г. Москва |
|
30 декабря 2010 г. |
Дело N А40-23911/10-91-141 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 30.12.2010 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.,
судей Кузнецова В.В., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от истца - Соболева Ю.В., доверенность N Д-361 от 18 августа 2010 года;
от ответчика - Петелина М.А., доверенность N 1014 от 21 апреля 2010 года
от третьих лиц - 1. ИОХ РАН им. Зелинского - Касаткин И.П., доверенность б/номера от 11.05.2010 года; 2. Управление Росреестра по Москве - неявка, извещено,
рассмотрев "23" декабря 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в г. Москве
на решение от "25" июня 2010 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Шудашовой Я.Е.,
и на постановление от "27" сентября 2010 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями - Левченко Н.И., Валиевым В.Р., Лаврецкой Н.В.,
по иску ТУ Росимущества в г. Москве
к ЗАО "Экохим"
о признании постройки самовольной и освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) обратилось в арбитражный суд с иском о признании самовольной постройкой строения общей площадью 301,7 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Академика Несмеянова, д. 2, находящееся на земельном участке федеральной собственности с кадастровым номером 77:06:02002:007, признании недействительным зарегистрированного права собственности Закрытого акционерного общества "Экохим" на указанное здание, оформленное записью в ЕГРП за N 77-01/35-930/2003-449, обязании ЗАО "Экохим" в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером 77:06:02002:007 и снести расположенное на нем строение с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Академика Несмеянова, д. 2. В случае неисполнения решения суда в установленный срок предоставить ТУ Росимущества в г. Москве право сноса указанных самовольных построек с привлечением необходимой техники, оборудования и специалистов других организаций и служб с последующим взысканием с ответчика произведенных расходов. При этом требования были заявлены на основании ст.ст. 12, 125, 209, 222, 302 ГК РФ и мотивированы тем, что собственником земельного участка с кадастровым номером 77:06:02002:007 общей площадью 28.238 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, вл. 47, является Российская Федерация. Данный земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением РАН "Институтом органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН". В результате проверки порядка использования недвижимого имущества истцу стало известно, что на указанном земельном участке расположено строение общей площадью 301,7 кв.м. с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Академика Несмеянова, д. 2, на которое было зарегистрировано право собственности ответчика. По мнению истца, указанное здание является самовольной постройкой и подлежит сносу. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом были привлечены Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) и Учреждение Российской академии наук "Институт органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН",
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2010 года, в удовлетворении исковых требований было отказано. При этом суд указал на отсутствие у спорного объекта недвижимости признаков самовольной постройки, определенных ст. 222 ГК РФ (т. 3, л.д. 121-124; т. 4, л.д. 20-22).
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в г. Москве просит отменить вышеназванные решение и постановление, поскольку считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также ссылается на то, что судом не в полной мере были исследованы и, по его мнению, не получили соответствующую оценку имеющиеся в деле доказательства, что привело к нарушению судом при принятии обжалуемых актов норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свою кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, а представители ЗАО "Экохим" и Учреждения Российской академии наук "Институт органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН", как и в представленных отзывах возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Управление Росреестра по Москве, надлежаще извещённое о времени и месте судебного заседания по рассмотрению настоящей кассационной жалобы, своего представителя в кассационную инстанцию не направило, в связи с чем судебной коллегией было принято решение о её рассмотрении по существу в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей явившихся сторон, проверив в порядке ст.ст. 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.
Так, в соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В силу требований Федерального закона от 17.11.1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (ст. 3), Градостроительного кодекса РФ, единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции капитального ремонта здания, сооружения, является разрешение на строительство. Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом выдача разрешения на строительство не требуется в случаях строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образом, для признания строения самовольной постройкой требуется установить, что недвижимость возведена на земельном участке, не предназначенном для этих целей, отсутствуют разрешения на строительство (реконструкцию), а также не соблюдены градостроительные и строительные нормы и правила.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 18.09.1989 Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского (институт) и Научно-производственный комплекс "Экохим" (правопредшественник ЗАО "Экохим") заключили договор о совместной деятельности N СД-0/Г1-89 (далее - договор), в соответствии с которым стороны обязуются совместно действовать для достижения общих производственных целей, как-то: строительство и эксплуатация зданий и сооружений для проведения совместных исследований и разработок, и осуществления хозяйственной деятельности, в том числе: 1 этап - реконструкция и строительство административного корпуса на базе контрольно-пропускного пункта (далее - КПП) со стороны ул. Несмеянова (1-я очередь); 2 этап - строительство административного здания по ул. Несмеянова (2-я и 3-я очереди); 3 этап - строительство гаражных боксов; 4 этап - строительство складских помещений. В соответствии с пунктом 1 договора "институт" выделяет на принадлежащей институту территории земельные участки под застройку и оформляет необходимую для этого документацию. Согласно п. 2 договора НПО "Экохим" принимает на свой баланс здание КПП по согласованной стоимости, самостоятельно и/или с привлечением строительных организаций проводит реконструкцию и достройку здания КПП, организует и осуществляет строительство гаражных боксов и складских помещений. "Институт" 14.11.1991 передал, а НПО "Экохим" приняло на баланс и в собственность строение КПП, что подтверждается актом. При этом распоряжением N 10120-842 от 05.12.1994 Российской академии наук был утвержден приказ от 21.12.1990 N 40 по Институту органической химии им. Н.Д.Зелинского АН СССР о передаче здания КПП с баланса Института на баланс НПО "Экохим". Актом N 1 стороны согласовали, что первый этап договора о совместной деятельности N СД-0/Г1-89 от 18.09.1989 выполнен в полном объеме. Административное здание, расположенное по адресу ул. Академика Несмеянова, дом 2, введено в эксплуатацию 06.04.2000, что подтверждается актом государственной приемочной комиссией, утвержденного распоряжением Первого заместителя префекта ЮЗАО N 101-РЗП от 10.04.2000. Право собственности ЗАО "Экохим" на здание общей площадью 301,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Академика Несмеянова, дом 2 зарегистрировано 24.12.2003. ТУ Росимущества в г. Москве, ссылаясь на ст. 222 ГК РФ, указывало на самовольное строительство данного здания и заявило требование о его сносе. На основании распоряжения префекта ЮЗАО г. Москвы от 22.03.1994 N 139-р МКЗ и государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей N М-06-001058 от 27.09.1994 (т. 1, л.д. 16) земельный участок общей площадью 28.238 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, вл. 47, был закреплен за Институтом органической химии имени Н.Д.Зелинского РАН. Право постоянного (бессрочного) пользования Института было зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 НН N 034533 от 16.08.2002 г. (т. 1, л.д. 15). В соответствии с Уставом Академии наук СССР от 01.07.1963 институтам Академии наук СССР предоставлялось право распоряжения закрепленным за ним имуществом. Согласно пункту 2 Указа Президента СССР от 23.08.1990 N 627 "О статусе Академии наук СССР" основные фонды и другое государственное имущество, находящееся в пользовании институтов, лабораторий, предприятий и организаций Академии наук СССР, передаются в ее исключительную собственность, статус которой определяется в соответствии со статьями 10, 17 Закона СССР "О собственности в СССР". В соответствии с Указом Президента РФ от 21.11.1991 N 228 "Об организации Российской академии наук" все государственное имущество, принадлежащее АН СССР, передано в собственность Российской академии наук. В соответствии с данным указом РАН является общероссийской самоуправляемой организацией, действующей на основании законодательства РСФСР и собственного устава. В Указе Президента РСФСР N 228 от 21.11.1991 определено, что здания, научное оборудование и другое государственное имущество, находящееся в пользовании и распоряжении учреждений и организаций Академии наук СССР, расположенных на территории РСФСР, передаются в собственность РАН. Деятельность РАН регулировалась Уставом РАН от 23.12.1992 г., в соответствии с пунктом 1 которого РАН является на территории Российской Федерации правопреемницей Академии наук СССР. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 01.04.1993 N 4729-1 "О Российской Академии наук" (пункт 1), не допускается изъятие или изменение назначения основных фондов предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении Академии без согласования с Президиумом Академии. Письмом N 10120-0931-242 от 15.05.1995 РАН подтвердило, что спорное здание является собственностью правопредшественника ответчика. Судом при принятии обжалуемых актов было правомерно установлено, что ответчиком при регистрации права собственности на спорный объект недвижимости были представлены все необходимые документы, а именно: договор аренды земельного участка N 01/07-02 от 01.07.2002, в соответствии с которым участок предоставлялся для эксплуатации расположенного на нем административного здания и регистрации указанного строения в собственность, государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 27.09.1994 N М-06-001058, распоряжение Префекта ЮЗАО г. Москвы о реконструкции здания КПП с надстройкой и пристройкой от 12.01.1996 N 12-РП, акт государственной приемочной комиссии, письмо Префектуры ЮЗАО г. Москвы N 1206-636/0 от 06.06.2000, согласно которому Префектура ЮЗАО г. Москвы не возражала против оформления в собственность построенного административного здания. На момент издания распоряжения от 12.01.1996, разрешающего реконструкцию спорного здания, Префектура ЮЗАО г. Москвы действовала в пределах полномочий, предоставленных ей законодательством Российской Федерации. Распоряжение земельными участками на территории г. Москвы осуществляли органы власти г. Москвы самостоятельно, действуя при этом и как органы государственной власти, и как органы местного самоуправления.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РСФСР, земли поселений в пределах городской черты находились в ведении городской власти. На основании ст. 71 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям городской администрации были отнесены функции по предоставлению земельных участков. Закон РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" предусматривал, что к собственности г. Москвы относятся все объекты недвижимости и земельные участки, не указанные в этом законе как относящиеся к федеральной собственности. Земельный участок (кадастровый N 77:06:02002:007) к федеральным землям не отнесен. Полномочия органов исполнительной власти по распоряжению землями города дополнительно устанавливались Указом Президента РСФРС N 96 от 28.08.1991 "О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы", Указом Президента РФ N 334 от 29.12.1991 "О дополнительных полномочиях органов управления г. Москвы на период проведения радикальной экономической реформы". Согласно распоряжению Мэра Москвы от 19.03.1993 N 168-РМ "Об уточнении порядка подготовки распорядительных документов по предоставлению земельных участков для строительства в г. Москве" согласие на реконструкцию получается в следующем порядке: согласие дается окружной комиссией по вопросам земельных отношений соответствующего округа г. Москвы (получено ЗАО "Экохим": протокол окружной комиссии по вопросам земельных отношений Юго-западного административного округа от 07.12.1995 N 54), разрешение на реконструкцию дается префектом соответствующего округа г. Москвы (получено ЗАО "Экохим": распоряжение префекта Юго-западного административного округа от 12.01.1996 N 12-РП). Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" не устанавливалось разграничения права собственности на землю. В пункте 1 указано, что виды собственности на землю определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. На основании ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. До государственной регистрации права собственности с учетом порядка, установленного ст. 3 ("Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности"), 6 ("Порядок разграничения государственной собственности на землю"), 7 ("Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю"), государственная собственность на землю считалась неразграниченной. Основанием для проведения 27.12.2006 государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок послужила ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (далее - ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ), введенная Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившим в силу как раз 01.07.2006 при одновременной утрате силы ФЗ от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", в которой указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации. Согласно Правилам распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю (п. 1), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствие с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Учитывая, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение земельными участками осуществлял г. Москва, предоставление ЗАО "Экохим" земельного участка (под зданием и необходимого для его эксплуатации) в аренду в силу требований действовавшего законодательства осуществляли окружные комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию ЮЗАО г. Москвы (земельный участок предоставлен ЗАО "Экохим" в аренду на основании протокола окружной комиссии N 5 п. 6 от 06.02.2003, ТОРЗ ЮЗАО поручено оформить земельно-правовые отношения в установленном порядке). ИОХ РАН, подписывая договор аренды земельного участка, действовал во исполнение обязательств, взятых на себя по договору о совместной деятельности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены названных выше обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Переоценка фактических обстоятельств дела, на что, по сути, были направлены доводы заявителя кассационной жалобы, в силу ст. 286 АПК РФ недопустима при проверке судебных актов в кассационном порядке.
А поэтому, руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 июня 2010 года и постановление от 27 сентября 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-23911/10-91-141 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.