г. Москва |
|
10 октября 2017 г. |
Дело N А41-823/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Латыповой Р.Р., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Плетнева О.Н. по дов. N МОСК НЮ - 40/Д от 08.09.2017
от ответчика (заинтересованного лица): не явка
от третьего лица: не явка,
рассмотрев 03 октября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "РЖД"
на решение от 13.03.2017
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
постановление от 22.06.2017
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Марченковым Н.В., Шевченко Е.Е.,
в деле по заявлению ОАО "РЖД"
к Управлению Росреества по Московской области,
третье лицо: ТУ Росимущества в Московской области,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 12.10.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-48 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151524, площадью 114 805 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район;
- обязать Управление Росреестра по Московской области внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.03.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением судов, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, дело направить на новое рассмотрение. Общество считает, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151524, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:216, является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является, в том числе, наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители Управления и ТУ Росимущества в Московской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства указанные лица извещены надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ОАО "РЖД", обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области в связи со следующим.
При рассмотрении спора судами установлено, что ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151524, площадью 114 805 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район.
Управление Росреестра по Московской области сообщением от 12.10.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-48 отказало в регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав на отсутствие информации о том, что на земельном участке расположены объекты федерального железнодорожного транспорта, ограниченные в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы. Иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, не представлены. В результате проведенного анализа реестра объектов недвижимости установлено отсутствие зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, границы которых определены в соответствии с земельным законодательством на земельном участке.
Полагая вышеназванный отказ не соответствующим закону, ОАО "РЖД" обратилось с настоящим заявлением в суд о признании данного отказа недействительным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Основания для отказа в государственной регистрации прав установлены статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 20 названного Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе в случае, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
Судами установлено, что в заявлении о государственной регистрации в качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок указан Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 4 указанного Закона земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151524 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:216.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие право собственности Российской Федерации (правоустанавливающие документы, кадастровый паспорт) на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:216 (разрешенное использование "для полосы отвода ж/д линии Москва - Рязань"), из которого образован земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151524.
Между тем, в дело представлен кадастровый паспорт от 22.06.2015 земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:151524, в котором указан предыдущий его номер - 50:23:0000000:216, разрешенное использование: для полосы отвода ж. д. линии Москва-Рязань (л.д. 15).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25.08.1995 N 153-ФЗ (в действовавшей редакции) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
ОАО "РЖД" при рассмотрении настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций указало, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151524 является ранее возникшим правом, в силу действовавшего Федерального закона от 28.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", ссылаясь при этом на кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:151524, в котором указан предыдущий его номер - 50:23:0000000:216 и разрешенное использование: для полосы отвода ж/д линии Москва-Рязань.
Однако суды не исследовали и не оценили данные доводы ОАО "РЖД".
Отказывая в удовлетворении заявления по настоящему делу, суды также исходили из того, что не представлены доказательства, подтверждающие, что на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0000000:151524 расположены объекты железнодорожного транспорта.
Между тем, как указывает ОАО "РЖД", в регистрирующий орган представлено свидетельство о государственной регистрации права ОАО "РЖД" на производственно-технологический комплекс Московско-Рязанской дистанции пути от 20.06.2008 АА N 003086, с приложением (л.д. 22-28).
ОАО "РЖД" в подтверждение обоснованности заявленных по настоящему делу требований ссылалось на то, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151524, образованный из земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:216, является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является, в том числе, наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
Суды при принятии обжалуемых судебных актов данные доводы не приняли во внимание.
В соответствии с частью статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
В мотивировочной части решения должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, обоснование принятых судом решений (часть 4 статьи 170 Кодекса).
Судебная коллегия полагает необоснованным вывод судов о том, что оспариваемый отказ в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок не нарушает прав и законных интересов ОАО "РЖД", поскольку последний является правообладателем объектов, расположенных на указанном земельном участке.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует учесть изложенное, исходя из подлежащих применению норм материального права, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле доказательств, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.03.2017 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу N А41-823/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.