город Москва |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А40-82196/2016-144-732 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "Аэрофлот": Безгуб В.Н. (дов. N Д-255/16 от 16.05.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Роспотребнадзора по г. Москве: Мамаева К.В. (дов. от 17.04.2014 г.), Сулейманова Ф.А. (дов. от 01.04.2014 г.);
от ЗАО "Аэромар": Малиевской Т.В. (дов. N 40 от 25.04.2014 г.), Сдобновой О.О. (дов. N 107 от 03.10.2016 г.);
рассмотрев 26 января 2017 г. в судебном заседании кассационные жалобы ПАО "Аэрофлот" и ЗАО "Аэромар", поданную в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 июля 2016 г.,
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2016 г.,
принятое судьями Свиридовым В.А., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-82196/2016-144-732
по заявлению публичного акционерного общества "Аэрофлот" (ОГРН 1027700092661; 119002, г. Москва, ул. Арбат, д. 10)
к Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городе Москве
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
22 января 2016 г. в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении публичного акционерного общества "Аэрофлот" (далее - ПАО "Аэрофлот", общество, заявитель) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городе Москве (далее - Управление Роспотребнадзора по Москве) выявлены следующие нарушения действующего законодательства:
1. Бортовое питание поступает на борт воздушных судов ПАО "Аэрофлот" в съемном буфетно-кухонном оборудовании, на которых имеется маркировка, указывающая тип самолета, авиакомпанию, дату, номер рейса, время вылета, номер контейнера, код меню, класс обслуживания, посуду, количество порций, дату изготовления, дату употребления. Контейнеры опломбированы. Бортовое питание сопровождается накладной на питание где указывается наименование авиакомпании, номер рейса, дата, время вылета, номер самолета, направление, тип самолета, наименование и количество питания. Бортпроводник, принявший питание, проверяет маркировочный ярлык, ставит на накладной свою подпись. Однако, отсутствуют декларации о соответствии на продукцию, изготовленную ЗАО "Аэромар".
2. ПАО "Аэрофлот" в зависимости от состояния здоровья, религиозных убеждений, предлагает заказ специального питания, которое включает рационы диабетического питания, питания с низким содержанием молочного белка, питание с низким содержанием жира и холестерина, питание без клейковины, низкокалорийное питание, питание с низким содержанием соли, детское питание, вегетарианские блюда, питание с учетом религиозных убеждений. На указанную продукцию отсутствуют свидетельства о государственной регистрации на специализированную пищевую продукцию рационов специального питания.
25 февраля 2016 г. на основании полученных данных Управлением Роспотребнадзора по Москве в отношении ПАО "Аэрофлот" был составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Москве от 15 марта 2016 г. общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ПАО "Аэрофлот" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Москве о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 июля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Аэрофлот" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Закрытое акционерное общество "Аэромар" (далее - ЗАО "Аэромар") обратилось в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, полагая, что затронуты его права и обязанности.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ЗАО "Аэромар" поддержал доводы своей кассационной жалобы. Представитель ПАО "Аэрофлот" поддержал доводы своей кассационной жалобы, согласился с доводами кассационной жалобы ЗАО "Аэрофлот". Представитель Управления Роспотребнадзора по Москве возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право кассационного обжалования судебного акта имеют лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, могут обжаловать принятые по делу судебные акты только в случае, если судебные акты приняты о правах и обязанностях таких лиц.
Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц.
Обращаясь с кассационной жалобой, ЗАО "Аэромар" указывает на то, что обжалуемыми судебными актами затронуты его права, поскольку ПАО "Аэрофлот" привлечено к административной ответственности за то, что у него отсутствуют декларации на кулинарную продукцию бортового питания, изготавливаемую ЗАО "Аэромар", которое согласно договору N Р2538-31/14.12.2010 от 09 декабря 2010 г. оказывает услуги по обеспечению рейсов заявителя бортовым питанием; судебными актами на ЗАО "Аэромар" возлагается обязанность декларировать и предоставлять ПАО "Аэрофлот" декларации и свидетельства о государственной регистрации на производимую им кулинарную продукцию; судебные акты нарушают права ЗАО "Аэромар", поскольку оно как предприятие общественного питания не обязано декларировать вырабатываемую им кулинарную продукцию и получать свидетельства о государственной регистрации.
Приведенные доводы подлежат отклонению, поскольку указанные выше обстоятельства не свидетельствуют о том, что обжалуемые судебные акты принят непосредственно о правах и обязанностях ЗАО "Аэромар".
Оспариваемым по настоящему делу постановлением к административной ответственности привлечено конкретное лицо - ПАО "Аэрофлот".
Каких-либо выводов относительно прав и обязанностей ЗАО "Аэромар" в судебных актах не содержится.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что ЗАО "Аэромар" не может быть отнесено к лицам, указанным в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, следовательно, не имеет права на кассационное судебных актов, принятых по настоящему делу.
Поскольку указанные обстоятельства установлены судом кассационной инстанции после принятия кассационной жалобы к производству, то производство по ней подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 этого Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 г., а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании".
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения.
В силу статьи 21 ТР ТС 021/2011 должна проводится оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции и процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям данного технического регламента. Отсутствие документов, подтверждающих безопасность пищевых продуктов, создает угрозу жизни и здоровью человека.
В соответствии с пунктом 5.8 ГОСТ Р 55051-2012 "Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу" продовольственное сырье и пищевые продукты, используемые для изготовления продукции общественного питания и при организации кейтеринга должны соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами.
Пунктом 5.9.1 ГОСТ Р 55051-2012 предусмотрено, что условия изготовления продукции общественного питания независимо от вида кейтеринга должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50763 и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 5.1 ГОСТ Р 50763-2007 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению" продукцию общественного питания следует вырабатывать в соответствии с требованиями настоящего стандарта с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил для предприятия общественного питания.
В соответствии с пунктом 9.8 ГОСТ Р 50763-2007 на каждую единицу транспортной и потребительской тары помещают маркировочный ярлык, на котором указывают в обязательном порядке информацию о подтверждении соответствия.
Следовательно, продукция питания обязана соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям действующих технических регламентов, а также иметь сопроводительную документацию, подтверждающую соответствие указанным требованиям.
В силу пункта 2.18 СанПин 2.3.2.1078-01 для отдельных видов пищевых продуктов (продукты детского питания, диетического и специализированного питания, пищевые добавки, и др.) указывается информация о государственной регистрации.
Пунктом 7.5 СанПИН 2.3.6.10790-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" предусмотрено, что реализация продукции вне организации в потребительской таре осуществляется при наличии информации, предусмотренной действующими гигиеническими требованиями к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.
В соответствии с частью 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться среди прочего:
- ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- прослеживаемость пищевой продукции.
Согласно части 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:
1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;
3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
4) ветеринарно-санитарной экспертизы.
Статьей 24 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации.
К специализированной пищевой продукции относятся:
1) пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;
2) пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
3) минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм;
4) пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
5) биологически активные добавки к пище (БАД).
Согласно Федеральному закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов" безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий, не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли, не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ПАО "Аэрофлот" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Вина ПАО "Аэрофлот" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции, однако они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов, им дана надлежащая правовая оценка судами, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по кассационной жалобе ЗАО "Аэромар" прекратить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 июля 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2016 г. по делу N А40-82196/2016-144-732 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "Аэрофлот" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.В.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.