г. Москва |
|
25 октября 2017 г. |
Дело N А40-6501/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Завирюха Л.В., Филиной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Калининградская пригородная пассажирская компания" не явился, уведомлен,
от Министерства финансов Российской Федерации Шмелев А.П., доверенность от 10.03.2017,
от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не явился, уведомлен,
рассмотрев 24 октября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Калининградская пригородная пассажирская компания"
на решение от 10 апреля 2017 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Иканиным Д.В.,
на постановление от 25 июля 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Елоевым А.М., Сазоновым Е.А., Юрковой Н.В.,
по иску акционерного общества "Калининградская пригородная пассажирская компания"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Калининградская пригородная пассажирская компания" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о взыскании 1 676 228,20 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец подал кассационную жалобу, в которой просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы истец ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывает, что судами не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела.
Истец и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, уведомленные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, представленных в порядке, установленном статьёй 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Обсудив доводы по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Как установлено судами, истец является коммерческой организацией, осуществляющей с 2010 года деятельность по перевозке на платной основе пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в соответствии с лицензией от 24.12.2010 серии ППБ N 3905701.
В период с 01.01.2013 по 31.12.2013 года истец осуществлял организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Калининградской области в соответствии с Соглашением на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении от 11.02.2011.
Перевозка пассажиров осуществлялась в 2013 году по тарифам, утвержденным Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в соответствии с Приказом N 119-02н/13 от 25.12.2013.
Между истцом и Министерством труда и социального защиты Российской Федерации 31.01.2013 был заключен государственный контракт N 13-К-12-Т-22 на оказание услуги по перевозке граждан-получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в соответствии с условиями которого истец принял на себя обязательства по обеспечению перевозки лиц, имеющих право на предоставление им услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, указанных в Приложении N 1 к Государственному контракту.
Истец обязался обеспечить перевозку граждан - получателей социальной услуги в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте. Заказчик услуг принял на себя обязательства осуществлять приемку и оплату оказанных Исполнителем услуг.
Цена государственного контракта была рассчитана заказчиком в соответствии с формулой, предусмотренной в пункте 24(1) Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864, и установлена в размере 21 020 329 руб.
Поскольку сумма, определенная контрактом, оказалась недостаточной для покрытия выпадающих расходов истца, он обратился в суд за взысканием убытков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды исходили из следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу статьи 4 вышеназванного Закона, полномочиями по разработке и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг обладает Российская Федерация.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 4 вышеназванных Правил, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
Согласно пункту 12 вышеназванных Правил, средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения направляются на оплату этой услуги организациям, осуществляющим перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, по пеерчню согласно приложению N 1, заключившим с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", государственные контракты.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно указанной статьёй Федерального закона N 17-ФЗ установлено, что порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 864 от 29.12.2004 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды пришли к выводу, что цена контракта являлась фиксированной, оплата перевозчику по фактическим расходам, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, не предусмотрена.
Суды также указали на то, что материалами дела не подтвержден факт несения убытков истцом, в частности потери, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров, не могут расцениваться как убытки.
Так, обязательства перед истцом были полностью выполнены в объеме, предусмотренном контрактом и в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями, Минфин России не вправе осуществлять перечисление заявленных к взысканию средств непосредственно истцу согласно Правилам, утвержденным Правительством Российской Федерации от 29 декабря 2004 N 864.
Доводы кассационной жалобы, в том числе в отношении уклонения Российской Федерации от исполнения обязательств по компенсации потерь в доходах перевозчик направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанций.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам дела. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 апреля 2017 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 года по делу N А40-6501/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.