город Москва |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А41-24310/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца: Константинов Р.Н., доверенность от 02.06.2014;
от ответчиков: от АО "Пансионат отдыха "Новогорск": Рыжков С.Г., доверенность от 01.10.2015; Лосик А.Е., доверенность от 20.10.2015; Гимпелевич Ю.Р., доверенность от 01.10.2015; от Управления Росреестра по Московской области: Новиков С.В., доверенность от 19.03.2015 N 59-Д; от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от ТУ Росимущества в Московской области: Богомолов С.В., доверенность от 18.08.2015 N 44/Д-07; от Администрации городского округа Химки Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 26 ноября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - ДНП "Новогорск-1"
на решение от 03 марта 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление от 07 июля 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-24310/13
по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Новогорск-1" (ОГРН: 1035009566217)
об установлении границ земельного участка и признании отсутствующим права собственности на земельный участок
к открытому акционерному обществу "Пансионат отдыха "Новогорск" (ОГРН: 1025006180561), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация городского округа Химки Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Новогорск-1" (далее - ДНП "Новогорск-1") обратилось в Арбитражный суд Московской области к открытому акционерному обществу "Пансионат отдыха "Новогорск" (далее - ОАО "П/О Новогорск") со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Установить часть границ земельного участка, принадлежащего ДНП "Новогорск-1" на праве постоянного (бессрочного) пользования с кадастровым номером 50:10:0080101:48 по характерным точкам границ существующими и уточненными координатами, указанными в межевом плане, подписанном 07.12.2012 кадастровым инженером Арончиком М.А. и председателем правления ДНП "Новогорск-1" Зайцевым Г.И.;
2. Признать отсутствующим право собственности ОАО "П/О Новогорск" на части земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685 в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080101:48, принадлежащего ДНП "Новогорск-1" на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые были описаны в Плане на земельный участок и удостоверены руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Химкинского района Дунюшиной М.Л. в 2002 году, с учетом проекта организации использования территории ДНП "Новогорск-1";
Признать отсутствующим право собственности ОАО "П/О Новогорск" на части указанных земельных участков с момента внесения недостоверной записи в ЕГРП о том, что ОАО "П/О Новогорск" является собственником земельного участка с КН 50:10:080101:0053, общей площадью 889.300 кв.м (с 05.04.2004);
3. Признать отсутствующим право собственности ОАО "П/О Новогорск" на части земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685 в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080101:48, установленных на основании сведений о местоположении границ, указанных в межевом плане, подписанном 07.12.2012 кадастровым инженером Арончиком М.А. и председателем правления ДНП "Новогорск-1" Зайцевым Г.И.;
Признать отсутствующим право собственности ОАО "П/О Новогорск" на части указанных земельных участков с момента внесения недостоверной записи в ЕГРП о том, что ОАО "П/О Новогорск" является собственником земельного участка с КН 50:10:080101:0053, общей площадью 889.300 кв.м (с 05.04.2004);
4. В целях устранения нарушений права ДНП "Новогорск-1", не связанных с лишением владения, обязать ОАО "П/О Новогорск" совершить необходимые действия для исключения недостоверных сведений из государственного кадастра недвижимости об общей площади и местоположении границ указанных земельных участков в части пересечения их границ с границами земельного участка, принадлежащего ДНП "Новогорск-1", в том числе, в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", подать в орган, осуществляющий кадастровый учет заявления о кадастровом учете изменений земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:685, 50:10:0080101:688, право собственности на которые зарегистрировано за ОАО "П/О Новогорск", межевой план (межевые планы), в котором (в которых) в соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" будут воспроизведены следующие новые, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек части границ и общей площади земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080101:683 (13 (X 485345,64; Y 2179180,82), н21 (X 485340,49; Y 2179181,51), н22 (X 485328,62; Y 2179180,35), н23 (X 485330,09; Y 2179285,66), н24 (X 485274,97; Y 2179281,33), н25 (X 485226,06; Y 2179106,02), н26 (X 485207,86; Y 2179099,74));
части границ и общей площади земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080101:688 (н26 (X 485207,86; Y 2179099,74), н27 (X 485205,52; Y 2179098,90), н28 (X 485153,23; Y 2179102,35), н29 (X 485079,31; Y 2179102,24), н30 (X 485087,09; Y 2179195,25));
части границ и общей площади земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080101:685 (18 (X 485105,81; Y 2179328,72), н31 (X 485033,84; Y 2179337,15), н32 (X 485050,53; Y 2179290,45), н33 (X 485050,71; Y 2179278,45), н34 (X 485044,26; Y 2179241,30), н35 (X 485029,35; Y 2179237,08), н36 (X 485024,73; Y 2179212,00), н37 (X 485008,63; Y 2179151,72), н38 (X 485004,83; Y 2179138,66), н39 (X 485043,05; Y 2179121,25), н40 (X 485040,30; Y 2179052,21), н41 (X 485061,63; Y 2178993,06));
а также другие документы, указанные в статье 22 и других статьях Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимые для осуществления кадастрового учета изменений указанных земельных участков;
5. Не применять при рассмотрении дела и при принятии решения по делу распоряжение Главы Химкинского района Московской области от 07.04.2003 N 357р и постановление Главы городского округа Химки Московской области от 28.09.2007 N 1467, которые противоречат закону;
6. В целях устранения нарушений права ДНП "Новогорск-1", не связанных с лишением владения, совершить все необходимые действия для исключения из ЕГРП недостоверных записей об общей площади земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:685, 50:10:0080101:688, право собственности на которые зарегистрировано за ОАО "П/О Новогорск", а также все необходимые действия для исключения недостоверных сведений из государственного кадастра недвижимости об общей площади и местоположении границ указанных земельных участков в части пересечения их границ с границами земельного участка, принадлежащего ДНП "Новогорск-1".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2014 в удовлетворении требований ДНП "Новогорск-1" отказано.
Постановлением от 07.07.2015 Десятый арбитражный апелляционный суд принял отказ ДНП "Новогорск-1" от исковых требований о признании отсутствующим права собственности ОАО "П/О Новогорск" на части земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685; решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2014 отменил; производство по делу N А41-24310/13 в части указанных требований прекратил; в остальной части решение оставил без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ДНП "Новогорск-1" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчик - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области и третье лицо - Администрация городского округа Химки Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ответчиков - ОАО "П/О Новогорск", Управления Росреестра по Московской области и третьего лица - ТУ Росимущества в Московской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Главы Химкинского района Московской области от 16.02.2000 N 107 ДНП "Новогорск-1" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок для дачного строительства в районе п. Новогорск Химкинского района из состава земель ОАО "П/О Новогорск", площадью 14,8 га, предписано оформить отвод земельного участка в натуре.
Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 19.03.2002 N 200р утверждены границы земельного участка в районе п. Новогорск Химкинского района, предоставленного в бессрочное (постоянное) пользование ДНП "Новогорск-1" на площади 8,46 га.
Право постоянного (бессрочного) пользования ДНП "Новогорск-1" земельным участком, площадью 84.600 кв.м, кадастровый номер 50-10-080101-0048 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.08.2012, выданному взамен свидетельства серия 50 АГ N 873975, выпиской из ЕГРП от 19.12.2012.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.12.2012 отказано в кадастровом учете изменений в части сведений о местоположении границы земельного участка с КН 50:10:0080101:48, в связи с тем, что они пересекают границы в том числе земельных участков с КН 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685.
Полагая, что спорный земельный участок существует именно в указанных ДНП "Новогорск-1" границах, партнерство обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истец не доказал наличие у него прав на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0080101:48 в указанных в иске границах и площади, что в отношении данного земельного участка принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с предоставлением истцу земельного участка с кадастровым номером 50:10:08:0101:0123, площадью 7.514 кв.м, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685 сформированы из земельного участка с кадастровым номером 50:10:080101:0053, учтены в ГНК, границы их установлены, на данные участки зарегистрировано право собственности ОАО "П/О Новогорск", в связи с чем оснований для пересмотра характерных точек координат границ данных земельных участков не имеется, данных о пересечении границ иных земельных участков, поставленных на кадастровый учет, в материалы дела не представлено.
Одним из требований, заявленных в рамках настоящего дела, является требование об установлении части границ земельного участка, принадлежащего ДНП "Новогорск-1" на праве постоянного (бессрочного) пользования с кадастровым номером 50:10:0080101:48 по характерным точкам границ, указанным в межевом плане, подписанном 07.12.2012 кадастровым инженером Арончиком М.А. и председателем правления ДНП "Новогорск-1" Зайцевым Г.И.
Согласно статье 35 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда, а в случаях, предусмотренных законодательством, на основании определения суда. Если кадастровые работы уже выполнены и их результаты представлены в суд в виде межевого плана с актом согласования местоположения внутренних границ земельных участков, образуемых в границах ранее поставленного на кадастровый учет исходного земельного участка, подписанным всеми собственниками объектов недвижимости, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ.
Если кадастровые работы не проводились, либо проводились по инициативе одного или нескольких собственников объектов недвижимости, но границы между образуемыми земельными участками не были согласованы, суд вправе сам назначить проведение кадастровых работ применительно к правилам, предусмотренным статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для назначения экспертизы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11).
С учетом изложенного, апелляционный суд определением от 24.07.2014 назначил по настоящему делу проведение экспертизы - кадастровых работ, поручив ее проведение экспертам ООО "Агентства "Независимость" Кадырову Фархаду Абдурахмановичу, Романову Юрию Александровичу, Прохорову Валерию Николаевичу.
Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
1) Установить фактическое расположение земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080101:48 на местности, определив его границы с указанием характерных точек координат;
2) Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080101:48;
3) С учетом установленных границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080101:48 определить, имеется ли наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685 на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0080101:48;
4) Определить смежную границу земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080101:48 с земельными участками с кадастровыми номерами 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685 с указанием координат поворотных точек. Представить с экспертным заключением графическую план-схему, на которой отобразить установленные в ходе экспертизы обстоятельства.
Из представленного в материалы дела экспертного заключения следует, что установить фактическое расположение земельного участка с кадастровым номером 50:10:0080101:48 на местности, определив его границы с указанием характерных точек координат, не представляется возможным, ввиду того, что имеется распоряжение Главы Химкинского района Московской области от 07.04.2003 N 357р, согласно которому на участок 8,46 прекращено право постоянного бессрочного пользования на площади 7,71 га и утверждены границы земель ДНП "Новогорск-1" на площади 0,75 га. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:10:0080101:48 прекратил свое существование с 2003 году. Кроме того, участок с кадастровым номером 50:10:0080101:48 выделялся из состава участка 14,8 га, который координат поворотных точек не имел.
Соответственно, установить границы спорного участка, а также факт его пересечения с земельными участками с кадастровыми номерами 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685 также не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ), государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 названного Закона, кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
В соответствии со статьей 15 Закона N 28-ФЗ, на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов, проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В соответствии со статьей 19 Закона N 28-ФЗ, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).
Статья 19 Закона о землеустройстве устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
В силу статьи 17 Закона о землеустройстве, межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве).
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Закона о землеустройстве).
В силу статей 22 - 24 Закона о землеустройстве, землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Состав документов государственного земельного кадастра был определен статьей 13 Закона N 28-ФЗ и включал, в том числе Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 28-ФЗ, допускалось внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков как на основании данных о межевании, так и на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.
В соответствии со статьей 19 Закона N 28-ФЗ, для проведения кадастрового учета земельных участков правообладатели земельных участков подают заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Из статьи 1 данного Закона следует, что межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Сведения о местоположении земельного участка вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка (статья 17 Закона N 28-ФЗ).
В целях реализации положений Закона N 28-ФЗ и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327 утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее - Требования, приказ утратил силу с 01.01.2009 в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).
В соответствии с пунктами 3 - 6 Требований и приложений N 1 - 5 к ним, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках оформляются в виде описания земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержало чертеж земельных участков, описание границ с координатами X, Y и описание закрепления на местности условно обозначенных точек.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 28-ФЗ, при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным Законом для проведения кадастрового учета.
При этом допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Закона N 28-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ).
Таким образом, Закон о землеустройстве и Закон N 28-ФЗ предусматривали составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат. Закон N 28-ФЗ предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.
Соответственно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ.
Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.
Как установлено решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2013 N ВАС-1294/13, в случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 07.04.2003 N 357р утверждены границы земельного участка в районе п. Новогорск Химкинского района, переданного в аренду ОАО "П/О Новогорск" на площади 88,93 га.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23.12.2003 N 7173-р в собственность ОАО "П/О Новогорск" предоставлен земельный участок с КН 50:10:080101:0053, общей площадью 889.300 кв.м, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к распоряжению.
Между СГУ при Правительстве РФ "РФФИ" и ОАО "П/О Новогорск" заключен договор купли-продажи земельного участка с КН 50:10:080101:0053, общей площадью 889.300 кв.м, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка.
Право собственности ОАО "П/О Новогорск" на земельный участок с КН 50:10:080101:0053, общей площадью 889.300 кв.м, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.04.2004. В качестве основания регистрации права указан договор купли-продажи от 27.01.2004, зарегистрированный в МОРП 05.04.2004.
Согласно кадастровому плану земельного участка с КН 50:10:080101:0053 от 08.04.2003, представленному ФГБУ "ФКП Росреестра", земельный участок поставлен на кадастровый учет, разрешенное использование - для организации отдыха, площадь земельного участка соответствует материалам межевания, кадастровый план содержит описание характерных точек координат границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Закона о кадастре 2007 года кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Таким образом, границы земельного участка с КН 50:10:080101:0053 установлены в соответствии с действующим законодательством, содержатся в ГКН с 2003 года, существуют более 10 лет, данных о пересечении границ иных земельных участков, поставленных на кадастровый учет, в материалы дела не представлены, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для пересмотра характерных точек координат границ земельного участка с КН 50:10:080101:0053 в настоящий момент не имеется.
Как следует из выписки из ЕГРП на земельные участки с КН 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685, право собственности на них зарегистрировано за ОАО "П/О Новогорск".
Согласно кадастровым выпискам от 18.12.2012, земельные участки с КН 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685 поставлены на кадастровый учет 23.11.2012, границы их установлены.
Таким образом, как правомерно указали суды, оснований для пересмотра границ земельных участков с КН 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685, образованных из него, также не имеется.
Заявляя исковые требований об установлении границ земельного участка 50:10:0080101:4, истец в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать права на земельный участок с данным кадастровым номером в указанных в иске границах и площади.
Судами установлено, что такие доказательства в суд не представлены.
Из части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 Закона о кадастре).
Согласно распоряжению Главы Химкинского района Московской области от 19.03.2002 N 200р утверждены границы земельного участка в районе п. Новогорск Химкинского района, предоставленного в бессрочное (постоянное) пользование ДНП "Новогорск-1" на площади 8,46 га.
Согласно кадастровой выписки на земельный участок с КН 50:10:0080101:48 от 18.12.2012, дата внесения номера этого земельного участка в ГКН - 19.05.2006, границы земельного участка не установлены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, к распоряжению Главы от 19.03.2002 приложена схема границ земельного участка с КН 50:10:0080101:48.
Вместе с тем, из материалов кадастровых дел и дела правоустанавливающих документов на земельный участок с КН 50:10:0080101:48 следует, что характерные точки границ земельного участка с КН 50:10:0080101:48 имеют различные координаты, количество характерных точек координат также различается.
Согласно статье 38 Закона о кадастре от 24.07.2007, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Как следует из описательной части межевого плана, основанием для установления границ является схема границ земельного участка, вместе с тем, как указано выше, схема не может являться достаточным доказательством существования границ земельного участка с КН 50:10:0080101:48 в указанных в межевой плане границах, поскольку сама схема содержит указание на различные точки координат границ участка.
В соответствии со статьей 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (пункт 1 статьи 39 Закона о кадастре).
Как следует из материалов дела, представленный истцом межевой план не содержит согласования местоположения границ земельного участка.
В соответствии со статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком, заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3.1 настоящей статьи документов следующие документы:
копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 07.04.2003 N 357р утверждены границы земельного участка в районе п. Новогорск Химкинского района, переданного в аренду ОАО "П/О Новогорск" на площади 88,93 га; прекращено право бессрочного (постоянного) пользования ДНП "Новогорск-1" на площади 7,71 га, утверждены границы земель ДНП "Новогорск-1" на площади 0,75 га.
Согласно заявлению председателя ДНП "Новогорск-1" Лосева В.В. Главе Администрации Химкинского района Московской области, ДНП "Новогорск-1" просило утвердить новые границы земельного участка ДНП "Новогорск-1" ввиду того, что часть участка передается пансионату "Новогорск" с целью создания зоны отдыха для отдыхающих в пансионате согласно прилагаемого плана.
Решением Межведомственной комиссии по землепользованию и земельным ресурсам Администрации городского округа Химки от 23.03.2007 согласовано предоставление в собственность земельного участка площадью 7514 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, для дачного строительства (земли общего пользования).
Постановлением Главы городского округа Химки Московской области от 28.09.2007 N 1467 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования передан в собственность за плату ДНП "Новогорск-1" земельный участок с КН 50:10:08:0101:0123 площадью 7514 кв.м, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для дачного строительства", на котором находится объект недвижимого имущества, принадлежащий ДНП "Новогорск-1" на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 50НА N 1369931.
ДНП "Новогорск-1" предписано обеспечить государственную регистрацию договора купли-продажи земельного участка.
Согласно заявлению председателя правления ДНП "Новогорск-1" от 07.12.2006, он просит рассмотреть вопрос об оформлении в собственность находящегося в бессрочном (постоянном) пользовании земельного участка для дачного строительства, общая площадь 7.514 кв.м, КН 50:10:08:0101:0123.
Согласно кадастровому плану земельного участка с КН 50:10:08:0101:0123 площадью 7.514 кв.м от 29.11.2006, земельный участок отнесен к категории земель - земли поселений, разрешенное использование - для дачного строительства, площадь земельного участка соответствует материалам межевания, участок имеет характерные точки координат, которые отражены в ГКН.
Указанные обстоятельства также были установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 17.06.2014 по делу N А41-8654/14.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.12.2012 отказано в кадастровом учете изменений в части сведений о местоположении границы земельного участка с КН 50:10:0080101:48, в связи с тем, что они пересекают границы в том числе земельного участка с КН 50:10:08:0101:0123.
Решением координационной группы по оформлению адресной информации о присвоении почтового адреса ДНП "Новогорск-1", утвержденного первым заместителем Главы Администрации городского округа Химки 26.07.2007, ДНП "Новогорск-1" присвоен адрес: Московская область, город Химки, микрорайон Новогорск, улица Заречная, владение 17.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что в отношении земельного участка с КН 50:10:0080101:48 принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и истцу предоставлен земельный участок с КН 50:10:08:0101:0123, площадью 7.514 кв.м.
Истец указывает, что заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования им не подавалось.
Между тем, как указывалось выше, в материалах настоящего дела имеется заявление председателя ДНП "Новогорск-1" Лосева В.В., в котором партнерство просит утвердить новые границы земельного участка партнерства, ввиду того, что часть земельного участка с КН 50:10:0080101:48 передано пансионату "Новогорск".
О фальсификации указанного доказательства в порядке, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодекса Российской Федерации не заявлялось. Доказательств, подтверждающих, что такое заявление партнерством не подавалось в материалы дела также не представлено.
Соответственно, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требования об установлении части границ спорного земельного участка.
Кроме того, истцом заявлено требование, в котором он просит не применять распоряжение Главы Химкинского района Московской области от 07.04.2003 N 357р об утверждении границ земельного участка в районе п. Новогорск Химкинского района, переданного в аренду ОАО "П/О Новогорск" на площади 88,93 га; прекращении права бессрочного (постоянного) пользования ДНП "Новогорск-1" на площади 7,71 га, утверждены границы земель ДНП "Новогорск-1" на площади 0,75 га, постановление Главы городского округа Химки Московской области от 28.09.2007 N 1467 о передаче в собственность за плату ДНП "Новогорск-1" земельного участка с КН 50:10:08:0101:0123 площадью 7514 кв.м.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении указанного требования, ввиду следующего.
В силу статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно заявлению председателя правления ДНП "Новогорск-1" от 07.12.2006, он просит рассмотреть вопрос об оформлении в собственность находящегося в бессрочном (постоянном) пользовании земельного участка для дачного строительства общая площадь 7.514 кв.м, КН 50:10:08:0101:0123.
Таким образом, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что на 07.12.2006 истец знал об оспариваемых ненормативных актах. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении указанного требования.
Как указывает истец, требования о признании отсутствующим права собственности ответчика на соответствующие части земельных участков с кадастровыми номерами 50:10:0080101:683, 50:10:0080101:688, 50:10:0080101:685 основаны на их пересечении с границами спорного земельного участка.
Как указывалось выше, установить границы спорного земельного участка не представляется возможным. Соответственно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении указанной части требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда апелляционной инстанции при принятии постановления. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу постановления.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятого судом апелляционной инстанции судебного акта либо влекущего безусловную отмену последнего, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2015 года по делу N А41-24310/13 оставить без изменения, кассационную жалобу ДНП "Новогорск-1" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
...
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
...
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 декабря 2015 г. N Ф05-10226/14 по делу N А41-24310/2013
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10226/14
13.08.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4859/14
07.07.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4859/14
16.09.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10226/14
03.03.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-24310/13