Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 октября 2017 г. N Ф05-15435/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
13 июля 2017 г. |
Дело N А41-1862/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2017 года.
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.
при участии в заседании:
от заявителя, ООО "Менеджторг": Казьмина Н.В. по доверенности от 30.01.17 N 7/м;
от заинтересованного лица, Администрации городского округа Домодедово Московской области: Шмельков Д.Ю. по доверенности от 09.03.17 N 3-35/44,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2017 года по делу N А41-1862/17, принятое судьей Денисовым А.Э., по заявлению ООО "Менеджторг" к Администрации городского округа Домодедово Московской области о признании отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации, обязании устранить допущенное нарушение путем выдачи разрешения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Менеджторг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - администрация г.о. Домодедово) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации, изложенного в письме от 17.10.2016 N М502-6884507897-8156047, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции размером 3 000 мм х 900 мм х 150 мм, площадь информационного поля - 2,7 кв.м., расположенной по адресу: 142000, Московская область, г.Домодедово, мкр- н Авиационный, пр-т Академика Туполева, дом 9.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 марта 2017 года по делу N А41-1862/17 требования ООО "Менеджторг" удовлетворены.
Признано незаконным решение администрации городского округа Домодедово Московской области об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации от 17.10.2016 N М502-6884507897-8156047.
Суд обязал администрацию городского округа Домодедово Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Менеджторг" путем выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции размером 3000 мм * 900 мм * 150 мм, общая площадь информационного поля - 2,7 кв.м., расположенной по адресу: 142000, Московская область, г. Домодедово, мкр-н Авиационный, пр-т Академика Туполева, д. 9.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Домодедово Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Общество является собственником встроено-пристроенного нежилого помещения (магазина), расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, пос. Востряково-1, пр-т Туполева, д. 9 (свидетельство о государственной регистрации права от 16.12.2014 50-АК N 253956).
Обществом в Администрацию города Домодедово подано заявление от 06.10.2017 N 34-16/К о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации на территории городского округа Домодедово Московской области, а именно: светового короба N РМ-8 (видимое изображение 3 000 х 900 х 150), общей площадью информационного поля 2,7 кв.м., с местом установки: 142000, Московская область, г. Домодедово, мкр-н Авиационный, пр-т Академика Туполева, дом 9.
Письмом от 17.10.2016 N М502-6884507897-8156047 заявителю в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции отказано со ссылками на пункт 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пункт 3.5.2 Архитектурно- художественного регламента информационного и рекламного оформления зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства Московской области от 14.07.2015 N 31РВ-72, пункт 7.1 Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области от 25.10.2013 N 4319.
Не согласившись с отказом Администрации Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Как следует из части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38- ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения установлен частью 15 статьи 19 Закона о рекламе: 1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; 2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций); 3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; 4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов; 5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; 6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
В оспариваемом отказе Администрации (л.д.12) указаны следующие основания для отказа в выдаче разрешения: пункт 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, пункты 3.5.2 Архитектурно-художественного регламента информационного и рекламного оформления зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства Московской области, утвержденного распоряжением Главархитектуры Московской области от 14.07.2015 N 31РВ-72. раздел 1, п. 1.12, разделом 7, п. 7.1 Положения "О порядке установки эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области", утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово от 25.10.2013 года N 4319.
В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, разрешение на установку и эксплуатации рекламной конструкции не может быть выдано в случае нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа" носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла подпункта 4 части 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического наследия, архитектурных стилевых ансамблей.
Таким образом, при отказе в выдаче разрешений Администрация должна была оценить возможность предоставления разрешения на установку рекламных конструкций с учетом вышеуказанных положений Закона N 38-ФЗ.
При этом, как верно установлено судом первой инстанции, на нарушение нормативно установленных требований к типу и виду рекламных конструкций Администрация в отказе не указала.
В нарушение положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, Администрацией не представлены доказательства того, что рекламные конструкции, в отношении которых испрашивалось разрешение, нарушают внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского поселения с учетом конкретной ситуации (в привязке к местности, особенностям застройки, типу и виду рекламной конструкции).
Администрация не указала, каким именно образом, размещение рекламной конструкции на ограждении строящегося дома нарушает внешнего архитектурного облика сложившейся застройки.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на раздел 3, пункт 3.5.2 Архитектурно- художественного регламента информационного и рекламного оформления зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства Московской области, утвержденного распоряжения Главархитектуры Московской области от 14.07.2015 N 31РВ-72, а так же раздел 1, п. 1.12, разделом 7, п. 7.1 Положения "О порядке установки эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области", утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово от 25.10.2013 года N 4319 в редакции от 05.05.2014 года N 1658, подлежит отклонению, поскольку Закон о рекламе не наделяет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению требований к рекламным конструкциям, порядку их размещения.
В соответствии с пунктом 12.23.2 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от 14.11.2007 N 858/28, Главное управление осуществляет координацию мероприятий по формированию современного архитектурно-художественного облика городов, поселений и иных населенных пунктов Московской области, природной и ландшафтной среды.
Согласно пятому абзацу пункта 1 упомянутого Архитектурно- художественного регламента, он издан в целях формирования и актуализации правил благоустройства территорий муниципальных образований Московской области в части требований к содержанию зданий, сооружений, к внешнему виду фасадов и ограждений, а также создания эстетически полноценного визуального пространства и комфортного режима информирования.
Таким образом, указанный архитектурно-строительный регламент может быть использован органами местного самоуправления для издания собственных нормативных правовых актов в соответствии с компетенцией применительно к конкретным условиям муниципального образования.
Также Администрацией не указано каким конкретно требования раздела 1, п. 1.12, раздела 7, п. 7.1 Положения "О порядке установки эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области", утвержденного постановлением Администрации городского округа Домодедово от 25.10.2013 года N 4319, не соответствует рекламная конструкция заявителя.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что рекламная конструкция не может располагаться на фризе помещения также несостоятельна.
Согласно п.2.11. Постановления администрации городского округа Домодедово МО от 25.10.2013 N 4319 (ред. от 15.04.2015) "О порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций и средств размещения информации на территории городского округа Домодедово Московской области" рекламная конструкция - это щиты, стенды, строительные сетки, баннеры, панно, в том числе световые, панели-кронштейны, штендеры, транспаранты- перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта, используемые с целью распространения рекламы.
Данное положение закреплено и в абзаце 2 п. 4.2. Архитектурно-художественного регламента информационного и рекламного оформления зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства Московской области, утвержденного распоряжением начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 14 июля 2015 г. N 31РВ-72 - установка и эксплуатация рекламных конструкций, устанавливаемых на зданиях, строениях, сооружениях, для которых Законом о рекламе не предусмотрена разработка схем размещения рекламных конструкций и размещаемых на внешних стенах, в том числе брандмауэрах, крышах и иных конструктивных элементах зданий и сооружений, осуществляется только в соответствии с индивидуальным (специальным) дизайн-проектом размещения рекламных конструкций.
Кроме того, в абзаце 4 п. 4.2. данного Регламента при наличии оформленной в установленном порядке фасадной схемы или концепции информационно-рекламного оформления улицы, площади, магистрали место размещения и размеры рекламной конструкции, предусматриваемые индивидуальным (специальным) дизайн-проектом, должны соответствовать схеме или концепции.
Испрашиваемая рекламная конструкция по размерам и месту размещения соответствует согласованной Администрацией схеме размещения ОНРИ на Фасаде здания по адресу: 142007. Московская область, г.Домодедово, мкп.Авиационный, пр.Академика Туполева, д. 9.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что административным органом не исполнена процессуальная обязанность по доказыванию оснований для принятия оспариваемого решения.
Поскольку оспариваемый отказ препятствует заявителю в пользовании принадлежащем ему имуществом при осуществлении предпринимательской деятельности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для признания незаконным решения Администрации об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию объекта наружной рекламы и информации N М502-6884507897-8156047 от 17.10.2016 г.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.03.2017 года по делу N А41-1862/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1862/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 октября 2017 г. N Ф05-15435/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "МЕНЕДЖТОРГ"
Ответчик: Администрация городского округа Домодедово
Третье лицо: Администрация городского округа Домодедово