г. Москва |
|
13 апреля 2017 г. |
Дело N А41-78618/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителей по делу - от индивидуального предпринимателя Локтина С.И. - Локтина Р.Е. (представителя по доверенности от 26.11.2015),
от заявителей по делу - от индивидуального предпринимателя Локтина Е.И. - Локтина Р.Е. (представителя по доверенности от 02.09.2014),
от администрации городского округа Серпухов Московской области - Лебеденко Е.В. (представителя по доверенности от 30.12.2016),
от Главного управления по информационной политике Московской области - Лалаян К.В. (представителя по доверенности от 13.10.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления по информационной политике Московской области и администрации городского округа Серпухов Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2016 по делу N А41-78618/16, принятое судьей Обарчуком А.А.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Локтин Сергей Иванович и индивидуальный предприниматель Локтин Евгений Иванович (далее - предприниматели, заявители) обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области, изложенного в письме от 13.10.2016 N вх.-6/4077, в отношении 28 рекламных конструкций, расположенных по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, д. 68-а;
- обязать восстановить нарушенное право путем внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области сведений о 24-х рекламных конструкциях типа "панно" на заборе, рекламной конструкции типа "панно" на стене нежилого здания офиса, отдельно стоящей стелы рекламной поворотной трехсторонней с часами, 2-х двухсторонних плоских рекламных щитов на земельном участке по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, д. 68-а.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Главное управление по информационной политике Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.12.2016 заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным отказ администрации во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области, изложенного в письме от 13.10.2016 N вх.-6/4077, в отношении 27 рекламных конструкций, расположенных по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, д. 68-а. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд обязал администрацию восстановить нарушенное право путем внесения в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области сведений о 24-х рекламных конструкциях типа "панно" на заборе, отдельно стоящей стелы рекламной поворотной трехсторонней с часами, 2-х двухсторонних плоских рекламных щитов на земельном участке по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, д. 68-а.
В апелляционных жалобах управление и администрация просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представители управления и администрации в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель предпринимателей в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Предприниматели на праве долевой собственности владеют земельным участком площадью 21 106 кв.м., расположенным по адресу: Московская область, г. Серпухов, Московское шоссе, д. 68-а.
Постановлением администрации от 11.04.2014 N 598 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области.
После этого - определениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А41-59939/14 и по делу N А41-79931/14 утверждены мировые соглашения, заключенные между предпринимателями, администрацией и Комитетом по управлению имуществом города Серпухова Московской области. По условиям этих соглашений администрация и данный комитет обязались выдать предпринимателям разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Во исполнение определений Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А41-59939/14 и по делу N А41-79931/14 заявителям выданы разрешения на установку рекламной конструкции от 03.06.2015 N 97/2015щ, 98/2015щ, 99/2015щ, 73/2015п, 74/2015п, 75/2015п, 76/2015п, 77/2015п, 78/2015п, 79/2015п, 80/2015п, 81/2015п, 82/2015п, 83/2015п, 84/2015п, 85/2015п, 86/2015п, 87/2015п, 88/2015п, N 89/2015п, 90/2015п, 91/2015п, 92/2015п, 93/2015п, 94/2015п, 95/2015п, 96/2015п, 100/2015п, касающиеся 20 рекламных конструкций высотой 200 см, шириной 450 см, площадью 9 кв. м на заборе, огораживающем принадлежащий им на праве общей долевой собственности земельный участок, а также рекламных конструкций "стела рекламная поворотная с часами", "плоский рекламный щит" (в количестве 2 штук), "панно" (в количестве 5 штук) на земельном участке и нежилом здании офиса, принадлежащим заявителям на праве собственности и расположенным по адресу: Московская область, г. Серпухов, ш. Московское, д. 68-а.
Постановлением администрации от 28.12.2015 N 1598 утверждена новая схема размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области, а постановление администрации от 11.04.2014 N 598 об утверждении прежней схемы было признано утратившим силу.
Постановлением администрации от 06.07.2016 N 1318 в постановление от 28.12.2015 N 1598 внесены изменения.
Предприниматели 29.09.2016 обратились в администрацию с заявлением о внесении сведений об указанных рекламных конструкциях в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Серпухов Московской области".
Письмом от 13.10.2016 N вх.-6/4077 во внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области отказано со ссылками на то, что по причине недопустимости размещения рекламных конструкций на балконах, лоджиях, эркерах, перилах и ограждениях, а также принадлежности земельного участка к виду разрешенного использования "для размещения промышленного предприятия по переработке лома и отходов цветных и черных металлов и строительства здания АТС".
Не согласившись с данным отказом, предприниматели 17.11.2016 обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявление предпринимателей, суд первой инстанции признал его обоснованным в части включения в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Серпухов Московской области 27 из 28 заявленных рекламных конструкций.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
В силу пункта 2 части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Из приведенных норм следует, что Законом о рекламе предусмотрена необходимость разработки органами местного самоуправления нормативного документа - схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования.
Порядок согласования схем размещения рекламных конструкций утвержден Постановлением Правительства Московской области от 28.06.2013 N 462/25 (далее - Порядок согласования).
Постановлением администрации от 11.04.2014 N 598 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области.
Постановлением администрации от 28.12.2015 N 1598 утверждена другая схема размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, частей 2, 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", схема размещения рекламных конструкций опубликована в печатном средстве массовой информации города Серпухов - газете "Серпуховские вести" в номере от 23.01.2016 N 3-24, изменения в схему опубликованы в газете "Серпуховские вести" в номере от 30.07.2016 N 30 (21015) - N 45.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Места размещения рекламных конструкций предпринимателей в эту схему не вошли, в связи с чем, предприниматели обратились в орган местного самоуправления за внесением изменений в схему в части спорных рекламных конструкций.
С заявлениями о выдаче разрешений предприниматели обращались еще 28.01.2014 и 16.09.2014, в связи с необоснованными отказами в выдаче разрешений заявители обратились в арбитражный суд, в связи с заключением мировых соглашений с администрацией предпринимателям выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которые были получены 03.06.2015 на основании определений Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 по делу N А41-59939/14 и по делу N А41-79931/14, утвердивших мировые соглашения между администрацией и предпринимателями, т.е. после даты утверждения органом местного самоуправления первоначальной Схемы размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области (от 11.04.2014), но после даты утверждения новой схемы (28.12.2015).
Таким образом, места размещения рекламных конструкций предпринимателей, несмотря на наличие вступивших в законную силу судебных актов и выданных разрешений, не были учтены.
Доводы администрации и управления относительно того, что рекламные конструкции предпринимателей не отвечают Положению о типах и видах рекламных конструкций, допустимых к установке на территории муниципального образования "Город Серпухов Московской области", утвержденному постановлением от 27.07.2015 N 613 не могут являться правовым основанием для отказа во внесении изменений в Схему, поскольку спорные правоотношения сложились не по поводу установки рекламных конструкций (такие споры разрешены в рамках дел N А41-59939/14 и N А41-79931/14), а в связи с их эксплуатацией, объективные препятствия которой фактически были созданы оспариваемым отказом администрации и невнесением рекламных конструкций в схему установки рекламных конструкций.
В рассматриваемом случае требования предпринимателей связаны с внесением в утвержденную администрацией схему сведений об уже установленных на законных основаниях рекламных конструкциях (по условиям мировых соглашений между предпринимателями и администрацией, утвержденных арбитражным судом).
Согласно пункту 2 части 15 части 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа по следующему основанию: несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций).
Согласно пункту 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае: несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
Вместе с тем администрация заключила мировые соглашения с предпринимателями и выдала им испрашиваемые разрешения.
Каких-либо оснований для вывода о том, что администрация сделала это под принуждением не усматривается.
Оспариваемый отказ является препятствием для осуществления заявителями своей предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с тем, что рекламные конструкции в схеме размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области отсутствуют, предприниматели лишены возможности в полном объеме реализовать свои права в отношении спорных рекламных конструкций.
Более того, в связи с отсутствием данных рекламных конструкций в схеме размещения рекламных конструкций на территории города Серпухова Московской области администрации обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании разрешений недействительными (дело N А41-58390/16).
Следовательно, предприниматели оспариваемым отказом ограничены в своих законных правах на получение прибыли от использования спорных рекламных конструкций, несмотря на получение разрешений на их установку и эксплуатацию.
На основании изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду несоответствия решения администрации требованиям законодательства Российской Федерации и нарушения им прав и законных интересов предпринимателей, которые защищались при вынесении судебных актов по делам N А41-59939/14, А41-79931/14 и были вновь ограничены в результате принятия решения, изложенного в письме от 13.10.2016 N вх.-6/4077.
Из доводов участвующих в деле лиц, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.12.2016 по делу N А41-78618/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78618/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2017 г. N Ф05-8035/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Ип Локтин Евгений Иванович, ИП Ип Локтин Сергей Иванович
Ответчик: Администрация городского округа Серпухов Московской области
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ