город Москва |
|
30 октября 2017 г. |
Дело N А40-27614/17-93-248 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "ГУОВ": Решетниковой О.А. (дов. N Д-584 от 28.06.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства обороны Российской Федерации: Скопиной П.В. (дов. N 212/2/497 от 23.03.2017 г.);
от третьего лица Росимущества: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации города Владивостока: не явились, извещены;
рассмотрев 24 октября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "ГУОВ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 мая 2017 г.,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2017 г.,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Кочешковой М.В., Поповым В.И.,
по делу N А40-27614/17-93-248
по заявлению акционерного общества "Главное управление обустройства войск"
к Министерству обороны Российской Федерации
о признании незаконным решения,
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Администрация муниципального образования город Владивосток,
УСТАНОВИЛ: акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее - АО "ГУОВ", общество, заявитель) является правопреемником открытого акционерного общества "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота" (далее - ОАО "ВМСУ ТОФ").
ОАО "ВМСУ ТОФ" было образовано путем преобразования Федерального государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГУП) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и является его правопреемником.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 августа 2009 г. N 862 "Об условиях приватизации ФГУП "ВМСУ ТОФ МО РФ" (далее - Приказ N 862) был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, в который был включен земельный участок с кадастровым номером 25:28:030013:165, общей площадью 12 950 кв.м, а также 3 здания по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Бархатная, д. 7 (пункт 11 раздела 1.1, пункты 107-109 раздела 1.3 приложения N 1 к Приказу).
В соответствии с входящим в состав землеустроительного дела проектным планом земельного участка, согласованным в 2005 году Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю, площадь земельного участка ФГУП "ВМСУ ТОФ МО РФ" по адресу: г. Владивосток, ул. Катерная, 8 составила 19 173 кв.м.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 25 декабря 2005 г. с присвоением кадастрового номера 25:28:030013:0074.
Согласно кадастровому плану от 25 апреля 2006 г. N 2/06-1158 земельный участок с кадастровым номером 25:28:030013:0074 использовался для размещения производственной базы ФГУП "ВМСУ ТОФ МО РФ".
В соответствии с распоряжением Администрации города Владивостока от 28 апреля 2009 г. N 1351 земельный участок с кадастровым номером 25:28:030013:0074 был разделен, в связи с чем образованы и поставлены на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 25:28:030013:165 площадью 12 950 кв.м и земельный участок с кадастровым номером 25:28:030013:166 площадью 6 075 кв.м, на которые 05 мая 2009 г. было зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
На схемах расположения земельных участков по адресу: г. Владивосток, ул. Бархатная, дом 7 (приложение N 1, 2 к распоряжению Администрации города Владивостока от 28 апреля 2009 г. N 1351) усматривается, что в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:166 частично расположены здания, принадлежащие АО "ГУОВ" на праве собственности, а именно: здание - КПП (лит. А, кадастровый номер 25:28:030013:297), здание - хранилище (лит. Б, кадастровый номер 25:28:030013:298), здание - склад (лит. В, кадастровый номер 25:28:030013:299).
Земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:030013:165 и 25:28:030013:166 фактически представляют собой единую территорию складского комплекса, огороженного по периметру двух участков забором, и исторически находились во владении и пользовании предприятия Минобороны России.
Однако в составе подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, утвержденном Приказом N 862, был поименован лишь один из вновь образованных земельных участков - земельный участок с кадастровым номером 25:28:030013:165, на который в дальнейшем было зарегистрировано в установленном законом порядке право собственности АО "ГУОВ".
В соответствии с кадастровым паспортом разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:166: для эксплуатации объектов недвижимости здание - склад (лит. В), здание - контрольно-пропускной пункт (лит. А здание - хранилище (лит. Б). Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано за АО "ГУОВ".
На основании изложенного АО "ГУОВ" обратилось в Минобороны России с заявлением от 17 октября 2016 г. N исх-649/сп по вопросу внесения изменений в Приказ N 862 в части включения в пункт 11 раздела 1.1 приложения N 1 к приказу сведений о земельном участке с кадастровым номером 25:28:030013:166 площадью 6 075 кв.м.
Письмом от 20 декабря 2016 г. N 141/40723 Министерство обороны Российской Федерации сообщило о невозможности внесения изменений в Приказ N 862, указав, что в соответствии с нормами Федерального закона от 21 января 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в случае выявления имущества, подлежащего внесению в уставный капитал акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизируемого имущества, решение вопросов, связанных с приобретением указанного имущества акционерным обществом, осуществляется на возмездной основе в соответствии с Законом о приватизации.
Считая свои права нарушенными, АО "ГУОВ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в приказ от 13 августа 2009 г. N 862 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации", выраженного в письме от 20 декабря 2016 г. N 141/40723 и обязании внести изменения, изложив пункт 11 раздела 1.1 приложения N 1 к приказу от 13 августа 2009 г. N 862 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации" и пункт 11 раздела 1.1 передаточного акта от 14 августа 2009 г. в соответствующих редакциях.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Администрация муниципального образования город Владивосток.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 мая 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "ГУОВ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство обороны Российской Федерации просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "ГУОВ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Министерства обороны Российской Федерации против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ (далее - Закон о приватизации) закрепляет принцип возмездности отчуждения в собственность физических и (или) юридических лиц (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
В силу пункта 7 статьи 28 Закона о приватизации предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого отказа, поскольку оснований для безвозмездного предоставления заявителю имущества, не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, на момент принятия оспариваемого ненормативного акта не имелось.
При этом судами установлено, что приказ Министра обороны Российской Федерации N 862 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота Министерства обороны Российской Федерации" издан 13 августа 2009 г.
В настоящее время процесс приватизации данного предприятия завершен.
Принимая во внимание, что действующими положениями законодательства о приватизации не предоставлено право в одностороннем порядке вносить изменения в состав имущества, приватизированного в ходе создания акционерных обществ, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что доводы кассационной жалобы сводятся к оспариванию приказа N 862, который не является предметом настоящего спора.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 мая 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2017 г. по делу N А40-27614/17-93-248 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "ГУОВ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.