г. Москва |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А40-208699/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Денисовой Н.Д.,
судей Красновой С.В., Дунаевой Н.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя АО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Балюк Н.И. по дов. от 07.04.2017 N 52-17
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве - Сухов Д.А. по дов. от 22.05.2018 N 9074/12018
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве на решение от 31 января 2018 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Кантор К.А., и постановление от 29 мая 2018 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Захаровым С.Л.,
по иску АО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения от 22.08.2017 N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 о приостановлении государственной регистрации права. Также заявитель просил обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ПАО "ФСК ЕЭС" путем проведения государственной регистрации права собственности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018, удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование кассационной жалобы Управление Росреестра по Москве ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы ответчика - Управления Росреестра по Москве опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из представленных доказательств, ПАО "ФСК ЕЭС" в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по развитию этой сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Приказом Минпромэнерго России от 23.11.2005 N 325 ПС 500 кВ "Очаково" N 214 (Подстанция) отнесена к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Подстанция 500 кВ "Очаково" размещена на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:13, площадью 148816 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 45-А.
Право аренды на указанный земельный участок предоставлено заявителю договором аренды земель в г. Москве от 11.05.1995 N М-07-002231.
В соответствии с п. 1.3 договора аренды земельный участок предоставлен для эксплуатации электрической подстанции N 214.
В соответствии с договором купли-продажи ПС 500 кВ "Очаково" N 214 от 20.12.2013 N ДКП/07-13/ПС-Очаково/208-2013 подстанция куплена ОАО "ФСК ЕЭС" (в настоящее время ПАО "ФСК ЕЭС" ).
Департаментом городского имущества города Москвы и ОАО "ФСК ЕЭС" подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 11.05.1995 N М-07-002231 о переходе прав и обязанностей по договору в полном объеме к ОАО "ФСК ЕЭС" с момента государственной регистрации права собственности на подстанцию. Дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию, о чем сделана регистрационная запись 07.02.2014 N 77-77-07/014/2014-390.
В целях эксплуатации подстанции ПАО "ФСК ЕЭС" осуществляет реконструкцию подстанции в рамках титула "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ".
В ходе реконструкции образовались новые объекты капитального строительства, в том числе Маслосборник N 3.
В целях государственной регистрации права собственности на вновь образованные в ходе реконструкции подстанции объекты 09.08.2017 ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с заявлением N 77/007/225/2017-2009 о регистрации права собственности на объект Маслосборник N 3.
Решением от 22.08.2017 N 77/007/225/2017-2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 государственная регистрация права собственности приостановлена до 21.11.2017 на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, а именно, по причине непредставления заявителем документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка заявителю для целей строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды указали, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соблюдён.
В силу п. 1, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В силу нормы ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив представленные доказательства и выслушав представителей сторон, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
В дело представлен Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13 от 05.03.2015 N RU76000-014505, подготовленный Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
В п. 2.1 ГПЗУ содержится информация о разрешенном использовании земельного участка.
Основным видом разрешенного использования земельного участка является энергетика (6.7).
Согласно ГПЗУ вспомогательными видами разрешенного использования объектов капитального строительства установлены:
- виды использования, технологически связанные с основными видами использования объектов капитального строительства.
По смыслу норм ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утв. приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения", зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2017 N 46880) ГПЗУ представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом.
Постановлением Правительства Москвы от 09.08.2016 N 499-ПП утвержден Проект планировки части территории производственной зоны N 37 "Северное Очаково".
Проектом планировки территории предусмотрена реконструкция с комплексным техническим перевооружением электроподстанции "Очаково" 500 кВ с выходами воздушных линий электропередачи и воздушно-кабельных линий 220 кВ.
Подстанция реконструирована на основании Разрешения на строительство, выданного Правительством Москвы 29.12.2016 N 77-176000-013833-2016.
При этом, по смыслу норм ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство не только дает право осуществлять размещение объекта недвижимости, но и подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а в отсутствие градостроительного плана - разрешенному использованию участка.
Как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, объекты, подлежащие реконструкции в рамках титула "ПС 500 кВ Очаково. Установка шунтирующих реакторов 500 кВ", введены в эксплуатацию на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного Правительством Москвы 27.04.2017 N 77-176000-007872-2017, в котором объект - Маслосборник N 3 поименован отдельно.
Нормами ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.05.2017 - Маслосборник N 3 - размещен на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012006:13, объекту присвоен кадастровый номер 77:07:0012006:5252.
Таким образом, кадастровый учет объекта произведен 11.05.2017.
Судами установлено и не опровергается регистрирующим органом, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано обществу Комитетом строительного надзора города Москвы 27.04.2017, в числе объектов производственного значения указан Маслосборник N 3.
С учетом норм ч. 5 ст. 14, ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также в процессе кадастрового учета спорного объекта недвижимости уполномоченным органом должен был быть установлен факт нецелевого использования заявителем земельного участка, а также факт наличия у спорного объекта признаков самовольной постройки, при наличии таковых, чего, однако, выявлено не было.
Также судами первой и апелляционной инстанций обоснованно указано, что при размещении объекта Маслосборник N 3 расширения земельного участка не требовалось, объект размещен в рамках существующего земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012006:13.
При изложенных обстоятельствах следует, что в ходе реконструкции образован новый объект капитального строительства Маслосборник N 3. Объект образован на основании Разрешения на строительство, положительного заключения государственной экспертизы, в соответствии с ГПЗУ и Проектом планировки территории, введен в эксплуатацию в установленном порядке.
Реконструкция подстанции не противоречит цели использования земельного участка, установленной в договоре аренды. Реконструкция объектов осуществлена в целях оптимальной эксплуатации. Создание в ходе реконструкции объектов капитального строительства не противоречит законодательству Российской Федерации, иное Управлением Росреестра по Москве вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
При изложенных обстоятельствах, судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что решение регистрирующего органа принято с нарушением требований закона и нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод кассационной жалобы о наличии полномочий на распоряжение земельными участками у Департамента городского имущества города Москвы, являлся предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций не опровергает выводы судов.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2018 года по делу А40-208699/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Н.Д. Денисова |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.