город Москва |
|
07 ноября 2017 г. |
Дело N А41-5687/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО Объединение предприятий "АРОН": Григорьевой Е.В. (дов. от 12.01.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области: Раченковой О.С. (дов. N 5/1-1-30 от 30.06.2017 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства транспорта Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 31 октября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО Объединение предприятий "АРОН"
на решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2017 г.,
принятое судьей Семеновой А.Б.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2017 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-5687/17
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Объединение предприятий "АРОН"
к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
о признании незаконным отказа от 30 ноября 2016 г. N 2849 в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области; Министерство транспорта Московской области,
УСТАНОВИЛ: с 1994 года общество с ограниченной ответственностью Объединение предприятий "АРОН" (далее - ООО ОП "АРОН", общество, заявитель) использует на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 20 000 кв.м, с кадастровым номером 50:22:0040515:314, расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, уч. 1, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственных целей. Право постоянного (бессрочного) пользования общества на указанный земельный участок зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19 июня 2006 г. сделана запись регистрации N 50-50-22/039/2006-120.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО ОП "АРОН" на праве собственности:
- здание нежилого назначения (цех), 1-этажное, общей площадью 397,60 кв. м, инв. N 39-1019, лит. 3, кадастровый N 50:22:0000000:100761, расположенное по адресу: Московская область, Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, д. 1;
- здание нежилого назначения (склад), 2-этажное, общей площадью 552,50 кв. м, инв. N Д9-1019, лит. А, кадастровый N 50:22:0000000:43817, расположенное по адресу: Московская область, Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, д. 1;
- здание нежилого назначения (дизельная), 1-этажное, общей площадью 45,60 кв. м, инв. N 39-1019, лит. И, кадастровый N 50:22:0000000:100555, расположенное по адресу: Московская область, Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, д. 1.
ООО ОП "АРОН" обратилось в Администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный района Московской области с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
30 ноября 2016 г. Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный района Московской области письмом N 3674393 сообщило, что указанный земельный участок не может быть предоставлен в собственность ООО ОП "АРОН", поскольку согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (далее - Главархитектуры) земельный участок полностью расположен в зоне размещения скоростного легкорельсового транспорта и, следовательно, ограничен в обороте.
К указанному письму были приложены сопроводительное письмо Главархитектуры N 31Исх-79830/Т-08 от 28 ноября 2016 г. с приложением заключения о предоставлении в собственность земельного участка.
Считая свои права нарушенными, ООО ОП "АРОН" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области о признании незаконным указанного отказа и обязании принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040515:314 ООО ОП "АРОН" на праве собственности, подготовить проект договора купли-продажи и направить его в адрес общества с предложением о заключении договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство транспорта Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО ОП "АРОН" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области заявил ходатайство о замене Администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области на его правопреемника Администрацию муниципального образования городского округа Люберцы Московской области, в подтверждение чего представлены решение совета депутатов городского округа Люберцы Московской области "О вопросах правопреемства" от 07 июня 2017 г. N 52/7, решение "Об избрании Главы городского округа Люберцы Московской области" от 04 мая 2017 г. N 31/4, выписка из ЕГРП по состоянию на 28 июня 2017 г. и Закон Московской области "Об организации местного самоуправления на территории Люберецкого муниципального района" от 28 декабря 2016 г. N 183/2016-ОЗ.
Рассмотрев указанное заявление, суд кассационной инстанции определил: произвести замену Администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района Московской области на его правопреемника Администрацию муниципального образования городского округа Люберцы Московской области в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО ОП "АРОН" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 кодекса.
Из пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В силу части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган вправе рассматривать поступившее заявление в течение 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 39.17 и статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040515:314 основан на положениях действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте.
При этом судами установлено, что согласно утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 г. N 230/8 схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области (СТП ТО МО) земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050515:314 расположен в зоне размещения скоростного легкорельсового транспорта, в связи с этим в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации указанный земельный участок ограничен в обороте.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не входит в границы земель, предназначенных для нужд организации скоростного легкорельсового транспорта, утвержденных в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, заявителем представлено не было.
Выводы судов соответствуют положениям действующего законодательства и основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие заявителя с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 48, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить Администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области в порядке процессуального правопреемства на Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы Московской области.
Решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2017 г. по делу N А41-5687/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО Объединение предприятий "АРОН" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.