г. Москва |
|
13 июля 2017 г. |
Дело N А40-230417/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Серегин Н.А., ген. директор, решение N 1 от 13.08.2014
Колесников М.Г. по дов. от 10.11.2016
от ответчика (заинтересованного лица): Мусаев В.Р. по дов. N 03/118/8382 от 06.06.2017
от третьего лица: не явка,
рассмотрев 06 июля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Московского областного УФАС России
на решение от 24.01.2017
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
на постановление от 11.04.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Румянцевым П.В., Яковлевой Л.Г.,
в деле по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Земельные изыскания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области,
третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Земельные изыскания" (далее - ООО "Земельные изыскания", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным решения от 15.08.2016 по делу N РНП-248/16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением и постановлением судов, Московское областное УФАС России обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо считает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права ввиду неправильного применения закона, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Московского областного УФАС России поддержал доводы и требования кассационной жалобы; представители ООО "Земельные изыскания" возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить без изменения обжалуемые судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства указанное лицо извещено надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
При рассмотрении спора судами установлено, что основанием для вынесения Московским областным УФАС России решения, послужили сведения, представленные Комитетом по управлению имуществом Администрации Ступинского муниципального района (далее - Заказчик) в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении ООО "Земельные изыскания" для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), вследствие уклонения участника от заключения контракта на проведение комплекса кадастровых работ по оформлению земельных участков, изготовление межевых планов с постановкой на государственный кадастровый учет (извещение N 08483000446160000127) (далее - Аукцион).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.07.2016 ООО "Земельные изыскания" признано победителем Аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Информация, подлежащая включению в реестр недобросовестных поставщиков, определена частью 3 статьи 104 указанного Закона N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 104 Закона N 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы.
Согласно пункту 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр.
Указанная проверка должна проводиться по принципу состязательности сторон, который подразумевает под собой проведение открытого заседания в присутствии представителя заказчика и представителя организации, сведения о которой могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков, в ходе которого сторонам должна быть предоставлена возможность изложить доводы в обоснование своей позиции, а представителю организации также должно быть предоставлено право на защиту.
Судами установлено, что данной возможности ООО "Земельные изыскания" было лишено в связи с тем, что об оспариваемом решении общество узнало уже после проведения самого заседания. От ООО "Земельные изыскания" не поступили документы, свидетельствующие об отказе от заключения государственного контракта, а значит Московское областное УФАС России должно было провести проверку в соответствии с требованиями пункта 6 Разъяснений, которым установлено, что при проведении проверок фактов уклонения участников закупки от заключения контракта, УФАС осуществляет ряд определенных действий.
В частности, ответственный исполнитель в течение двух рабочих дней, следующих за днем поступления сведений о недобросовестном поставщике, направляет заказчику и лицу, в отношении которого поданы такие сведения (далее - стороны), уведомления о месте и времени рассмотрения таких сведений Комиссией УФАС (далее - уведомления).
Московское областное УФАС России было обязано провести проверку для подтверждения либо опровержения факта уклонения ООО "Земельные изыскания" от заключения государственного контракта в соответствии с вышеназванными требованиями.
Судами установлено, что у ООО "Земельные изыскания" была объективная причина, препятствующая подписанию проекта государственного контракта, выразившаяся в поломке ЭЦП, которая не может являться основанием для признания общества уклонившимся от заключения контракта.
В каждом подобном случае антимонопольным органом должна проводиться проверка факта уклонения участника закупки от заключения контракта, проведение которой является обязательным в случае непредставления заказчиком документов, однозначно подтверждающих отказ от заключения контракта, при этом осуществленные ООО "Земельные изыскания" действия, направленные на заключение контракта, на его обеспечение и исполнение, нельзя расценивать как отказ от заключения контракта.
Включение ООО "Земельные изыскания" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Закона N 44-ФЗ, а также является явно несоразмерным характеру осуществленных ООО "Земельные изыскания" действий.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, принимая во внимание разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П и от 18.07.2008 N 10-П, пришли к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого решения действующему законодательству, которое нарушает права и законные интересы ООО "Земельные изыскания", поскольку обществом предпринимались все меры для заключения контракта, в т.ч. путем направления в адрес заказчика контракта в обычной письменной форме, общество совершало активные действия, направленные на соблюдение требований Закона N 44-ФЗ, выражая намерение к заключению контракта. При этом не подписание в установленный законом срок контракта в электронном виде допущено ООО "Земельные изыскания" по объективным, независящим от общества причинам.
Таким образом, признаки недобросовестности в поведении и действиях ООО "Земельные изыскания" отсутствуют.
В рассматриваемом случае судами установлены основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Таким образом, судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
По существу доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные управлением в судах первой и апелляционной инстанций и рассмотренные ими. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба Московского областного УФАС России не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 по делу N А40-230417/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.