г. Москва |
|
28 сентября 2017 г. |
Дело N А40-233317/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Дзюбы Д. И., Кузнецова В. В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Дащинский Б.А. по доверен. от 18.11.2016,
от заинтересованного лица - Забаринова Н.С. по доверен. от 17.07.2017,
рассмотрев 21 сентября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "СТРОИТЕЛЬ" на решение от 23.03.2017 Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Кукиной С. М., на постановление от 14.07.2017 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Лящевским И. С., Сумароковой Т. Я., Панкратовой Н. И.,
по заявлению ООО "СТРОИТЕЛЬ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица Централизованная религиозная организация "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря", Префектура ВАО города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТРОИТЕЛЬ" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее Департамент, заинтересованное лицо), оформленного письмом N 33-5-121404/16-(0)-1 от 08.09.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Централизованная религиозная организация "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря", Префектура ВАО города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СТРОИТЕЛЬ" подана кассационная жалоба, согласно которой заявитель просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает, что строение по адресу: г. Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25А, стр. 13 находится на земельном участке, включенном в Перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество... (Приложение N 3 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП от 11.12.2013 года). Нахождение объекта недвижимости на земельном участке, включенном в указанный перечень, не является в силу закона основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Представитель ООО "СТРОИТЕЛЬ" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представитель Департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными. Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Третьи лица в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие. Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что ООО "СТРОИТЕЛЬ" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги города Москвы "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25А.
Основанием для обращения с запросом послужила необходимость оформления земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный под зданием, принадлежащим обществу на праве собственности (г. Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25А, стр. 13).
Департаментом принято решение N 33-5-121404/16-(0)-1 от 08.09.2016 об отказе в предоставлении услуги на основании пункта 2.10.1.2.4 Административного регламента, в котором указано, что объект по указанному адресу (Москва, ул. Преображенский Вал, д. 25А, стр. 13) включен в приложение 2 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" под N 214.
Полагая указанное решение незаконным, ООО "СТРОИТЕЛЬ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве", пришли к выводу о соответствии отказа Департамента действующему законодательству.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно пункту 2.10.1.2.4 Административного регламента (утв. Постановлением Правительства от 15 мая 2012 года N 199-ПП) основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Постановлением Правительства г. Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, согласно пункту 214 которого объекты недвижимости, размещенные на земельном участке по адресу: Москва, Преображенский Вал, дом. 25А, стр. 13, 15, 17, 18, 19, включены в указанный Перечень, то есть, выявлены как объекты недвижимости, размещенные без разрешительной документации.
Указанный пункт постановления Правительства г. Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в установленном Законом порядке не оспорен и не отменен.
При этом Департамент не уполномочен на совершение действий по исключению объекта общества из Перечня, поскольку включение и исключение в Перечень земельных участков Приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП осуществляется не Департаментом городского имущества города Москвы, а Правительством Москвы посредством внесения изменений в указанное постановление в соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Согласно пункту 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 4.1 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" основанием для принятия до 01 января 2020 года решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе является включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством г. Москвы Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Как установлено судами, земельный участок по адресу: Москва, Преображенский Вал, вл. 25А входит в территорию объединенных охранных зон, территорию охраняемого культурного слоя, территорию зоны охраняемого природного ландшафта, утвержденную постановлением Правительства г. Москвы от 07 июля 1998 года N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала)". Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины XVIII - XIX веков (архитектор М.Ф. Казаков) отнесен к памятникам истории и культуры на основании приказа Росохранкультуры от 14 февраля 2011 года N 182.
На территории таких земельных участков ограничивается ведение хозяйственной деятельности и запрещается строительство, реконструкция, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, а также необходимо выполнять требования об охране, реабилитации, воссоздании растительного и почвенного покрова.
Для территорий памятников, характеризующихся особой архитектурно-художественной значимостью и ансамблевыми качествами, определен режим комплексной научной реставрации, предусматривающий обеспечение условий физической сохранности памятника, документированное восполнение утрат, устранение или нейтрализацию искажений. Все работы по восстановлению, благоустройству, приспособлению и экспонированию объекта проводятся в рамках проекта реставрации. В случае утраты памятник подлежит строго документированному воссозданию.
Судами установлено, что объект заявителя входит в территорию земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003016:40, который находится на праве постоянного бессрочного) пользования у Централизованной религиозной организации "Совет православных церковных приходов Преображенского монастыря" на основании государственного акта от 18 августа 1999 года N М-03-013956.
Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины и Никольского единоверческого монастыря по адресам: Москва, Преображенский Вал, дом 17 и дом 25 отнесен к памятникам истории и культуры постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года и Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения".
Статус территории памятника истории и культуры отражен в выданном Совету церковных приходов Преображенского монастыря государственном акте на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком по адресу: Москва, Преображенский Вал, дом 25 от 18 августа 1999 года N М-03-013956.
Вместе с тем, деятельность ООО "СТРОИТЕЛЬ" не соответствует режиму особо охраняемых природных территорий и подлежит выводу с данной территории.
Общество ссылается на завершение судебных разбирательств по делу N А40-76436/2012, которым установлено приобретение обществом права собственности на спорные объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности, поскольку общество добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорными объектами недвижимости с 1994 года, использует их в хозяйственной деятельности предприятия, осуществляет его эксплуатацию и ремонт. Окончательное решение по делу N А40-76436/2012 принято 18 июля 2013 года.
Отклоняя данный довод, суды указали, что пункт 214 Перечня, в который включен объект общества, введен постановлением Правительства г. Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП постановлением Правительства г. Москвы от 29 июля 2014 года N 425-ПП, то есть позже судебных разбирательств, состоявшихся по делу N А40-76436/2012.
На основании изложенного, вывод судов о соответствии оспариваемого отказа действующему законодательству является обоснованным.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2017 по делу N А40-233317/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Д. И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.