город Москва |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А40-3999/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Магурин Н.Н., доверенность от 23.03.2017;
рассмотрев 24 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - АО "Торговый дом "Перекресток"
на решение от 03 марта 2017 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление от 19 мая 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Поповым В.И.,
по делу N А40-3999/17
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Юго-Западном административном округе города Москвы
о привлечении к административной ответственности
к ЗАО "Торговый дом "Перекресток",
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Юго-Западном административном округе города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ЗАО "Торговый дом "Перекресток" (далее - общество) по части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 20.12.2016.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 марта 2017 года общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 700.000 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, АО "Торговый дом "Перекресток" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, которым производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 25.11.2016 начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Юго-Западном административном округе города Москвы Ковалевой И.А. подписано распоряжение от 25.11.2016 N 02-28-00373 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ЗАО "Торговый дом "Перекресток" (ИНН 7728029110, ОГРН 1027700034493) с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 03.11.2016 N 28-02636-Ж о нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, по фактическому адресу: г. Москва, Новоясеневский проспект, д. 1; юридический адрес: г. Москва, пл. Суворовская, д. 1.
28.11.2016 в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Новоясеневский проспект, д. 1, (ЗАО "Торговый дом "Перекресток" гипермаркет "Карусель") юридическим лицом ЗАО "Торговый дом "Перекресток" в торговом зале магазина к реализации были допущены продукты питания при хранении и реализации которых были нарушены условия хранения, определенные изготовителем, а именно: икра лососевая зернистая первый сорт, изготовитель ООО "Фишгруп", ТУ 9264-025-0145022714-2013, Россия, Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Московская, д. 15, срок годности и хранения определенные изготовителем при температуре от минус 4 Со до минус 6Со не более 12 месяцев, изготовлено 28.09.2016, масса нетто 140 гр., количество 14 штук общий вес 1.960 гр., икра лососевая "Тунгутун", производитель ООО "Северовосточная компания ЛТД", Россия, г. Москва, ул. Салтыковская, д. 8, завод 529, срок годности и условия хранения определенные изготовителем при температуре от - 4 Со до - 6 Со 12 месяцев, изготовлено 04.01.2016 годен до 04.01.2017, вес 90 гр., количество 72 штуки, общий вес 6.480 гр.; икра палтуса, изготовитель ООО "Путина", Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Белоостровская, д. 28, адрес производства: Российская Федерация, Ленинградская обл., Всеволжский р-н, г. Сертолово, мкр. Сертолово-1, ул. Песочная, д. 14, кор. 6, лит С, хранить при температуре определенной изготовителем от минус 2 Со до минус 6 Со, срок годности 10 месяцев. Изготовлено 10.10.2016, масса 113 гр., количество 3 штуки, общий вес 339 гр. - вся продукция хранится в охлаждаемых витринах при температуре плюс 4,2 Со.
Кроме того, при хранении и реализации в торговом зале были допущены нарушения условий хранения чеснока фасованного, страна происхождения Китай импортер ООО "Ситифрут", г. Москва, поставщик ООО "Элиттер", г. Москва, Автомобильный проезд, д. 10, срок годности 546 дней, хранить при температуре - 3 Со, дата изготовления 20.05.2016, общее количество 109 упаковок, вес одной упаковки 25,0 гр., общий вес 2.725 гр., чеснок продается с признаками порчи. Температура в торговом зале, согласно термометру плюс 18 Со.
Акт списания товаров снятых с реализации представлен не был. На пищевую продукцию, находящуюся в обращении товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции, представлено не было.
Таким образом, обществом нарушены пункты 7, 12 статьи 17, статьи 4, статьи 21 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителя" (далее - Закон о защите прав потребителя).
По факту выявленного нарушения 20.12.2016 уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЗАО "Торговый дом "Перекресток", административная ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.
Привлекая общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, суды исходил из следующего.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), судами не установлено.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В силу части 3 статьи 14.43 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов), под нормативными документами понимаются в том числе, государственные стандарты, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии с пунктом 1.3 главы I "Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств - членов таможенного союза (далее - Сторон), органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами.
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека пищевых продуктов при производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11).
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов предусмотрено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Письмом Роспотребнадзора от 18.01.2012 N 01/220-12-32 "О вопросах технического и нормативно-правового регулирования" разъяснено, что требования к безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации устанавливаются международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу статьи 17 ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883, установлено, что в ходе реализации масложировой продукции должна быть обеспечена ее безопасность в течение срока годности - для пищевой масложировой продукции, срока хранения - для непищевой масложировой продукции, в соответствии с требованиями настоящего технического регламента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Согласно пункту 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем, а данные нарушения условий хранения красной и черной икры могут способствовать инфицированию бактерией Baciluscereus, способной сохранять жизнедеятельность даже в очень соленой среде и поражать организм человека вырабатываемым энтеротоксином этой бациллой. Кроме того, несоблюдение условий хранения пищевых продуктов могут быть причиной возникновения сальмонеллеза, ботулизма и других кишечных инфекций неясной этиологии (КИНЭ).
В силу статьи 4 ТР ТС 021/2011, нарушают безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения.
Согласно статье 21 ТР ТС 021/2011, должна проводится оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции и процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации требованиям данного технического регламента. Нарушена безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущее поколения.
Несоблюдение условий хранения оказывает вредное воздействие на человека пищевой продукцией - воздействие неблагоприятных факторов, связанных с наличием в пищевой продукции загрязнителей, создающих угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу для будущих поколений, и несет потенциальную угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) и создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Отсутствие документов, подтверждающих безопасность пищевых продуктов, создает угрозу жизни и здоровью человека.
Факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, подтверждается материалами административного дела, протоколом об административном правонарушении.
Ранее ЗАО "Торговый дом "Перекресток" привлекалось к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания юридическому лицу от 13.07.2016 N 26-00996 и от 19.01.2016 N 27-00094) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Повторное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан и квалифицируется по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно пункту 21 Постановления N 10, в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.
Вменяемое ЗАО "Торговый дом "Перекресток" правонарушение исходя из его существа, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение пищевых продуктов надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, непосредственно посягает на права потребителей.
На момент принятия решения срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 марта 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2017 года по делу N А40-3999/17 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Торговый дом "Перекресток" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.