город Москва |
|
04 июля 2017 г. |
Дело N А41-78618/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2017 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2018 г. N 305-КГ17-15806 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
от заявителей: от ИП Локтина С.И.: Локтин Р.Е., доверенность от 26.11.2015; от ИП Локтина Е.И.: Локтин Р.Е., доверенность от 02.09.2014;
от заинтересованного лица: Лебеденко Е.В., доверенность от 30.12.2016;
от третьего лица: Смоляженкова В.Д., доверенность от 10.04.2017;
рассмотрев 27 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Администрации городского округа Серпухов Московской области
на решение от 13 декабря 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Обарчуком А.А.,
на постановление от 13 апреля 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-78618/16
по заявлению ИП Локтина С.И., ИП Локтина Е.И.
об оспаривании решения
к Администрации городского округа Серпухов Московской области,
третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ИП Локтин С.И., ИП Локтин Е.И. (далее - предприниматели) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области, изложенный в письме от 13.10.2016 N вх.-6/4077, в отношении 28 рекламных конструкций, расположенных по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, д. 68-а;
- обязать восстановить нарушенное право путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области сведений о 24-х рекламных конструкциях типа "панно" на заборе, рекламной конструкции типа "панно" на стене нежилого здания офиса, отдельно стоящей стелы рекламной поворотной трехсторонней с часами, 2-х двухсторонних плоских рекламных щитов на земельном участке по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, д. 68-а.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление по информационной политике Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2016 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ администрации во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области, изложенный в письме от 13.10.2016 N вх.-6/4077, в отношении 27 рекламных конструкций, расположенных по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, д. 68-а. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд обязал администрацию восстановить нарушенное право путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области сведений о 24-х рекламных конструкциях типа "панно" на заборе, отдельно стоящей стелы рекламной поворотной трехсторонней с часами, 2-х двухсторонних плоских рекламных щитов на земельном участке по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, д. 68-а.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация городского округа Серпухов Московской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителей возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, предприниматели на праве долевой собственности владеют земельным участком, площадью 21.106 кв.м, расположенным по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, д. 68-а.
Постановлением администрации от 11.04.2014 N 598 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области.
Впоследствии постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А41-59939/14 и по делу N А41-79931/14 утверждены мировые соглашения, заключенные между предпринимателями, администрацией и Комитетом по управлению имуществом города Серпухова Московской области. По условиям этих соглашений администрация и данный комитет обязались выдать предпринимателям разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Во исполнение постановлений Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А41-59939/14 и по делу N А41-79931/14 заявителям выданы разрешения на установку рекламной конструкции от 03.06.2015 NN 97/2015щ, 98/2015щ, 99/2015щ, 73/2015п, 74/2015п, 75/2015п, 76/2015п, 77/2015п, 78/2015п, 79/2015п, 80/2015п, 81/2015п, 82/2015п, 83/2015п, 84/2015п, 85/2015п, 86/2015п, 87/2015п, 88/2015п, 89/2015п, 90/2015п, 91/2015п, 92/2015п, 93/2015п, 94/2015п, 95/2015п, 96/2015п, 100/2015п, касающиеся 20 рекламных конструкций высотой 200 см, шириной 450 см, площадью 9 кв.м на заборе, огораживающем принадлежащий им на праве общей долевой собственности земельный участок, а также рекламных конструкций "стела рекламная поворотная с часами", "плоский рекламный щит" (в количестве 2 штук), "панно" (в количестве 5 штук) на земельном участке и нежилом здании офиса, принадлежащим заявителям на праве собственности и расположенным по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, д. 68-а.
Постановлением администрации от 28.12.2015 N 1598 утверждена новая схема размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области, а постановление администрации от 11.04.2014 N 598 об утверждении прежней схемы признано утратившим силу.
Постановлением администрации от 06.07.2016 N 1318 в постановление от 28.12.2015 N 1598 внесены изменения.
Предприниматели 29.09.2016 обратились в администрацию с заявлением о внесении сведений об указанных рекламных конструкциях в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Серпухов Московской области".
Письмом от 13.10.2016 N вх.-6/4077 во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области отказано со ссылками по причине недопустимости размещения рекламных конструкций на балконах, лоджиях, эркерах, перилах и ограждениях, а также принадлежности земельного участка к виду разрешенного использования "для размещения промышленного предприятия по переработке лома и отходов цветных и черных металлов и строительства здания АТС".
Не согласившись с данным отказом, предприниматели 17.11.2016 обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя заявленные требования, признали их обоснованными в части включения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области 27 из 28 заявленных рекламных конструкций, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
В силу части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Из приведенных норм следует, что Законом о рекламе предусмотрена необходимость разработки органами местного самоуправления нормативного документа - схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования.
Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций утвержден постановлением Правительства Московской области от 28.06.2013 N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций" (далее - Порядок согласования).
Постановлением администрации от 11.04.2014 N 598 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области.
Постановлением администрации от 28.12.2015 N 1598 утверждена другая схема размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, частей 2, 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", схема размещения рекламных конструкций опубликована в печатном средстве массовой информации города Серпухов - газете "Серпуховские вести" в номере от 23.01.2016 N 3-24, изменения в схему опубликованы в газете "Серпуховские вести" в номере от 30.07.2016 N 30 (21015) - N 45.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Места размещения рекламных конструкций предпринимателей в эту схему не вошли, в связи с чем предприниматели обратились в орган местного самоуправления за внесением изменений в схему в части спорных рекламных конструкций.
С заявлениями о выдаче разрешений предприниматели обращались еще 28.01.2014 и 16.09.2014, в связи с необоснованными отказами в выдаче разрешений заявители обратились в арбитражный суд, в связи с заключением мировых соглашений с администрацией предпринимателям выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которые были получены 03.06.2015 на основании постановлений Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А41-59939/14 и по делу N А41-79931/14, утвердивших мировые соглашения между администрацией и предпринимателями, т.е. после даты утверждения органом местного самоуправления первоначальной схемы размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области (от 11.04.2014), но после даты утверждения новой схемы (28.12.2015).
Таким образом, места размещения рекламных конструкций предпринимателей, несмотря на наличие вступивших в законную силу судебных актов и выданных разрешений, не были учтены.
Доводы администрации относительно того, что рекламные конструкции предпринимателей не отвечают Положению о типах и видах рекламных конструкций, допустимых к установке на территории муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", утвержденному постановлением Главы города Серпухова Московской области от 27.07.2015 N 613, обоснованно отклонены судами, поскольку не могут являться правовым основанием для отказа во внесении изменений в схему, исходя из того, что спорные правоотношения сложились не по поводу установки рекламных конструкций (такие споры разрешены в рамках дел N А41-59939/14 и N А41-79931/14), а в связи с их эксплуатацией, объективные препятствия которой фактически были созданы оспариваемым отказом администрации и невнесением рекламных конструкций в схему установки рекламных конструкций.
В рассматриваемом случае требования предпринимателей связаны с внесением в утвержденную администрацией схему сведений об уже установленных на законных основаниях рекламных конструкциях (по условиям мировых соглашений между предпринимателями и администрацией, утвержденных арбитражным судом).
Согласно пункту 2 части 15 части 19 Закона о рекламе, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа по следующему основанию: несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций).
Согласно пункту 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе, разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
Вместе с тем, администрация заключила мировые соглашения с предпринимателями и выдала им испрашиваемые разрешения.
Каких-либо оснований для вывода о том, что администрация сделала это под принуждением суды не усмотрели.
Оспариваемый отказ является препятствием для осуществления заявителями своей предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с тем, что рекламные конструкции в схеме размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области отсутствуют, предприниматели лишены возможности в полном объеме реализовать свои права в отношении спорных рекламных конструкций.
Более того, как правомерно отметили суды, в связи с отсутствием данных рекламных конструкций в схеме размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании разрешений недействительными (дело N А41-58390/16).
С учетом изложенного, кассационная коллегия считает, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприниматели оспариваемым отказом ограничены в своих законных правах на получение прибыли от использования спорных рекламных конструкций, несмотря на получение разрешений на их установку и эксплуатацию.
Суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду несоответствия решения администрации требованиям законодательства Российской Федерации и нарушения им прав и законных интересов предпринимателей, которые защищались при вынесении судебных актов по делам N N А41-59939/14, А41-79931/14 и были вновь ограничены в результате принятия решения, изложенного в письме от 13.10.2016 N вх.-6/4077.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13 декабря 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2017 года по делу N А41-78618/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Серпухов Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 части 15 части 19 Закона о рекламе, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа по следующему основанию: несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций).
Согласно пункту 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе, разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2017 г. N Ф05-8035/17 по делу N А41-78618/2016