город Москва |
|
16 октября 2017 г. |
Дело N А40-220587/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Дзюбы Д.И., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Головахо А.А., доверенность от 08.09.2017;
от заинтересованного лица: Велиев М.Н., доверенность от 30.12.2016;
рассмотрев 10 октября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве
на постановление от 30 июня 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поповым В.И., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.,
по делу N А40-220587/16
по заявлению ОАО "РЖД"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - Управление) от 04.08.2016 N 77/012/008/2016-2838 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с адресными ориентирами: г. Москва, Ярославское направление Московской железной дороги, площадью 607.472 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0023019:37 и обязании Управления внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 марта 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2017 года решение суда первой инстанции отменено; заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанций, ТУ Росимущества в городе Москве обратилось в Управление с заявлением от 22.06.2016 N 77/012/008/2016-2838 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с адресными ориентирами: г. Москва, Ярославское направление Московской железной дороги, площадью 607.472 кв.м, с кадастровым номером 77:02:0023019:37.
04.08.2016 Управлением было отказано в регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок по основаниям, указанным в абзацах 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Федеральный закон N 122-ФЗ), в связи с невозможностью по имеющимся в Управлении сведениям и документам установить, что земельный участок бесспорно относится к землям федеральной собственности, поскольку на нем отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований, заявленных в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; признал выводы, положенные в основу оспариваемого решения, обоснованными.
Рассмотрев спор повторно, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, апелляционный суд обоснованно счел вывод суда первой инстанции о соответствии оспоренного акта нормам законодательства ошибочным, сделанным при неверной оценке представленных доказательств и неверным применением норм права, регулирующего спор, исходя из следующего.
Управление наделено полномочиями по вынесению оспариваемого по делу решения, что не оспаривается сторонами и верно установлено судом первой инстанции.
В соответствии с нормами абзацев 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
В заявлении о государственной регистрации, в качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок, был указан Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ, земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (в действовавшей редакции) (далее - Закон N 153-ФЗ), землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0023019:37 является ранее возникшим правом, в силу действовавшего Закона N 153-ФЗ, что подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2000 N ГКПИ 00-1204.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ, возникшие до момента вступления его в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, признание утратившим силу федерального закона, на основании которого возникло право собственности на земельный участок, не является основанием для прекращения этого права собственности.
Границы землепользования участками полосы отвода железной дороги в городе Москве были определены при подготовке постановления Правительства Москвы от 16.07.1996 N 22-МКЗ "Об установлении права пользования земельными участками Московской железной дороге и Октябрьской железной дороге в г. Москве" (далее - Постановление N 22-МКЗ) и учтены в приведенном документе. Постановление N 22-МКЗ представлено в качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки полос отвода железных дорог в границах города Москвы.
В соответствии с представленным в материалы дела кадастровым паспортом, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0023019:37 имеет площадь 607.472 кв.м, а в графе местоположение участка указано - "участок N 2 Ярославского направления Московской железной дороги".
В соответствии с письмом Департамента земельных ресурсов города Москвы указанный земельный участок предоставлен ОАО "РЖД" в соответствии с Постановлением N 22-МКЗ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.03.2004, на указанном земельном участке расположены объекты железнодорожного транспорта, принадлежащие ОАО "РЖД".
Учитывая приведенные обстоятельства спора и нормы права, судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводом апелляционного суда о том, что у государственного регистратора имелось достаточно сведений, чтобы прийти к выводу, что право собственности на заявленный к регистрации земельный участок возникло до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, которое в силу пункта 1 статьи 6 указанного закона признается юридически действительными при отсутствии его государственной регистрации.
Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 29-ФЗ, ограничены в обороте (могут находиться только в собственности ОАО "РЖД" или федеральной собственности) магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи; информационные комплексы управления движением; объекты, предназначенные для выполнения аварийно-восстановительных работ; а также имеющие оборонное значение малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, железнодорожный подвижной состав для осуществления специальных железнодорожных перевозок.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:02:0023019:37 является ранее возникшим, государственная регистрация которого подлежит проведению по заявлению правообладателя, а правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
Таким образом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2017 года по делу N А40-220587/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.