г. Москва |
|
03 августа 2015 г. |
Дело N А40-119034/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Седова С.П.,
судей: Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бытдаевой В.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2015 г.
по делу N А40-119034/13, принятое судьей Голоушкиной Т.Г. (шифр судьи 54-725),
по иску Мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, 445011, Самарская обл., г. Тольятти, пл. Свободы, д. 4)
к 1) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1),
2) Правительству Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210)
3) Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (ОГРН 1126316005628, 443086, г. Самара, ул. Революционная, д. 44)
третьи лица: 1) Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (ОГРН 1056315163850, 443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210),
2) Министерство управления финансами Самарской области (ОГРН 1026300972444, 443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 210),
3) Министерство строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, 443010, г. Самара, ул. Самарская, д. 146 А,)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика 1: Лобова Е.Н. по доверенности от 27.03.2015,
от ответчика 2: не явился, извещен,
от ответчика 3: Ермакова О.А. по доверенности от 28.11.2014,
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Мэрия городского округа Тольятти обратилась с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании за счет казны Российской Федерации 15.438.000 руб. - убытков, возникших в результате внеочередных предоставлений жилых помещений инвалидам по решениям судов, и о взыскании 12.100 руб. судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации указав, что обеспечение реализации решений органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета, а неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных мэрией городского округа Тольятти по предоставлению жилых помещений, повлекло причинение убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство экономического развития Самарской области и Министерство строительства Самарской области (ст. 51 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Постановлением ФАС МО от 29 июля 2014 г. указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение со ссылкой на то, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Суд кассационной инстанции пришел к выводу о недоказанности вины ответчика в причинении истцу убытков, а также к выводу о том, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Кассационная инстанция, при направлении дела на новое рассмотрение дала указание учесть изложенное, устранить отмеченные недостатки, предложить истцу уточнить круг лиц, участвующих в деле, обосновать право на обращение в суд с настоящим иском, исходя из представленных сторонами доказательств, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, принять законный и обоснованный судебный акт.
В силу абзаца 2 пункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 АПК РФ определением от 14.10.2014 г. и 03.03.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечены соответственно Правительство Самарской области и Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечено Министерство управления финансами Самарской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2015 г. исковые требования повторно удовлетворены и убытки в заявленном размере взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. В иске к Правительству Самарской области и Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области отказано.
Не согласившись с принятым решением, Минфин России обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, так как возмещение стоимости представленного жилья не являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражного суде апелляционной инстанции" если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Решение в остальной части не обжалуется, в связи с чем, при отсутствии возражений сторон, апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения в обжалованной части в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ.
В отзывах на жалобу истец, Министерство управления финансами Самарской области, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области указывают, что вынесенное решение законно и обоснованно, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, нормы материального права применены правильно.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы жалобы, представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области возражал против доводов жалобы, просил оставить решение без изменения.
Остальные участники судебного процесса, которые в соответствии со ст. 123 АПК РФ были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение о взыскании убытков с Российской Федерации подлежащим отмене в связи неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств и норм права.
Вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 05.08.2011 N 2-3454/11; от 22.02.2011 N 2-830/2011; от 17.05.2011 N 2-2218/11; от 28.11.2011 N 2-5098/11; от 28.11.2011 N 2-5119/11; от 19.01.2012 N 2-155/12; от 20.04.2011 N 2-177/2011; от 05.04.2011 N 2-1383/11; от 07.07.2010 N 2-3457/10; от 27.01.2012 N 2-306/2012; от 18.05.2012 N 2-2052/2011 мэрию городского округа Тольятти обязали вне очереди предоставить жилые помещения: Репину С.И., 1972 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек; Дмитриевой Н.И., 1963 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека; Курылевой Н.В., 1973 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека; Фахрутдинову И.З., 1966 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека; Корешкиной Г.А., 1971 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека; Клименко А.А., 1976 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека; Львинской Л.В., 1974 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека; Тур Е.Н., 1933 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек; Кустовой Н.М., 1973 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека; Козинскому В.Н., 1976 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи четыре человека; Балкаевой Е.И., 1969 г.р., жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека.
Во исполнение указанных решений Центрального районного суда города Тольятти Самарской области на основании распоряжений заместителя мэра городского округа Тольятти "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях": от 03.07.2012 N 7886-р/4; от 20.04.2012 N 4826-р/4; от 24.05.2012 N 6307-р/4; от 04.06.2012 N 6801-р/4; от 15.03.2012 N 3067-р/4; от 30.05.2012 N 6590-р/4; от 02.05.2012 N 5352-р/4; от 20.04.2012 N 4828-р/4; от 14.03.2012 N 2946-р/4; от 18.05.2012 N 6002-р/4; от 25.06.2012 N 7501-р/4 были предоставлены квартиры по договорам социального найма вышеуказанным гражданам.
Общая рыночная стоимость квартир согласно отчетам об оценке составила 15.438.000 руб.
Переданные в социальный наем квартиры являлись собственностью мэрии городского округа Тольятти, но в результате исполнения судебных актов Центрального районного суда города Тольятти Самарской области выбыли из его владения, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Мэрия городского округа Тольятти выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся гражданам, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы мэрии на исполнение названных полномочий не компенсировал, в связи с чем бюджету муниципального образования причинены убытки, которые подлежат взысканию с ответчика на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
При этом для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 10 Постановления от 01.07.1996 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности вины ответчика в причинении убытков, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и причиненными убытками, а также доказанности размера убытков, подтвержденных допустимыми доказательствами.
Указанные выводы не соответствуют следующим нормам материального права и обстоятельствам дела.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле указанного Закона предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Из представленных истцом договоров социального найма следует, что жилые помещения передавались мэрией г. Тольятти в 2012 году.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" Министерству регионального развития Российской Федерации предусмотрены расходы федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года, граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в размере 672.811,2 тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, определен Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
Данным Законом определено понятие субвенций, как средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений отдельным категориям граждан.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, в том числе инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пп. 1 - 4 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 г. N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вина ответчика в причинении истцу убытков не доказана, а Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2015 по делу N А40-119034/13 в обжалуемой части отменить. В удовлетворении требований о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Судьи |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119034/2013
Истец: Мэрия г. о. Тольятти, Мэрия городского округа Тольятти
Ответчик: Министерство финансов РФ
Третье лицо: Министерство строительства Самарской области, Министерство экономического развития Самарской области, Минэкономразвития Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6258/14
03.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27140/15
18.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-119034/13
29.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6258/14
24.03.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6116/14
30.12.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-119034/13