город Москва |
|
22 января 2016 г. |
Дело N А40-42044/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ситница" - Авдеевой М.В. по дов. от 26.01.2015,
от заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы - Устабасиди Д.В. по дов. от 25.12.2015 N 33-Д-810/15,
рассмотрев 19 января 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 29 мая 2015 года,
принятое судьей Полукаровым А.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 01 сентября 2015 года,
принятое судьями Тихоновым А.П., Левиной Т.Ю., Кузнецовой Е.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ситница" об оспаривании действия Департамента городского имущества города Москвы, выразившегося в отказе выдачи схемы расположения земельного участка
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ситница" (далее - ООО "Ситница", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент):
- о признании незаконными решений, оформленных письмами от 14.01.2015 N 33-5-36883/14-(0)-1 и от 02.03.2015 N 33-5-2338/15-(0)-1, об отказе в выдаче схемы расположения на кадастровой карте (плане) территории земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого многоквартирного дома по адресу: г.Москва, проспект Маршала Жукова, д. 10, корп.1;
- обязании Департамента утвердить и выдать ООО "Ситница" схему расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого многоквартирного дома по адресу: г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 10, корп. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2015 года, требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением судов, Департамент обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит их отменить как принятые с нарушением норм права, отказав в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, представитель общества просил жалобу отклонить, ссылаясь на законность обжалуемого судебного акта, представил отзыв.
Отводов составу суда не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит судебные акты не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Ситница " на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 397,2 кв.м адресу: г. Москва, проспект Маршала Жукова, д. 10, корп. 1, в подтверждение чего представлено свидетельство о государственной регистрации права от 21.04.2003 серии 77 АА N 264705.
Указанное помещение является встроено-пристроенным помещением булочной к жилому многоквартирному дому по указанному адресу.
Земельный участок для эксплуатации булочной был предоставлен обществу сроком на 10 лет по договору аренды от 20.11.1998 N М-08-012548, заключенному с Московским земельным комитетом.
26.03.2009 заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о пролонгации данного договора аренды. Письмом N 33-26/9 от 26.03.2009 Департамент земельных ресурсов города Москвы отказал в пролонгации договора со ссылкой на статью 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой земельные участки, необходимые для эксплуатации жилого многоквартирного дома, переходят в общую долевую собственность собственников помещений такого дома с момента кадастрового учета указанного земельного участка, переоформление договора аренды не требуется.
13.03.2014 заявитель повторно обратилась в Департамент через службу "одного окна" с заявлением о предоставлении названного земельного участка в аренду.
22.04.2014 письмом N 33-5-8266/14-(0)-1 Департамент отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на те же основания: земельный участок под жилым домом передается в собственность собственников помещений дома. Организации предложено обратиться в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под домом, так как границы этого земельного участка не сформированы.
13.03.2014 заявитель обратился в службу "одного окна" Департамента с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, предназначенного для эксплуатации жилого многоквартирного дома, включающего в свой состав принадлежащие ему нежилые помещения булочной.
Письмом N 33-5-36883/14-(0)-1 от 14.0ё1.2015 Департамент отказал в выдаче схемы со ссылкой на наличие судебного разбирательства по делу N А40-168498/2013.
Заявитель повторно обратился с заявлением, но получил отказ, оформленный письмом от 02.03.2015 N 33-5-2338/15-(0)-1.
Общество, полагая, что отказ Департамента является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно частям 3 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
Таким образом, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом толкования Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Согласно статье 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению собственника помещения в многоквартирном доме формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Таким уполномоченным органом в городе Москве является Департамент городского имущества города Москвы, что следует из Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12736/12 по делу N А40-80260/11-9-692 Арбитражного суда города Москвы.
Судами установлено, что в отношении спорного земельного участка распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 27.11.2009 N 5765 был утвержден проект межевания территории квартала 79, ограниченного проспектом Маршала Жукова, улицей Демьяна Бедного, Новохорошевским проездом, 3-й Хорошевской улицей, 2009 года N 08.06.005.2009.
Границы спорного земельного участка определены данным проектом межевания (участок N 11 на плане). Площадь земельного участка составила 1 980 кв.м; помещение булочной, принадлежащее обществу, учтено проектом межевания в разделе "общая площадь встроенных, встроенно-пристроенных нежилых помещений" в составе жилых домов (табл. 1, стр. 21 выписки из проекта межевания).
Таким образом, Департамент обязан сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Отказ Департамента нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и не соответствует частям 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его недействительным.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, ими правильно применены норма права, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Несогласие Департамента с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2015 года по делу N А40-42044/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.