Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития информирует.
В первом полугодии 2007 года совместно с территориальными Управлениями Росздравнадзора организованы и проведены плановые комплексные проверки в 7 субъектах Российской Федерации: Амурская область, Воронежская область, Республика Хакасия, Томская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ.
Проверены лечебно-профилактические учреждения, учреждения социального обслуживания, а также дома ребенка по вопросам:
- качества оказания медицинской помощи в учреждениях родовспоможения и детства;
- деятельности органов и учреждений здравоохранения по организации контроля качества медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации;
- выполнения нормативных правовых актов в части оказания медицинской, социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- соблюдения государственных стандартов социального обслуживания.
В ходе проверок установлено, что вопросы организации медицинской помощи матерям и детям заслушиваются на коллегиях органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и региональных совещаниях руководителей органов управления здравоохранением муниципальных образований.
В проверенных субъектах отмечено снижение показателей младенческой и материнской смертности.
Проводятся плановые мероприятия по улучшению качества оказания медицинской помощи детскому населению и беременным.
Состояние лекарственного обеспечения в проверенных детских больницах и родильных домах удовлетворительное.
В большинстве проверенных ЛПУ внедрены формы добровольного информированного согласия родителей на госпитализацию их детей.
В ходе проверок установлено, что в лечебно-профилактических учреждениях Амурской, Томской областей и Республики Хакасия платные услуги в учреждениях родовспоможения и детства отсутствуют. Медицинская помощь оказывается в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Наряду с этим выявлены недостатки деятельности педиатрической службы. Ослаблено методическое руководство со стороны органов управления здравоохранением. Отделы организации медицинской помощи матерям и детям органов управления здравоохранением не укомплектованы главными педиатрами и главными акушер-гинекологами.
Отмечен недостаточный контроль со стороны администрации лечебно-профилактических учреждений за качеством лечения детей и ведением медицинской документации. В родильных домах (отделениях) не в полном объеме используются современные здоровье сберегающие неонатальные технологии, в частности, совместное пребывание матери и ребенка.
В структуре ОГУЗ "Амурская областная детская клиническая больница" отсутствует консультативная поликлиника. Консультативный прием врачей-специалистов областного уровня проводится в детском отделении консультативной поликлиники ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница".
В Томской области отсутствует областной перинатальный центр. Имеется всего 10 коек для обследования и лечения беременных с тяжелой экстрагенитальной патологией на базе Томской областной клинической больницы. Для родоразрешения пациенток приходится переводить в муниципальные родильные дома.
Материально-техническая база сельских учреждений здравоохранения в настоящее время не отвечает современным санитарно-техническим нормам и требованиям. Во многих участковых больницах, которые в том числе оказывают медицинскую помощь матерям и детям, отсутствуют горячее и холодное водоснабжение, канализация.
Установлено, что износ оборудования по ряду муниципальных и государственных лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям, в среднем составляет 50%. Так, в ГУЗ "Хакасская республиканская больница им. Г.Я. Ремишевской" 100% износ имеют компьютерный томограф и рентгеновские аппараты. Детское отделение МУЗ "Аскизская ЦРБ" (Республика Хакасия), требует капитального ремонта и дополнительного оснащения мягким и твердым инвентарем.
В Томской области процент изношенности медицинского оборудования в детских больницах и родильных отделениях, особенно в центральных районных больницах, составляет 75%.
Отмечено недостаточное финансирование службы родовспоможения и детства в субъектах Российской Федерации. Особенно остро выражен дефицит финансовых средств в муниципальных учреждениях здравоохранения. Для ряда детских больниц и родильных домов требуется увеличение финансирования в два раза. Отсутствие средств не позволяет привлекать высококвалифицированных специалистов-экспертов, внедрять современные диагностические и лечебные технологии, проводить реструктуризацию и оптимизацию службы.
Федеральная служба констатирует, что установленные в субъектах Российской Федерации подушевые нормативы финансирования Программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению недостаточны и не отвечают реальным потребностям. Так, утвержденное финансирование составляет, в среднем 80% от расчетной потребности, при этом дефицит финансирования Программ составляет в разных регионах от 20 до 40% от утвержденной стоимости, что не может не сказываться на качестве оказания медицинской помощи, в том числе, матерям и детям. Несмотря на недостаточность финансирования, происходит его неуклонное снижение по отдельным видам оказания медицинской помощи.
В настоящее время работа органов управления здравоохранением по организации и функционированию системы управления качеством медицинской помощи населению, утверждению и внедрению региональных стандартов оказания медицинской помощи в Воронежской области и Республике Хакасия признана удовлетворительной, в Архангельской, Томской областях и Ненецком автономном округе - требует улучшения.
По результатам проведенных проверок органам управления здравоохранением рекомендовано:
- усилить работу по укреплению материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства;
- активизировать работу по привлечению специалистов и подготовке кадров педиатрической службы;
- осуществлять дальнейшее внедрение современных здоровье сберегающих технологий в медицинских учреждениях родовспоможения и детства;
- продолжить работу по совершенствованию системы управления качеством медицинской помощи населению субъекта Российской Федераций;
- осуществлять подготовительную работу по реализации федерального закона РФ от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием разграничения полномочий" в части осуществления полномочий по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения.
Материалы с информацией о результатах проведенных Росздравнадзором проверок, а также предложения по устранению выявленных недостатков доведены до сведения глав администраций проверенных субъектов.
В результате проведенных проверок выявлены следующие недостатки в организации деятельности органов и учреждений социальной защиты населения:
- работа по принятию и реализации нормативных правовых документов, регулирующих положение социально незащищенных категорий населения осуществляется в субъектах Российской Федерации не в полном объеме;
- требования национальных стандартов социального обслуживания не доведены до сведения администраций учреждений или исполняются формально;
- не обеспечена в полном объеме реализация мер по укреплению материально-технической базы учреждений, в том числе проведению ремонтно-строительных работ, обеспечению пожарной безопасности, приобретению автотранспорта, технологического, реабилитационного, медицинского, дидактического оборудования, мебели, обуви и одежды;
- не обеспечивается комплексный подход к решению проблем учреждений при разработке мероприятий региональных целевых программ и финансированию указанных мероприятий в достаточных объемах;
- не осуществляется соблюдение санитарно-технических условий жизнеобеспечения учреждений, санитарных норм жилой площади на одного человека;
- практически во всех проверенных субъектах Российской Федерации не обеспечена в полном объеме работа по лицензированию отдельных видов медицинской и образовательной деятельности.
Инспекционными группами Росздравнадзора в связи с этим осуществлены меры административного воздействия (составлены протоколы) в Томской, Архангельской областях, Ненецком автономном округе.
Результаты проверок Росздравнадзора были доложены на совещаниях у заместителей высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (с участием руководителей органов управления здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства и других).
Акты проверок переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (заместителям руководителей субъектов Российской Федерации или назначенным ими лицам), органам управления здравоохранением и социальной защиты населения для рассмотрения итогов проверок, разработки мероприятий по устранению выявленных недостатков, в том числе в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Определены сроки представления в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития информации о результатах корректирующих мероприятий и проведенной работы.
В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 205) контроль за проведением указанных мероприятий в каждом субъекте Российской Федерации осуществляют территориальные Управления Росздравнадзора.
Кроме того, письмами Росздравнадзора от 23.04.2007 N 01И-331/07 и N 01И-332/07 руководителям управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлена аналитическая информация "О результатах проведенных Росздавнадзором проверок деятельности детских учреждений здравоохранения и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по соблюдению социальных гарантий, обеспечивающих социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2006 году", приказ Росздравнадзора от 28.02.2007 N 418-Пр/07 "Об утверждении формы Акта о результатах инспекционной проверки" детских учреждений здравоохранения и социальной защиты населения и рекомендации по организации указанной проверки.
Установлены сроки представления информации о принятых по устранению отмеченных недостатков мерах и качественному улучшению положения детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По информации, поступившей из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также по результатам контрольных проверок выполнения предложений инспекционных групп Росздравнадзора приняты дополнительные меры по повышению качества обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по развитию семейных форм воспитания, устранению отмеченных недостатков.
По итогам проверок Росздравнадзора органами исполнительной власти, органами и учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения разработаны мероприятия, направленные на устранение недостатков, выявленных в ходе проверки; проведены коллегии и совещания с руководителями и специалистами учреждений здравоохранения и социальной защиты населения; намечены планы по повышению качества оказания социальных услуг в указанных учреждениях.
По рекомендациям проверяющих принят ряд нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации, устанавливающих нормы и нормативы деятельности учреждений социального обслуживания.
Утверждены региональные целевые программы, предусматривающие мероприятия по укреплению материально-технической базы детских учреждений и улучшению положения детей в субъектах Российской Федерации, осуществлены меры по укреплению материально-технической базы учреждений.
Проведены семинары и научно-практические конференции со специалистами учреждений.
Активизировалась работа по лицензированию отдельных видов медицинской и образовательной деятельности.
Проверки способствовали решению вопросов обеспечения инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания и домах ребенка, набором социальных услуг и, прежде всего, реализации прав на дополнительное лекарственное обеспечение.
Разрабатываются и реализуются меры по закреплению кадров педагогических, медицинских, фармацевтических, социальных работников.
Осуществляются другие мероприятия по жизнеобеспечению учреждений социального обслуживания и домов ребенка системы здравоохранения, а также повышению качества и объема предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальных, медицинских и других услуг.
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в настоящее время осуществляется контроль и мониторинг состояния работы в проверенных субъектах Российской Федерации по реализации предложений Росздравнадзора по указанным вопросам, в том числе по обеспечению мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Руководитель |
Н.В. Юргель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В I полугодии 2007 года Росздравнадзор проверил работу лечебно-профилактических учреждений, учреждений социального обслуживания, домов ребенка в 7 субъектах РФ.
Отмечено, что показатели младенческой и материнской смертности снизились, детские больницы и роддома обеспечены лекарствами на удовлетворительном уровне, в ЛПУ внедрены формы добровольного информированного согласия родителей на госпитализацию их детей. Однако есть и недостатки: кадровая неукомплектованность учреждений, несоблюдение санитарно-технических условий жизнеобеспечения, недостаточное финансирование.
Органами исполнительной власти и учреждениями здравоохранения приняты меры по устранению нарушений. Так, утверждены региональные целевые программы для улучшения материально-технической базы медучреждений; активизирована работа по лицензированию медицинской и образовательной деятельности и т.п.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 2 августа 2007 г. N 01И-577/07 "О результатах проведенных мероприятий по контролю качества медико-социальной помощи"
Текст письма официально опубликован не был