город Москва |
|
24 марта 2017 г. |
Дело N А40-176400/16-72-1479 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дзюбы Д.И., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "НПО РОКОТ": Носова Н.П. - ген.директора (протокол N 8 от 28.03.2013 г.), Тормышова В.А. (дов. от 01.08.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ЦБ РФ: Авакяна А.Р. (дов. N ДВР16-02/99 от 31.03.2016 г.);
рассмотрев 21 марта 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "НПО РОКОТ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2016 г.,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2016 г.,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-176400/16-72-1479
по заявлению закрытого акционерного общества "НПО РОКОТ"
к Службе по защите прав потребителей и миноритарных акционеров ЦБ РФ
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N ПН-59-3-1-16/187 от 11 февраля 2016 г.,
УСТАНОВИЛ: в связи с поступлением в службу по защите прав потребителей и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России, административный орган, ответчик) обращения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 23 октября 2015 г. N И22-05/23047 относительно возможных нарушений закрытым акционерным обществом "НПО РОКОТ" (далее - ЗАО "НПО РОКОТ, общество, заявитель") законодательства Российской Федерации, Банком России обществу было направлено предписание о предоставлении документов от 25 ноября 2015 г. исх. N 59-1-4/38802 (далее - предписание).
Согласно данному предписанию обществу в течение семи рабочих дней с даты получения предписания необходимо было предоставить в службу по защите прав потребителей и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации следующие документы и сведения:
1) Копии устава общества и изменений и дополнений в него в редакциях, зарегистрированных в установленном порядке, действовавших в период с 22 июля 2015 г. по дату получения предписания.
2) Копии внутренних документов общества, регламентирующих порядок предоставления документов общества по требованию акционера, действующих в период, с указанием сроков их действия.
3) Копии требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 22 июля 2015 г. N И22-05/15601 и от 20 октября 2015 г. N И22-05/22784 о предоставлении документов общества со всеми приложениями, с указанием дат предъявления (получения) требований и приложением копий документов, подтверждающих предъявление (получение) требований в соответствующие даты.
4) Копии документов, подтверждающих предоставление (направление, вручение) Росимуществу и/или Территориальному управлению запрашиваемых документов в соответствии с требованиями (акты приема-передачи документов, описи почтовых отправлений, почтовые квитанции, реестр отправки запрашиваемых копий документов и т.д.).
5) В случае если запрашиваемые требованиями документы Росимуществу и/или Территориальному управлению не предоставлены или предоставлены не в полном объеме, либо предоставлены с нарушениями сроков - объяснения по каждому такому факту с приложением копий подтверждающих документов.
6) В случае продления обществом срока исполнения требований - объяснения по каждому такому факту с приложением копий подтверждающих документов, в том числе копий соответствующих уведомлений о продлении и документов, подтверждающих дату и адрес направления (вручение) их Росимуществу и/или Территориальному управлению.
7) Сведения о направлении Росимуществу и/или Территориальному управлению запросов/уведомлений в порядке, установленном пунктами 11, 12, 21 Указания Банка России от 22 сентября 2014 г. N 3388-У "О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", и порядку предоставления копий таких документов" (далее - запросы).
8) В случае направления обществом запросов - копии запросов с указанием сведений о датах их отправки и приложением копий документов, подтверждающих отправку запросов в соответствующие даты.
Копии поступивших в общество от Росимущества и/или Территориального управления ответов на запросы с указанием дат их поступления/вручения приложением копий документов, подтверждающих поступление/вручение таких ответов в соответствующие даты.
10) Копию внутреннего документа общества, которым определен перечень информации, составляющей коммерческую тайну, действующего в период, а также сведения о включении в состав реквизитов документов, содержащих коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации.
11) Сведения об отнесении документов, указанных в требованиях, к документам, содержащим коммерческую тайну, с указанием содержания таких документов (в виде информационной справки).
12) Сведения о наличии/отсутствии на хранении в обществе каждого из документов, запрошенных требованиями, по состоянию на даты предъявления Требований, а в случае отсутствия в обществе таких документов на даты предъявления требований (в том числе, в связи с тем, что они были уничтожены по истечении сроков их хранения или утрачены) - причины отсутствия каждого из них с указанием сведений о возможном восстановлении каждого документа (в случае утраты какого-либо из них), в том числе сведений о действиях, предпринятых обществом по восстановлению каждого из них.
13) В случае отсутствия у общества каких-либо из перечисленных документов (информации) - объяснения по данному факту с приложением копий подтверждающих документов.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" в сети Интернет, раздел "Отслеживание почтовых отправлений" (шифр почтового идентификатора 10701679061954), предписание вручено обществу 03 декабря 2015 г.
Следовательно, общество должно было исполнить предписание в срок до 14 декабря 2015 г. включительно.
В ходе проверки исполнения предписания от 25 ноября 2015 г. N 59-1-4/38802 Банком России установлено, что в семидневный срок документы, перечисленные в данном предписании в службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации не представлены, письменные объяснения причин неисполнения предписания в службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации не поступили.
При изложенных обстоятельствах Банк России пришел к выводу, что ЗАО "НПО РОКОТ" не выполнило в установленный срок законное предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, чем нарушены требования пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
На основании полученных данных 19 января 2016 г. в отношении ЗАО "НПО РОКОТ" был составлен протокол об административном правонарушении N АП-ПР-59-1-3-16/51.
11 февраля 2016 г. Центральным банком Российской Федерации вынесено постановление N ПН-59-3-1-16/187, которым ЗАО "НПО РОКОТ" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Считая указанное постановление незаконным, ЗАО "НПО РОКОТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к службе по защите прав потребителей и миноритарных акционеров Центрального банка Российской Федерации о его отмене. Также заявлено требование о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано. Производство по делу в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении прекращено.
В кассационной жалобе ЗАО "НПО РОКОТ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу от Центрального банка Российской Федерации не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ЗАО "НПО РОКОТ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Центрального банка Российской Федерации против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 76.2 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.
Согласно пункту 10 статьи 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) Банк России осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России.
В силу пункта 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг Банк России вправе направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 05 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предусмотрено, что предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Действия, связанные с невыполнением в установленный срок законного предписания Банка России, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, пришли к выводу о наличии в действиях ЗАО "НПО РОКОТ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку обществом не выполнено в установленный срок законное предписание Банка России.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судами не установлено.
Вина ЗАО "НПО РОКОТ" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает на отсутствие в действия общества состава вмененного ему правонарушения.
Приведенный довод был предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Довод кассационной жалобы о том, что общество не получало информации о дате судебного заседания суда апелляционной инстанции подлежит отклонению, поскольку информация о дате, времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции была размещена на сайте http://kad.arbitr.ru 08 ноября 2016 г.
В соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2016 г. по делу N А40-176400/16-72-1479 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "НПО РОКОТ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Д.И.Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.