См. также письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 ноября 2005 г. N 0100/9943-05-32
Как показали проверки работы территориальных управлений по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", проведенные в текущем году, территориальные управления не владеют в полном объеме ситуацией по радиационной безопасности населения на подконтрольной территории и не организовали пока четкое взаимодействие по данному направлению работы с ФГУЗ.
Несмотря на проведение в течение последних пяти лет методической работы по радиационно-гигиенической паспортизации, до настоящего времени в радиационно-гигиенических паспортах территорий отражены данные не более чем о 60-85% объектов, работающих с источниками ионизирующего излучения. В большинстве случаев отсутствует информация о радиационно-опасных объектах, находящихся под надзором других "ведомственных" организаций, осуществляющих санэпиднадзор. Не отлажена работа по данному направлению с территориальными организациями (учреждениями) министерств и ведомств: МВД, Минобороны, ФСБ, Федеральным медико-биологическим агентством. Вопросы обеспечения радиационной безопасности населения не находят отражения при заключении соглашений с территориальными органами заинтересованных министерств, ведомств по обмену информацией в рамках социально-гигиенического мониторинга.
Слабо проводится работа по организации радиационной безопасности населения при использовании источников ионизирующего излучения в медицинских целях и реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.11.2004 N 8 "Об организации мероприятий в области обеспечения радиационной безопасности населения".
Так, например, полностью отсутствует информация о дозовых нагрузках и использовании средств индивидуальной защиты пациентов при проведении рентгенодиагностических исследований детей при диагностике аплазии, дисплазии суставов, других ортопедических заболеваний у новорожденных и детей первых 3-лет жизни (заболевания, при которых детям делают значительное количество исследований и контроль за дозами облучения детей и применением средств защиты очень актуальны).
Учитывая изложенное, руководителям территориальных управлений службы следует обратить внимание на организацию надзора за радиационной безопасностью как на территории субъекта Российской Федерации, так и на объектах, использующих источники ионизирующего излучения.
Для разъяснения однотипных вопросов, поступивших от территориальных управлений в Федеральную службу, было подготовлено методическое письмо "О разграничении полномочий" 0100/2967-05-32 от 21.04.2005.
При организации работы по надзору за радиационной безопасностью населения следует обратить внимание на следующие вопросы:
1). Для рациональной организации надзора рекомендуется проранжировать объекты надзора по степени их радиационной опасности (соответствие санитарно-эпидемиологического состояния санитарным требованиям) и категории объекта. В соответствии с этим следует распределить функции надзора за территориальными отделами и ТУ субъекта Российской Федерации.
2). В соглашении о взаимодействии ТУ и ФГУЗ должны быть отрегулированы особенности взаимодействия по вопросам радиационной безопасности (выход на радиационно-опасные объекты 1-ой, 2-ой и частично 3-ей категории должен проводиться или одновременно, или с предварительным дозиметрическим обследованием, так как нарушения в работе источников ионизирующего излучения можно установить только инструментальными методами исследования).
3). В ТУ в документах на объекты, находящиеся под надзором, следует обеспечить наличие на каждый объект или аналитического материала по надзору до 2005 года, или акта обследования объекта с его полным описанием по вопросам радиационной безопасности, а также результатов лабораторных исследований и измерений.
При планировании надзора за радиационной безопасностью необходимо включать работу по следующим основным направлениям:
- надзор за техногенными ИИИ используемыми в промышленности, науке, учебных заведениях и т.п.;
- надзор за медицинскими ИИИ, в целях профилактики, лечения, диагностики, выделяя наиболее значимые в отношении радиационной безопасности для конкретного региона. Например, рентгеновская диагностика при ортопедических обследованиях, заболеваниях новорожденных и детей раннего дошкольного возраста, рентгеновские обследования абитуриентов кадетских и суворовских училищ, допризывников и т.д. и т.п.);
- надзор за природными источниками ионизирующего излучения как за продукцией, используемой в промышленности, строительстве и др., так и за воздействием природных источников ионизирующего излучения на население в производственной и непроизводственной сфере;
- радиационно-гигиеническая паспортизация организаций, территории;
- ЕСКИД (от всех видов источников);
- аварийные ситуации и их расследование;
- организационно-методическая работа, подготовка материалов для органов исполнительной и законодательной власти, на коллегии и пр.
- подготовка ежегодной аналитической (в динамике) справки по вопросам состояния радиационной безопасности как на территории субъекта РФ, так и по отдельным неблагополучным с точки зрения радиационной безопасности объектам, что должно находить отражение в ежегодных государственных докладах (по субъекту РФ) и радиационно-гигиеническом паспорте (особенно в разделе "заключение").
- мониторинг в соответствии с требованиями МУ 2.6.1.1868-04 "Внедрение показателей радиационной безопасности о состоянии объектов окружающей среды, в т.ч. продовольственного сырья и пищевых продуктов в систему социально-гигиенического мониторинга".
Рекомендуется рассмотреть вопрос о создании на базе ФГУЗов "Центр гигиены и эпидемиологии" региональных банков данных о дозах облучения населения от различных источников ионизирующего излучения.
Заместитель руководителя |
Л.П. Гульченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Роспотребнадзором даны указания структурным подразделениям при организации работы по надзору за радиационной безопасностью населения: проранжировать объекты надзора по степени их радиационной опасности и категории объекта; обратить внимание на особенности взаимодействия по вопросам радиационной безопасности при заключении соглашений с территориальными органами МВД, Минобороны, ФСБ, Федерального медико-биологического агентства; проверить наличие документов по надзору до 2005 г. на каждый поднадзорный объект.
Определены основные направления работы, которые необходимо учитывать при планировании надзора за радиационной безопасностью.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2005 г. N 0100/5550-05-32 "Об организации работы по обеспечению радиационной безопасности"
Текст письма размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Internet (http://www.gsen.ru)