город Москва |
|
29 июня 2017 г. |
Дело N А40-197468/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
от заявителей: от ООО "Джонсон & Джонсон": Капланов Д.Д., доверенность от 19.05.2017; от ЗАО "Юнитрейд": Капланов Д.Д., доверенность от 21.11.2016;
от заинтересованных лиц: от Центрального таможенного управления: Падыганова Л.А., доверенность от 30.12.2016; от Смоленской таможни: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 22 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Центрального таможенного управления
на решение от 01 декабря 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление от 06 марта 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-197468/16
по заявлению ООО "Джонсон & Джонсон", ЗАО "Юнитрейд"
о признании незаконными решений
к Центральному таможенному управлению, Смоленской таможне,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Джонсон & Джонсон" и ЗАО "Юнитрейд" обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному таможенному управлению, Смоленской таможне о признании незаконными и отмене решения Смоленской таможни от 25.01.2016 N 10113000/250116/2 об отмене в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа и решения Центрального таможенного управления от 16.06.2016 N 83-14/99 об отказе в удовлетворении жалобы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Центральное таможенное управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо - Смоленская таможня, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица - Центрального таможенного управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителей возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ЗАО "Юнитрейд", действуя в качестве таможенного представителя декларанта ООО "Джонсон & Джонсон", по договору от 01.01.2014 N ТБ-0010/00-14-001, предъявило к таможенному оформлению на Заднепровском таможенном посту Смоленской таможни по ДТ NN 10113083/080714/0010347 (товар N 2), 10113083/090714/0010396 (товар N 2), 10113083/100714/0010455 (товары NN 2, 20), 10113083/150714/0010777 (товар N 30), 10113083/190714/0011037 (товары NN 14, 17, 29, 31), 10113083/190714/0011040 (товар N 9), 10113083/230714/0011253 (товар N 10), 10113083/040814/0012033 (товар N 19), 10113083/270814/0013512 (товары NN 10, 12, 15), 10113083/270814/0013516 (товар N 13), 10113083/030914/0013979 (товары NN 14, 34), 10113083/120914/0014546 (товары NN 11, 16), 10113083/140914/0014601 (товар N 13), 10113083/220914/0015146 (товары NN 9, 12), 10113083/011014/0015741 (товары NN 10, 21), 10113083/061014/0016015 (товары NN 16, 30, 31), 10113083/071014/0016051 (товары NN 16, 17, 19, 35), 10113083/131014/0016366 (товар N 13), 10113083/131014/0016396 (товар N 1), 10113083/161014/0016596 (товары NN 8, 10, 16), 10113083/211014/0016847 (товары NN 8, 32), 10113083/211014/0016877 (товар N 12), 10113083/231014/0017005 (товар N 11), 10113083/261014/0017115 (товар N 24), 10113083/051114/00017752 (товары NN 21, 23), 10113083/061114/0017831 (товар N 13), 10113083/061114/0017866 (товары NN 7, 17), 10113083/131114/0018207 (товар N 13), 10113083/201114/0018675 (товар N 6), 10113083/211114/0018682 (товары NN 12, 13), 10113083/231114/0018788 (товары NN 12, 25), 10113083/251114/0018948 (товары NN 18, 28), 10113083/281114/0019169 (товары NN 11, 17, 19), 10113083/051214/0019610 (товар NN 17, 19), 10113083/051214/0019612 (товары NN 20, 37), 10113083/151214/0020332 (товары NN 5, 6, 12, 13, 26), в том числе, товары: "изделие медицинской техники, принадлежности для системы для наружного дренирования", коды ТН ВЭД ТС 3923 29 900 0 и 9018 90 840 9; "изделие медицинской техники, принадлежность к аппарату для дезинфекции помещений лечебно-профилактический учреждений asp glosair", код ТН ВЭД ТС 3808 94 900 0; "изделие медицинской техники, принадлежность для дрели медицинской пневматической", коды ТН ВЭД ТС 3926 90 970 9 и 9018 90 840 9; "изделие медицинской техники, принадлежность к радиочастотному генератору stockert ep shuttle", код ТН ВЭД ТС 9018 90 840 9; "изделие медицинской техники, принадлежность к генератору электрохирургическому ультразвуковому gli", коды ТН ВЭД ТС 8536 50 800 0, 8536 90 850 0, 9402 90 000 0, 9018 90 400 0; "изделие медицинской техники, принадлежность к системе для сушки и хранения гибких эндоскопов wassenburg condiscope", коды ТН ВЭД ТС 3917 33 000 9 и 8421 39 200 8; "изделие медицинской техники, принадлежность к стерилизаторам медицинским sterraci 50, 100s, 200 nx", коды ТН ВЭД ТС 9402 90 000 0 и 8419 90 150 0; "изделие медицинской техники, принадлежность для системы моечно-дезинфицирующей для обработки гибких эндоскопов adaptascope", коды ТН ВЭД ТС 8421 21 000 9 и 3926 90 970 9; "изделие медицинской техники, принадлежность к помпе инфузионной программируемой midstream", коды ТН ВЭД ТС 9018 31 100 9, 9018 90 840 9 и 9018 39 000 0; "изделие медицинской техники, принадлежность для насоса и шейвер для артроскопических вмешательств", коды ТН ВЭД ТС 8536 50 800 0 и 9018 90 840 9; "изделие медицинской техники, принадлежность к клапанам хакима для лечения гидроцефалии", код ТН ВЭД ТС 9018 39 000 0; "изделие медицинской техники, принадлежность для системы биполярной коагуляции и резания", код ТН ВЭД ТС 9018 90 840 9.
В отношении товаров по указанным ДТ заявлена льгота по ставке НДС 0%, и Заднепровским таможенным постом Смоленской таможни было принято решение о выпуске товара с применением заявленной льготы НДС 0%.
На основании акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и транспортных средств от 06.11.2015 N 10113000/205/250116/А003 Смоленской таможней было принято решение 25.01.2016 N 10113000/250116/2 об отмене в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа в отношении товара по указанным ДТ.
Согласно решению Смоленской таможни в порядке ведомственного контроля, предоставление льготы по уплате налога на добавленную стоимость в случае ввоза на территорию Российской Федерации исключительно принадлежностей к изделию медицинской техники без самого изделия является необоснованным, в связи с чем подлежит применению ставка НДС в размере 18%.
Не согласившись с данным решением Смоленской таможни, общество подало в Центральное таможенное управление жалобу от 26.04.2016 N 138.
Центральное таможенное управление, рассмотрев вышеуказанную жалобу заявителя приняло решение об отказе в удовлетворении жалобы и признало решение Смоленской таможни от 06.11.2016 N 10113000/061115/86 об отмене в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа правомерным.
Полагая, что указанные решения нарушают права и законные интересы заявителей, и не соответствуют таможенному законодательству, ООО "Джонсон & Джонсон" и ЗАО "Юнитрейд" обратились в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), к таможенным платежам относится налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Пунктом 4 статьи 76 ТК ТС установлено, что сумма налогов, подлежащая уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещены под таможенную процедуру.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинские товары: важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановлением от 17.01.2002 N 19 утвердило Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень, Постановление N 19).
На основании примечания 1 к указанному Перечню к перечисленной в перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном порядке. В силу примечания 2 к Перечню, принадлежность отечественной медицинской техники к перечисленной в настоящем перечне медицинской технике подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в настоящем перечне, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Российской Федерации (письмо от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23) и Министерства финансов Российской Федерации (письма от 06.03.2002 N 04-03-05/10, от 21.10.2013 N 03-07-07/43912, от 23.09.2013 N 03-07-07/39401, от 20.09.2013 N 03-07-07/38972, от 17.09.2013 N 03-07-07/38384) принадлежность медицинской техники к Перечню определяется кодом Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП).
Принадлежность конкретной продукции к соответствующей группе Перечня определяется на основании принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93. Перечисленные в Перечне группы медицинской техники, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от налога на добавленную стоимость. В пункте 14 Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением N 19, содержится группа 94 4400 "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма".
Поскольку в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 с датой введения в действие с 1 июля 1994 года, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93), ввезенные обществом товары относятся к группе, приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма" (код по ОКП 94 4400), общество считает, что вышеуказанными документами, с учетом принципа построения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, подтвержден факт отнесения указанных товаров к Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Ссылка таможенных органов в обоснование принятых решений на ГОСТ 51609-2000 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" правомерно признана судами несостоятельной, поскольку все ввозимые принадлежности к медицинской технике используются непосредственно в медицинских целях и если следовать утверждению таможенных органов, то в отношении принадлежностей к медицинской технике не может быть применена льгота по уплате НДС независимо от того произведен ли ввоз данных принадлежностей вместе с основной медицинской техникой или отдельно.
Более того, каким-либо нормативным правовым актом не установлено, что для ввоза принадлежностей к медицинской технике без самой медицинской техники необходимо получать самостоятельное регистрационное удостоверение; при ввозе изделий медицинской техники и изделий медицинского назначения на таможенную территорию Российской Федерации не в полном составе, указанном в регистрационном удостоверении, или при отсутствии количественного указания на принадлежности, последние не меняют статус важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, входящей в определенные уполномоченным органом перечни и подлежащей льготному налогообложению.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские изделия включают в себя любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях, что позволяет однозначно отнести ввезенные обществом товары к медицинским изделиям.
Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 317-ФЗ) в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, а именно абзац четвертый подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в иной редакции (пункт 1 статьи 34 Федерального закона N 317-ФЗ).
Согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Учитывая изложенное, факт ввоза обществом на территорию Российской Федерации медицинских товаров, отнесенных к Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, подтвержден вышеуказанной документацией, что влечет освобождение ввоза таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации от обложения налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о признании оспариваемых заявителями решения Смоленской таможни об отмене в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа и решения Центрального таможенного управления об отказе в удовлетворении жалобы незаконными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 марта 2017 года по делу N А40-197468/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального таможенного управления - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.