В соответствии с письмом Минюста РФ от 2 декабря 2004 г. N 07/11858-ВЕ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2005 г., N 2)
Об организации работы по обеспечению радиационной безопасности см. также письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2005 г. N 0100/5550-05-32
О выполнении настоящего постановления см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 ноября 2005 г. N 0100/9943-05-32 и письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 июля 2006 г. N 0100/7969-06-32
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав состояние обеспечения радиационной безопасности населения от воздействия всех основных видов источников ионизирующего излучения: техногенных, медицинских и природных, по итогам радиационно-гигиенической паспортизации и результатам представления форм государственного федерального статистического наблюдения за дозами облучения населения за 2001-2003 годы, установил.
Требования Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и постановлений Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 года N 93 "О порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий" и от 16 июня 1997 года N 718 "О порядке создания единой государственной системы контроля и учета доз облучения граждан" в части организации радиационно-гигиенической паспортизации и учета индивидуальных доз облучения населения до настоящего времени не выполнены на территориях республик Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Чеченской Республики и в Корякском автономном округе.
В 29 субъектах Российской Федерации дозы облучения населения превышают федеральные показатели. Работа по снижению доз облучения населения проводится в недостаточном объеме, что не позволяет добиться необходимого эффекта. В первую очередь, это относится к дозам облучения при использовании источников ионизирующего излучения в медицинских целях и от природных источников.
В 2003 году с использованием рентгенологических методов исследования было обследовано более 85 млн. человек, т.е. более 60 % населения страны. В 28 субъектах Российской Федерации дозы облучения пациентов выше федерального показателя - 0,97 мЗв в год. Наиболее высокие они в Московской (2,71), Магаданской (1.56), Амурской (1,28), Орловской (1,2) областях, Красноярском крае (1,2), Республике Дагестан (1,26).
Остается высоким количество рентгеноскопических исследований, доза облучения при которых значительно (в 2-3 раза) выше, чем при других диагностических исследованиях. Наибольшее количество рентгеноскопических процедур в 2003 году проведено в Московской (1424900), Свердловской (159549), Пермской (159126) областях и г. Москве (529434). За год по Российской Федерации этим методом проведены более 5 млн. процедур.
Около 70% используемого медицинского рентгено-диагностического оборудования устарело, гарантированные сроки его использования закончились, что приводит к увеличению доз облучения пациентов при проведении исследований.
Медленно внедряются в практику медицинских учреждений инструментальные методы измерения доз облучения пациентов. Они применяются только в 19 субъектах Российской Федерации. Полностью отсутствуют статистические данные за 2003 год по дозам облучения пациентов по 18 субъектам Российской Федерации.
До настоящего времени в 10 субъектах Российской Федерации не организована работа по оценке доз облучения населения от природных источников ионизирующего излучения, в том числе по республикам Алтай, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Тыва, в которых природные источники облучения в структуре доз занимают ведущее место. Не представлены отчеты по государственным статистическим формам о дозах облучения природными источниками за 2002 -2003 год по Волгоградской и Тверской областям, Корякскому, Ненецкому, Усть-Ордынско-Бурятскому автономным округам.
Увеличение доз облучения соответственно увеличивает радиационный риск - вероятность возникновения у человека или его потомства вредного эффекта в результате облучения. При этом принимается, что облучение в коллективной эффективной дозе в 1 чел.-Зв приводит к потенциальному ущербу, равному потере 1 чел.-года жизни населения.
В целях дальнейшего снижения доз облучения населения и персонала до оптимально достижимых уровней облучения населения Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" постановляю:
1.Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1.1. Потребовать от руководителей организаций, использующих источники ионизирующего излучения:
1.1.1. Не допускать работу с источниками ионизирующего излучения без наличия лицензий на соответствующий вид деятельности.
1.1.2. Обеспечить индивидуальный контроль доз облучения персонала и их учет в соответствии с формами государственного федерального статистического наблюдения.
1.2. Принять меры для обеспечения контроля за радиационной безопасностью от воздействия природных источников ионизирующего излучения населения при отводе земельных участков под строительство жилых, общественных и производственных зданий, производстве и использовании строительных материалов, минерального сырья.
1.3. Предложить руководителям лечебно-профилактических организаций независимо от их организационно-правовой формы, провести комплекс работ по снижению доз облучения пациентов при использовании источников ионизирующего излучения в медицинских целях.
1.4. Обсудить на заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации итоги радиационно-гигиенической паспортизации 2001 - 2003 годов, а также вопросы создания, финансирования и ведения региональных банков доз облучения населения.
1.5. Разработку планов по дальнейшему снижению доз облучения населения и замене устаревшего рентгенодиагностического оборудования на "низкодозовую" аппаратуру, в первую очередь, для детских ортопедических и туберкулезных больниц и диспансеров как наиболее облучаемой группы населения.
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Принять меры по обеспечению в установленном порядке контроля и учета индивидуальных доз облучения медицинского персонала, непосредственно работающего с источниками ионизирующего излучения, и пациентов.
2.2. Организовать информирование пациентов о дозах облучения при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
2.3. Провести анализ доз облучения пациентов и разработать на 2005 год и перспективу до 2010 года мероприятия по их снижению.
2.4. Не допускать использование рентгенодиагностического оборудования без санитарно-эпидемиологического заключения на аппарат и определителя доз облучения пациентов на аппараты для рентгеноскопических исследований, в связи с чем, при покупке убедиться в их наличии.
3. Главным государственным санитарным врачам в субъектах Российской Федерации:
3.1. Повысить требовательность к руководителям организаций, использующим источники ионизирующего излучения, по контролю и учету индивидуальных доз облучения населения.
3.2. Установить контроль за выполнением в установленном порядке сроков представления и качеством информации форм государственного федерального статистического наблюдения.
3.3. Обеспечить своевременное информирование органов государственной власти в субъектах Российской Федерации о дозах облучения населения с предложениями мероприятий по их дальнейшему снижению и состоянию радиационной безопасности на объектах, использующих источники ионизирующего излучения, и территории субъекта Российской Федерации.
3.4. Просить руководителей средств массовой информации регулярно освещать вопросы состояния радиационной безопасности населения, организовать публикации радиационно-гигиенических паспортов субъектов Российской Федерации и паспорта России с комментариями и разъяснениями специалистов.
3.5. Довести текст настоящего постановления до сведения всех заинтересованных лиц и организаций.
3.6. Доложить о мерах по выполнению мероприятий до 30 сентября 2005 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
|
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основе анализа состояния обеспечения радиационной безопасности населения от воздействия техногенных, медицинских и природных источников ионизирующего излучения по итогам радиационно-гигиенической паспортизации и результатам государственного федерального статистического наблюдения за дозами облучения населения за 2001 - 2003 годы делается вывод о недостаточности мер по снижению доз облучения населения. Повышенные дозы облучения граждане получают от источников ионизирующего излучения в медицинских целях и от природных источников.
В связи с этим устанавливаются требования об исключении работы с источниками ионизирующего излучения без наличия лицензий на соответствующий вид деятельности, по обеспечению индивидуального контроля и учета доз облучения персонала. Ставится задача по замене устаревшего рентгенодиагностического оборудования на "низкодозовую" аппаратуру, в первую очередь, для детских ортопедических и туберкулезных больниц и диспансеров как наиболее облучаемой группы населения.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 ноября 2004 г. N 8 "Об организации мероприятий в области обеспечения радиационной безопасности населения"
В соответствии с письмом Минюста РФ от 2 декабря 2004 г. N 07/11858-ВЕ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2005 г., N 2)
Текст постановления опубликован в Бюллетене нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора, июнь 2005 г., N 2, март 2006 г., N 1