город Москва |
|
24 октября 2017 г. |
Дело N А41-1862/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Менеджторг": Казьминой Н.В. (дов. N 7/м от 30.01.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Домодедово Московской области: Лысенковой Ю.В. (дов. N 3-35/90 от 20.04.2016 г.);
рассмотрев 19 октября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2017 г.,
принятое судьей Денисовым А.Э.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2017 г.,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-1862/17
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Менеджторг" (ОГРН 1025001276167; 142007, Московская область, г. Домодедово, мкр. Авиационный, пр. Академика Туполева, д. 2)
к Администрации городского округа Домодедово Московской области (ОГРН 1025001280149; 14200, Московская область, микрорайон Центральный, площадь 30-летие победы, дом 1)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Менеджторг" (далее - ООО "Менеджторг", общество, заявитель) является собственником встроено-пристроенного нежилого помещения (магазина), расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, пос. Востряково-1, пр-т Туполева, д. 9 (свидетельство о государственной регистрации права от 16 декабря 2014 г. 50-АК N 253956).
06 октября 2017 г. ООО "Менеджторг" направило в Администрацию города Домодедово (далее - администрация, ответчик) заявление N 34-16/К о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на территории городского округа Домодедово Московской области, а именно: светового короба N РМ-8 (видимое изображение 3 000 x 900 x 150), общей площадью информационного поля 2,7 кв. м, с местом установки: 142000, Московская область, г. Домодедово, мкр-н Авиационный, пр-т Академика Туполева, дом 9.
Письмом от 17 октября 2016 г. N М502-6884507897-8156047 заявителю было отказано в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции со ссылками на пункт 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", пункт 3.5.2 Архитектурно-художественного регламента информационного и рекламного оформления зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства Московской области от 14 июля 2015 г. N 31РВ-72, пункт 7.1 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 25 октября 2013 г. N 4319.
Считая свои права нарушенными, ООО "Менеджторг" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации, изложенного в письме от 17 октября 2016 г. N М502-6884507897-8156047, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции размером 3 000 мм x 900 мм x 150 мм, площадь информационного поля - 2,7 кв. м, расположенной по адресу: 142000, Московская область, г. Домодедово, мкр-н Авиационный, пр-т Академика Туполева, дом 9.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация городского округа Домодедово Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации городского округа Домодедово Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Менеджторг" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения установлен частью 15 статьи 19 Закона о рекламе: 1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; 2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций); 3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; 4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов; 5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; 6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
Вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла подпункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического наследия, архитектурных стилевых ансамблей.
В силу пункта 2.11 Постановления администрации городского округа Домодедово Московской области от 25 октября 2013 г. N 4319 (ред. от 15 апреля 2015 г.) "О порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области" рекламная конструкция - это щиты, стенды, строительные сетки, баннеры, панно, в том числе световые, панели-кронштейны, штендеры, транспаранты-перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта, используемые с целью распространения рекламы.
Данное положение закреплено и в абзаце 2 пункта 4.2 Архитектурно-художественного регламента информационного и рекламного оформления зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства Московской области, утвержденного распоряжением начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 14 июля 2015 г. N 31РВ-72 - установка и эксплуатация рекламных конструкций, устанавливаемых на зданиях, строениях, сооружениях, для которых Законом о рекламе не предусмотрена разработка схем размещения рекламных конструкций и размещаемых на внешних стенах, в том числе брандмауэрах, крышах и иных конструктивных элементах зданий и сооружений, осуществляется только в соответствии с индивидуальным (специальным) дизайн-проектом размещения рекламных конструкций.
Исходя из абзаца 6 пункта 4.2 данного Регламента при наличии оформленной в установленном порядке фасадной схемы или концепции информационно-рекламного оформления улицы, площади, магистрали место размещения и размеры рекламной конструкции, предусматриваемые индивидуальным (специальным) дизайн-проектом, должны соответствовать схеме или концепции.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
При этом судами установлено, что обществом были представлены все необходимые документы для выдачи разрешения на установку объекта наружной рекламы.
Рекламная конструкция планируется к размещению на здании магазина для привлечения потребителей к деятельности магазина и размещаемых в нем арендаторов.
Спорное здание не находится в зоне исторически сложившейся застройки города, в непосредственной близости от него объекты культурного наследия не расположены, на заднем плане помещения магазина размещен кирпичный жилой дом современной постройки.
Схема размещения ОНРИ на фасадах здания Универсама "Пятерочка" ООО "Менеджторг" по адресу: 142000, Московская область, г. Домодедово, мкр-н Авиационный, пр-т Академика Туполева, д. 6, была согласована с Управлением строительства и городской инфраструктуры Администрации г.о.Домодедово Московской области в ноябре 2014 г.
Каким именно образом размещение рекламной конструкции на ограждении строящегося дома нарушает внешнего архитектурного облика сложившейся застройки Администрацией не указано.
Поскольку оспариваемый отказ препятствует заявителю в пользовании принадлежащем ему имуществом при осуществлении предпринимательской деятельности, суды пришли к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого решения незаконным.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2017 г. по делу N А41-1862/17 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.