Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 ноября 2017 г. N Ф05-15798/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 августа 2017 г. |
Дело N А41-5687/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью Объединение предприятий "АРОН" - Григорьева Е.В. (по доверенности от 12.01.2017 г.);
от заинтересованного лица по делу - Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области - Смольянинов В.А. (по доверенности от 29.11.2016 г.);
от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица по делу - Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица по делу - Министерства транспорта Московской области- не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Объединение предприятий "АРОН" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2017 по делу N А41-5687/17, принятое судьей А.Б.Семёновой, по заявлению общества с ограниченной ответственностью Объединение предприятий "АРОН" к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, при участии третьих лиц - Министерства имущественных отношений Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, Министерства транспорта Московской области, о признании незаконным отказа от 30.11.2016 N 2849 в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Объединение предприятий "АРОН" (далее - заявитель, ООО ОП "АРОН", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040515:314, расположенного по адресу: Московская область. Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, уч. 1, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственных целей;
- обязать Администрацию принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040515:314, ООО ОП "АРОН" на праве собственности, подготовить проект договора купли-продажи и направить его ООО ОП "АРОН" с предложением о заключении договора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ООО ОП "АРОН" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества с ограниченной ответственностью Объединение предприятий "АРОН" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменных объяснениях, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, Министерства транспорта Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Изучив апелляционную жалобу, письменных пояснений на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
С 1994 года ООО ОП "АРОН" использует на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 20 000 кв. м, с кадастровым номером 50:22:0040515:314, расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, уч. 1, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для производственных целей. Право постоянного (бессрочного) пользования общества на указанный земельный участок зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время - в Едином государственном реестре недвижимости) 19.06.2006 года сделана запись регистрации N 50-50-22/039/2006-120.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО ОП "АРОН" на праве собственности:
- здание нежилого назначения (цех), 1-этажное, общей площадью 397,60 кв. м, инв. N 39-1019, лит. 3, кадастровый N 50:22:0000000:100761, расположенное по адресу: Московская область, Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, д. 1;
- здание нежилого назначения (склад), 2-этажное, общей площадью 552,50 кв. м, инв. N Д9-1019, лит. А, кадастровый N 50:22:0000000:43817, расположенное по адресу: Московская область, Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, д. 1;
- здание нежилого назначения (дизельная), 1-этажное, общей площадью 45,60 кв. м, инв. N 39-1019, лит. И, кадастровый N 50:22:0000000:100555, расположенное по адресу: Московская область, Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, д. 1.
ООО ОП "АРОН", полагая, что имеет право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040515:314 без проведения торгов за плату в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, обратилось в Администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный района Московской области с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
30.11.2016 года Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный района Московской области письмом N 3674393 сообщило, что указанный земельный участок не может быть предоставлен в собственность ООО ОП "АРОН" в связи с тем, что согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области земельный участок полностью расположен в зоне размещения скоростного легкорельсового транспорта и, следовательно, ограничен в обороте. (л.д. 35). К указанному письму были приложены сопроводительное письмо Главархитектуры N 31Исх-79830/Т-08 от 28.11.2016 года с приложением заключения о предоставлении в собственность земельного участка.
Считая, что отказ Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный района Московской области предоставить обществу в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:22:0040515:314, выраженный в письме от 30.11.2016 N 2849, незаконен, заявитель обратился в суд с настоящим иском.
ООО ОП "АРОН" считает, что вывод Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный района Московской области о том, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:22:0040515:314 ограничен в обороте, не основан на действовавших на момент принятия решения документах.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2).
Пунктом 8 статьи 28 Закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав которого входит Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В силу ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган вправе рассматривать поступившее заявление в течение 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 39.17 и статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данной статье в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7);
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Суд первой инстанции правомерно указал, что для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8.
Также правильным является вывод суда первой инстанции, что из письменных и устных пояснений Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области следует, что согласно утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 "Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области" (СТП ТО МО) земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050515:314 расположен в зоне размещения скоростного легкорельсового транспорта, в связи с этим в соответствии с пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации указанный земельный участок ограничен в обороте. При этом управление ссылается заключение по обороноспособности земельного участка по адресу: Московская область. Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, уч. 1, подготовленное и направленное в адрес Администрации в ответ на запрос от 24.11.2016 N 31Вх-158004 по вопросу предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050515:314, выкопировку фрагмента схемы территориального планирования транспортного обслуживания.
Согласно п. 6, 17 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
Как следует из материалов дела и установлено судом, испрашиваемый заявителем земельный участок в соответствии со Схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенной в границах территории общего пользования (л. д. 105-106) и предназначен для нужд организации скоростного легкорельсового транспорта, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность общества.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не входит в границы земель предназначенных для нужд организации скоростного легкорельсового транспорта, утвержденных в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, заявителем в суд не представлено.
Довод ООО ОП "АРОН" о том, что схема территориального планирования носит только информационный характер и не подлежит применению обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановление Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации", государственной программой Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 661/37 "Об утверждении государственной программы Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014-2018 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области", учитывая решение Градостроительного Совета Московской области от 15.12.2015.
В соответствии с Законом Московской области N 36/2007-ОЗ "О Генеральном плане развития Московской области" схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и регламентирующих организацию градостроительной деятельности в Московской области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Оценив кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером (л.д. 32-34), заключение по обороноспособности земельного участка по адресу: Московская область. Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, уч. 1, подготовленное Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области и фрагмент Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, а также выкопировку из СТП МО ТО с наложением данных с публичной кадастровой карты земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050515:314, с местоположением: Московская область. Люберецкий район, д. Токарево, ул. Петровское поле, уч. 1, приняв во внимание доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 305-КГ16-10498 по делу N А41-70884/2015, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2017 N Ф05-6036/2017 по делу N А41-49912/2016, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12.05.2017 N Ф05-3731/2017 по делу N А41-45696/2016.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.06.2017 по делу N А41-5687/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5687/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 ноября 2017 г. N Ф05-15798/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ "АРОН"
Ответчик: Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство имущественных отношений Московской области, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ