соответствующий период времени.
Правомерно ли трамал (трамадол) называть наркотическим средством? Осуществляется ли контроль за его оборотом?
Препарат трамал (трамадол), все его лекарственные формы, в т.ч. ретард (лонг, пролонгированный), и суппозитории находятся в действующем в настоящее время Списке сильнодействующих веществ, вступившем в силу с 1 марта 2003 г.
Напоминаем, что в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 N 9 оговорено, что "при рассмотрении дел о преступлениях, предметом которых являются наркотические средства или психотропные вещества, суды должны руководствоваться утвержденным Правительством РФ Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с сильнодействующими или ядовитыми веществами, - Списками сильнодействующих и ядовитых веществ, издаваемыми независимым экспертным органом - Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
В 2002 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривала предложение о возможности контроля трамала на международном уровне.
Однако на очередной сессии МККН ООН представитель ВОЗ сообщил, что экспертный комитет считает, что нет достаточных оснований для выдачи рекомендаций Комиссии ООН о подведении трамала под международный контроль.
Таким образом, все лекарственные формы трамала (трамадола) находятся только в Списке сильнодействующих веществ и соответственно на них распространяются все меры контроля, предусмотренные для сильнодействующих веществ, в т.ч. лицензирование его ввоза и вывоза, т.к. трамал также находится в Списке сильнодействующих веществ Номенклатуры, утв. постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 930.
Само собой разумеется, все сказанное выше четко показывает, что к трамалу (трамадолу) не правомерно применять термин "наркотическое средство".
Достоверна ли информация о том, что с 2002 г. уксусный ангидрид и калия перманганат на международном уровне подвергается более строгому контролю, чем это было ранее? Обязательно ли такое решение для Российской Федерации?
Действительно, что в соответствии с решением 44-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам от 11.06.01 N NAR/CL.3/2001 уксусный ангидрид и перманганат калия были переведены из Таблицы II в Таблицу I более строгого контроля Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Это решение обязательно для РФ, которая является Стороной указанной Конвенции, т.к. п.6 ст.12 этой Конвенции гласит, что "о любом решении Комиссии... Генеральный секретарь сообщает всем государствам и другим организациям, которые являются и которые имеют право стать Сторонами настоящей Конвенции, и Комитету. Такое решение полностью вступает в силу для каждой стороны через 180 дней после даты направления такого сообщения".
Включены ли в Список сильнодействующих веществ ПККН комбинированные препараты, содержащие:
- псевдоэфедрин: "Наш выбор" - средство от гриппа и простуды, ТераФлю, Ренисек;
- фенилпропаноламин: Оринол, Эффект, Колдакт, Контак 400, Лорейн средство от простуды и гриппа для детей. "Наш выбор" сироп тройного действия, Элкапин плюс, HL колд, Триаминик сироп и таблетки, Тофф плюс, т.к. их прописи имеют отличия в химических названиях данных препаратов, приведенных в Госреестре ЛС Списках ПККН?
Препараты: "Наш выбор" средство от гриппа и простуды, ТераФлю, Ринасек, Оринол, Эффект, Колдакт, Контак 400, Лорейн средство от простуды и гриппа для детей, "Наш выбор" сироп тройного действия, элкапин плюс, HL колд, Триаминик сироп и таблетки, Тофф плюс по своему рецептурному составу относятся к Спискам сильнодействующих веществ ПККН, вступившим в силу с 1 марта 2003 г., и соответственно они представлены в них своим полным рецептурным составом.
Списки нужно рассматривать с учетом всех замечаний, сделанных в примечаниях к Спискам. Так, в примечании 9 говорится: "В Списках ПККН приводятся международные непатентованные названия и основные синонимы. Но если в настоящих Списках не приведены какие-либо синонимы перечисленных в них веществ, контроль распространяется и на них, какими бы фирменными (торговыми) названиями эти вещества не обозначались", а в примечании 12 говорится: "К сильнодействующим веществам также относятся соли перечисленных в этом Списке веществ во всех случаях, когда существование таких солей возможно".
Чем вызвано то, что некоторые лекарственные средства, например такие, как настойки белены, белладонны и дурмана, числятся в Списках А и Б, но не находятся в Списках сильнодействующих и ядовитых веществ ПККН?
Многие годы Списки А и Б, издаваемые Минздравом России (в то время - Управлением по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники Минздрава СССР), одновременно с правовых позиций считались сильнодействующими и ядовитыми, что было в свое время указано в Комментариях к Уголовному кодексу РСФСР 1980 г. (с.430, ст.226), в связи с чем эти Списки применялись в отношении лиц, обвиняемых в противоправных действиях в отношении сильнодействующих и ядовитых веществ. Такое применение Списков А и Б было неправомерно, т.к. они утверждались в то время Управлением по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники Минздрава СССР сугубо с медицинских фармакологических позиций и не имелось в виду их использование в рамках ст.226 Уголовного кодекса 1980 г. Верховный Суд СССР в постановлении Пленума от 24.12.87 N 12 "О судебной практике по делам о хищении наркотических средств, незаконном изготовлении, распределении и других противоправных действиях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами", учитывая ряд нежелательных последствий применения Списков А и Б в качестве сильнодействующих и ядовитых, специально оговорил, что при применении вышеуказанной статьи "судам надлежит руководствоваться Списками... сильнодействующих и ядовитых веществ, составленными Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР". С этого времени списки сильнодействующих и ядовитых веществ ПККН не дублируются Списками А и Б, а каждый из этих Списков имеет свои специфические задачи. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ ПККН больше имеют правовые задачи, а Списки А и Б - медицинские фармакологические.
Таким образом, фармакопейные статьи на вышеуказанные лекарственные средства должны иметь четкие ссылки на принадлежность их к Спискам А или Б или Спискам сильнодействующих и ядовитых веществ.
При обнаружении в незаконном владении наркотических средств, психотропных веществ обвиняемые часто оправдываются, что объект незаконного владения и реализации был с истекшим сроком годности. Имеет ли значение в данном случае срок годности?
Срок годности имеет значение лишь при решении вопроса о применении для лечения больного, т.к. препарат с истекшим сроком годности может нанести ущерб здоровью и жизни больного, но не может быть оправданием для незаконных действий, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами, в частности приобретения, хранения и реализации.
Разрешен ли в Российской Федерации препарат Фукан для лечения наркомании?
Препарат Фукан проходил клинические испытания в РФ. В связи с положительными результатами испытаний был одобрен Фармакологическим комитетом Минздрава России. В установленном порядке также была утверждена фармакопейная статья. Министерством здравоохранения РФ препарат Фукан производства Ланьчжоуской фармацевтической фабрики Вэйсинь, Китай, был зарегистрирован от 12.02.03 N 014797/01-2003. В соответствии с этим врачи могут применять его в своей лечебной практике.
В состав препарата входят: экстракт смеси цветков дурмана, корневищ коптиса и хохлатки сухой и вспомогательные вещества - крахмал кукурузный, целлюлоза микрокристаллическая, магния стеарат; содержание в каждой таблетке: скополамина - 0,08-0,12 мг, берберина - не менее 6,8 мг.
В соответствии с инструкцией по применению, утв. Минздравом России 12 февраля 2003 г. и одобренной Фармакологическим комитетом Минздрава России 4 июля 2002 г., основные показания для применения - опийный абстинентный синдром (эффективно устраняет зависимость от наркотиков опиумной группы: героина, опиума, морфия, долантина, а также от кокаина, анаши, льда-наркотика и др.).
В последнее время некоторые специалисты в отношении наркотических средств используют термины "слабые" и "сильные" наркотики. Насколько это правомерно?
Разделение наркотиков на "слабые" и "сильные" неправомерно. Данная проблема обсуждалась на Международной конференции по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом ООН в 1987 г. Результаты обсуждения четко отражены в задаче 7 Всеобъемлющего междисциплинарного плана будущей деятельности по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами, который гласит:
"105. Средства массовой информации имеют ежедневный контакт с широкой аудиторией. Хотя потенциальный вклад средств массовой информации в кампанию по предупреждению наркомании огромен, их публикации и передачи также могут нанести вред и привести к отрицательным результатам. Использование неточной или вводящей в заблуждение терминологии в отношении наркотических средств и психотропных веществ и их свойств, как например искусственное разделение на так называемые "сильные" и "слабые" наркотики, выступления за легализацию немедицинского потребления наркотиков, восхваление наркомании в песнях, кинофильмах и других коммерческих произведениях, привлечение внимания людей к огромным прибылям, которые могут быть получены от незаконного сбыта наркотиков, информацией об уличной стоимости конфискованных партий, а также сообщения о потреблении наркотиков людьми, добившимися успеха или славы в обществе, - все это ведет к тому, что у индивидуума складывается ложное представление и неверные суждения о наркомании.
106. Плохо разработанные кампании по предупреждению наркомании также могут иметь обратный эффект, возбуждая нездоровый интерес, провоцируя нежелательные поступки вместо того, чтобы предупреждать их. Поэтому чрезвычайно важно обеспечить непрерывный анализ и оценку принятых мер, осуществляемых программ и результатов воздействия сообщений, передающихся средствами массовой информации. При этом следует принять соответствующие меры для соблюдения основных прав человека - свободы слова и печати и других форм самовыражения".
Д-р мед. наук, проф., академик, |
Э.А.Бабаян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Постоянного комитета по контролю наркотиков по запросам работников аптек, судебно-следственных органов и экспертов
Текст разъяснения опубликован в журнале "Новая аптека", 2004 г., N 2