город Москва |
|
08 ноября 2017 г. |
Дело N А40-90777/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Дзюбы Д.И., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Департамент Росприроднадзора по ЦФО - Рыбаков Р.И. доверенность от 13 июня 2017 года,
от заинтересованного лица: ОАО "МОСГАЗ" - Сучков И.В. доверенность от 30 декабря 2016 года, Долгов В.В. доверенность от 30 декабря 2016 года,
рассмотрев 31 октября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "МОСГАЗ"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 21 марта 2017 года,
принятое судьей Комаровым А.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 04 июля 2017 года,
принятое судьями Елоевым А.М., Юрковым Н.В., Яремчук Л.А.,
по заявлению Департамента Росприроднадзора по ЦФО
о взыскании с ОАО "МОСГАЗ" 87 283 323,12 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "МОСГАЗ" о взыскании 87 283 323 руб. 12 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год с учетом повышающего пятикратного коэффициента за сверхлимитное размещение.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2017 года, заявленные требования удовлетворены. Взыскана с АО "МОСГАЗ" в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления в 1-4 кварталах 2013 года в размере 87 283 323 (восемьдесят семь миллионов двести восемьдесят три тысячи триста двадцать три) рубля 12 (двенадцать) копеек.
ОАО "МОСГАЗ" , не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не принято во внимание то обстоятельство, что за указанный период ранее по иску того же Департамента Росприроднадзора по ЦФО постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2016 года по делу N А40-184644/2016 с АО "МОСГАЗ" была взыскана плата за размещение тех же отходов 4-го и 5-го классов опасности, переданных Ответчиком в 2013 году, по тем же договорам о размещении и, соответственно, тем же специализированным организациям (полигонам) и в том же количестве 140 356, 31 тонн, только в размере платы 19 921 754 руб. 93 коп. На основании пунктов 3, 4 Порядка определения платы (примененных судом), указанное очевидно свидетельствует, что спорные отходы были размещены Ответчиком в объеме установленных лимитов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель АО "МОСГАЗ" поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО возражал против ее удовлетворения, при этом указано на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее -Департамент Росприроднадзора по ЦФО, заявитель, департамент), действующий на основании положения о Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (утв. приказом Росприроднадзора от 29 июня 2011 г. N 498), положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400), постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 160.1), является администратором доходов в бюджет и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
При проверке отчетных документов открытого акционерного общества "МОСГАЗ" (далее - ОАО "МОСГАЗ", общество, ответчик) по обращению с отходами производства и потребления за 2013 г. (форма статистической отчетности N 2-тп "отходы", расчеты платы за размещение отходов, договоры о сдаче отходов на полигоны, карьеры Московской области, исполненные платежные поручения по внесению в бюджет платы за размещение отходов, и другое), представленных обществом в Департаментом установлено следующее.
В соответствии с государственной статистической отчетностью по обращению с отходами за 2013 года, выполненной ОАО "МОСГАЗ" по форме N 2-тп "отходы" и представленной в государственные органы, количество отходов 4-го и 5-го классов опасности, переданных в 2013 года другим организациям для захоронения (столбец 11 формы), составило 140 356,31 тонн. Из них количество захороненных отходов 4-го класса составило 18 993,23 тонн, 5-го класса - 121 363,08 тонн.
Отходы 4-5 классов опасности (мусор строительный, отходы асфальтобетона, загрязненный грунт, и другие отходы) в 2013 года размещались ОАО "МОСГАЗ": - по договорам от 09 января 2013 г. N 62 П-13, от 20 марта 2013 г. N 115 П-13 с ООО "ТЭКА-СЕРВИС" - на карьере "Выползово" в Подольском районе Московской области; - по договору от 24 января 2013 года N 24/01/13-1 с ООО "ЖелДорТехника" на объекте размещения грунта вблизи дер. Машково в Люберецком районе Московской области; - по договору от 21 июля 2012 г. N 46/12-Г с ООО "Садово-парковые ансамбли" на объекте размещения грунта в промзоне Бутово, г. Москва; - по договору от 21 января 2013 года N 170/МГ-ДУ-0064 с ООО "Полигон ПГС" на объектах в Московской области, а также по аналогичным договорам в других районах Московской области.
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения", утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 декабря 1983 года N 5854, под рекультивацией земель понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение окружающей среды в соответствии с интересами общества. Государственным стандартом СССР ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель", утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 01 января 1988 года, предназначенным для исследования свойств вскрышных и вмещающих пород и их смесей при разведке месторождений полезных ископаемых, проектирования и выполнения рекультивационных работ на землях, нарушаемых в процессе горного производства и строительства, установлено, что рекультивация земель проводится также с использованием вскрышных и вмещающих пород, не содержащих радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных. Следовательно, использование опасных отходов производства и потребления при рекультивации карьеров, согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 и ГОСТ 17.5.1.03-86, невозможно. Выполнение ООО "ТЭКА-СЕРВИС", ООО "ЖелДорТехника" и другими юридическими лицами работ по рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов, принадлежащих ОАО "МОСГАЗ" фактически является захоронением (размещением) отходов, что влечет за собой обязанность по внесению платы за размещение отходов.
Суды, правильно применив положения Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 N 344 (в редакции от 01 июля 2005 г. N 410) "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", с учетом толкования данного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2013 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой "Тополь", а также правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 04 февраля 2015 года по делу N 301-КГ14-1819, пришли к обоснованному выводу о том, что плательщиком платы за размещение отходов является собственник этих отходов. В связи с тем, что вышеуказанными договорами передача ОАО "МОСГАЗ" права собственности на отходы, образованные ОАО "МОСГАЗ", организациям, эксплуатирующим полигоны и карьеры, не предусматривалась, обязанность по внесению в бюджет платы за их размещение сохранилась за ОАО "МОСГАЗ" как за собственником отходов.
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 от 10 января 2002 N 7-ФЗ в ред. N 30).
Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Зарегистрировано в Минюсте России 02 апреля 2010 года N 16796) (далее - Порядок). Настоящий Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты. В соответствии с приложением к Порядку в графе отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, указывается наименование объекта размещения отходов, наименование юридического лица или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующее объект размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под размещением отходов понимается деятельность по хранению и захоронению отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; Таким образом, в Документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указываются конкретные объекты размещения отходов при обращении с отходами, а именно при размещении таких отходов на конкретном объекте. При этом в остальных случаях (при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании) конкретные объекты не указываются, в силу Порядка.
Как установлено судами и следует из представленных доказательств согласно Документам об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образованные ОАО "МОСГАЗ" отходы должны размещаться на полигоне ТБО "Тимохово".
Как установлено судами, согласно заключенным договорам АО "МОСГАЗ" с подрядными организациями и актами выполненных работ, отходы 4-5 классов опасности (грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ) в 2013 г. использовались АО "МОСГАЗ":
- по договорам от 09 января 2013 г. N 62 П-13, от 20 марта 2013 г. N 115 П-13 с ООО "ТЭКА-СЕРВИС" - на карьере "Выползово" в Подольском районе Московской области (согласно предмету договора, Исполнитель принимает для технологического использования грунты);
- по договору от 24 января 2013 г. N 24/01/13-1, 24 января 2013 г. N 24/01/13-2 с ООО "ЖелДорТехника" на объекте размещения грунта вблизи дер. Машково в Люберецком районе Московской области (согласно предмету договора, Исполнитель принимает для технологического использования грунты); - по договору от 21 июля 2012 г. N 46/12-Г с ООО "Садово-парковые ансамбли" на объекте размещения грунта в промзоне Бутово, г. Москва;
- по договору от 21 января 2013 г. N 170/МГ-ДУ-0064 с ООО "Полигон ПГС" на объектах в Московской области, а также по аналогичным договорам в других районах Московской области.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у ОАО "МОСГАЗ" оформленного в установленном порядке разрешения размещать образованные отходы 4 и 5 классов опасности на карьере "Выползово" в Подольском районе Московской области (согласно договорам с ООО "ТЭКА_СЕРВИС"), на объекте размещения грунта вблизи дер. Машково в Люберецком районе Московской области (по договору с ООО "ЖелДорТехника"), а также по аналогичным договорам в других районах Московской области, в связи с чем, вся масса отходов является сверхлимитной.
Из положений пунктов 5 и 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 следует, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов 4 - 5 классов опасности по видам, указанным ОАО "МОСГАЗ" в государственной статистической отчетности) за 1 - 4 кварталы 2013 г. составляет: отходы 4-го класса: 83 035 362,5 руб., отходы 5-го класса: 26 068 791,4 руб., а всего задолженность по плате за 1 - 4 кварталы 2013 года составляет 109 104 153,9 руб.
Учитывая, что ОАО "МОСГАЗ" в 1 - 2 кварталах 2013 г. внесена плата за размещение отходов в размере 1 899 075,85 рублей, задолженность ОАО "МОСГАЗ" перед бюджетом за 1 - 4 кварталы 2013 г. составляет: 109 104 153,9 - 1 899 075,85 = 107 205 078,05 руб.
Претензионным письмом N 17-25/4112 от 14 апреля 2016 г. Департамент предложил ответчику погасить указанную задолженность в размере 107 205 078,05 руб.
Учитывая, что Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 07 июля 2016 года по делу N А40-184644/2015 взыскал с АО "МОСГАЗ" в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу невнесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере 19.921.754 (девятнадцать миллионов девятьсот двадцать одна тысяча семьсот пятьдесят четыре) рубля 93 копейки, т.е. суммы задолженности по плате без учета пятикратного повышающего коэффициента, суды, установив факт безлимитного размещения отходов правомерно при расчете подлежащей взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления в 1-4 кварталах 2013 г. с применением пятикратного коэффициента определили ее в размере 87 283 323,12 руб.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы судами в рамках дела N А40-184644/2015 не устанавливался факт сверхлимитного размещения отходов, требования судами рассмотрены в пределах заявленных Департаментом. В связи с выявленной в ходе рассмотрения дела N А40-184644/2015 технической ошибкой должностных лиц при подготовке претензионного письма и искового заявления в Арбитражном суде города Москвы Департаментом было заявлено ходатайство об увеличении размера исковых требований до 107 205 078 руб. 5 коп. Определением Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2015 года по делу N А40-184664/2015 ходатайство Департамента об увеличении размера исковых требований было отклонено, что и послужило основанием для обращения с требованием о взыскании платы с учетом предусмотренных законом коэффициентов.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку АО "МОСГАЗ", разместившее отходы сверх установленных лимитов, является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду в силу приведённых выше норм закона.
При этом судами обоснованно отклонен довод ответчика об отсутствии обязанности по внесению платы за негативное воздействие в пятикратном размере, в связи с отсутствием требования в документах об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданные АО "МОСГАЗ", как противоречащий нормам действующего законодательства, поскольку согласно заключенным договорам ответчика с подрядными организациями и актами выполненных работ, отходы 4-5 классов опасности (грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ) в 2013 г. использовались именно АО "МОСГАЗ".
Кроме того, судами принято во внимание постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу А40-184644/15, которым установлен факт именно размещения, а не использование ответчиком отходов.
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что в материалах дела отсутствует документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которому, Обществу разрешено размещать отходы производства и потребления на объектах - на карьере "Выползово" в Подольском районе Московской области; на объекте размещения грунта вблизи дер. Машково в Люберецком районе Московской области; объекте размещения грунта в промзоне Бутово, г. Москва; по договору от 21 января 2013 г. N 170/МГ-ДУ-0064 с ООО "Полигон ПГС" на объектах в Московской области, а также по аналогичным договорам в других районах Московской области.
Таким образом, при размещении отходов на вышеуказанных объектах, общество обязано было вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2017 года по делу N А40-90777/2016 оставить без изменения оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "МОСГАЗ" без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.