г. Москва |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А40-119034/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Нечаева С.В.
судей Новоселова А.Л., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от истца - Вадченко А.В., дов. от 31.12.2014 N 11705/1
от ответчиков: Министерство финансов Российской Федерации - не явился, уведомлен, Правительство Самарской области - Ермакова О.А., дов. от 17.08.2015 N 1-49/383
от третьего лица: Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области - Ермакова О.А., дов. от 06.10.2015 N 113
рассмотрев 19 ноября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
Мэрии городского округа Тольятти
на постановление от 03 августа 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Седовым С.П., Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Лящевским И.С.,
по делу по иску Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, г.Тольятти)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, Москва), Правительству Самарской области (г. Самара), Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628, г. Самара)
третьи лица: Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, Министерство строительства Самарской области
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Мэрия городского округа Тольятти (истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации 15 438 000 руб. убытков, возникших в результате внеочередных предоставлений жилых помещений инвалидам по решениям судов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство экономического развития Самарской области и Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2014 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве соответчика привлечены Правительство Самарской области и Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство управления финансами Самарской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2015 года исковые требования удовлетворены в отношении Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства Самарской области и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы истец ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика - Правительство Самарской области, возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить без изменения обжалуемый судебный акт.
Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации, третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов суда в постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 05.08.2011 N 2-3454/11; от 22.02.2011 N 2-830/2011; от 17.05.2011 N 2-2218/11; от 28.11.2011 N 2-5098/11; от 28.11.2011 N 2-5119/11; от 19.01.2012 N 2-155/12; от 20.04.2011 N 2-177/2011; от 05.04.2011 N 2-1383/11; от 07.07.2010 N 2-3457/10; от 27.01.2012 N 2-306/2012; от 18.05.2012 N 2-2052/2011 мэрию городского округа Тольятти обязали вне очереди предоставить жилые помещения: Репину С.И., 1972 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек; Дмитриевой Н.И., 1963 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека; Курылевой Н.В., 1973 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека; Фахрутдинову И.З., 1966 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека; Корешкиной Г.А., 1971 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека; Клименко А.А., 1976 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека; Львинской Л.В., 1974 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека; Тур Е.Н., 1933 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек; Кустовой Н.М., 1973 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека; Козинскому В.Н., 1976 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека; Балкаевой Е.И., 1969 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека.
Во исполнение указанных решений Центрального районного суда города Тольятти Самарской области на основании распоряжений заместителя мэра городского округа Тольятти "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях": от 03.07.2012 N 7886-р/4; от 20.04.2012 N 4826-р/4; от 24.05.2012 N 6307-р/4; от 04.06.2012 N 6801-р/4; от 15.03.2012 N 3067-р/4; от 30.05.2012 N 6590-р/4; от 02.05.2012 N 5352-р/4; от 20.04.2012 N 4828-р/4; от 14.03.2012 N 2946-р/4; от 18.05.2012 N 6002-р/4; от 25.06.2012 N 7501-р/4 были предоставлены квартиры по договорам социального найма вышеуказанным гражданам.
Общая рыночная стоимость квартир согласно отчетам об оценке составила 15 438 000 руб.
Переданные в социальный наем квартиры являлись собственностью мэрии городского округа Тольятти, но в результате исполнения судебных актов Центрального районного суда города Тольятти Самарской области выбыли из его владения, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Мэрия городского округа Тольятти выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся гражданам, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы мэрии на исполнение названных полномочий не компенсировал, в связи с чем бюджету муниципального образования причинены убытки, которые подлежат взысканию с ответчика на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
При этом для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле указанного Закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Из представленных истцом договоров социального найма следует, что жилые помещения передавались мэрией г. Тольятти в 2012 году.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" Министерству регионального развития Российской Федерации предусмотрены расходы федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года, граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в размере 672 811 200 руб.
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, определен Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
Данным Законом определено понятие субвенций, как средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений отдельным категориям граждан.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пп. 1 - 4 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что вина ответчика в причинении истцу убытков не доказана, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2015 года по делу N А40-119034/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
А.Л.Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.