город Москва |
|
09 ноября 2017 г. |
Дело N А41-24213/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Окуловой Н.О.,
при участии в заседании:
от заявителя: Козлова С.А., доверенность от 25.03.2016;
от заинтересованного лица: Солодовников Р.А., доверенность от 19.05.2017;
от третьего лица: Васильченко В.В., доверенность от 27.12.2016;
рассмотрев 02 ноября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России
на решение от 08 июня 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 14 августа 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-24213/17
по заявлению ООО "КВЭЛ"
об оспаривании предписания
к ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России,
третье лицо: Администрация Щелковского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "КВЭЛ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России (далее - учреждение) со следующими требованиями:
- признать незаконным предписание от 29.01.2017 N 1 лесничего Монинского участкового лесничества ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России;
- обязать лесничего Монинского участкового лесничества ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России не чинить препятствия ООО "КВЭЛ" при проведении вырубки деревьев и кустарников, растущих на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139464, на основании разрешения от 30.12.2016 N 472, выданного Администрацией Щелковского муниципального района Московской области.
В ходе судебного разбирательства заявитель отказался от требований в части обязания лесничего Монинского участкового лесничества ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России не чинить препятствия ООО "КВЭЛ" при проведении вырубки деревьев и кустарников, растущих на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139464, на основании разрешения от 30.12.2016 N 472, выданного Администрацией Щелковского муниципального района Московской области. Отказ был принят судом первой инстанции, и определением от 31.05.2017 производство по делу в указанной части было прекращено.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в муниципальной собственности находится земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:139464, площадью 300.000 кв.м, местоположение: Московская область, г. Щелково-4, категория земель: "земли особо охраняемых территорий и объектов", о чем 09.06.2015 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок ним (далее - ЕГРП) внесена соответствующая регистрационная запись, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 26.04.2017.
Указанный земельный участок был передан в муниципальную собственность на основании приказа Минобороны России от 26.12.2014 N 1081, что не отрицалось в судебном заседании представителями сторон.
В настоящее время указанный земельный участок используется под размещение кладбища.
19.12.2016 между МБУ Щелковского муниципального района "РИТУАЛ-СЕРВИС" и ООО "КВЭЛ" заключен договор, в соответствии с которым общество принимало на себя обязательства по вырубке деревьев на земельном участке 300.000 кв.м с кадастровым номером 50:14:0000000:139464.
30.12.2016 администрацией ООО "КВЭЛ" выдано разрешение на вырубку зеленых насаждений, растущих на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139464 сроком действия на 1 год.
В ходе проведения осмотра территории лесничим Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России обнаружено, что ООО "КВЭЛ" осуществляет вырубку зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139464.
29.01.2017 лесничим Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России ООО "КВЭЛ" выдано предписание N 1, в соответствии с которым обществу предписывалось приостановить рубку зеленых насаждений, растущих на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139464, до получения соответствующего разрешения на рубку от организации, подведомственной Минобороны России, поскольку лесной массив, на котором осуществляется рубка, в настоящее время находится в ведении Минобороны России.
Посчитав, что данное предписание нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.
В обоснование законности выданного предписания представитель заинтересованного лица пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:139464 действительно был передан в собственность муниципального образования - Щелковский муниципальный район. Однако, лесные насаждения на указанном земельном участке остались в федеральной собственности и находятся в ведении Минобороны России.
Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обоснованность выводов судов, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает правомерным вывод судов об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
При этом согласно части 2.1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Пунктом 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При этом в силу положений статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
При этом в соответствии с положениями статей 16, 19, 29.1, 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные насаждения являются объектами гражданских правоотношений только в случае их продажи для заготовки древесины, в иных случаях лесные насаждения являются составной частью земельного участка и являются характеристиками улучшающими полезные свойства земельного участка, на котором они располагаются.
Доводы заинтересованного лица судами обоснованно отклонены исходя из следующего.
Согласно статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В соответствии со статьями 5, 7, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Заинтересованным лицом не указаны правовые нормы, в силу которых лесные насаждения, находящиеся на земельном участке, могут относиться к иному уровню собственности, чем сам участок, на котором они расположены.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации 01.11.2016 принято решение о переводе земельного участка в "земли особо охраняемых территорий и объектов" и установлении вида разрешенного использования "ритуальная деятельность". Вид разрешенного использования земельного участка "для госнадобностей" изменен на "ритуальная деятельность".
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20.02.2016 N 13ВР-335 "Об утверждении временных порядков направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним)" направлен на согласование проект решения органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", дано согласие на изменение вида разрешенного использования земельного участка под "ритуальная деятельность". В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" (далее - Постановление N 135) (пункт 12) установлено, что в случае прекращения права пользования участками земель обороны прекращается и право пользования расположенными на них лесами. Эти леса подлежат возврату в лесной фонд.
Согласно разъяснений, полученных Минобороны России из Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации письмом от 17.03.2013 N 04-16-36/13361, действие пункта 12 Постановления N 135 не применяется в случае передачи в муниципальную собственность земель с расположенными на них лесами, если земельный участок находится в границах населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Поскольку в данном случае зеленые насаждения расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139464, переданным в муниципальную собственность Щелковского муниципального района Московской области, то данный земельный участок не может относиться к землям лесного фонда, следовательно, зеленые насаждения на данном земельном участке не могут находиться в федеральной собственности.
Следовательно, с момента передачи земельного участка в собственность муниципального образования право Минобороны России на пользование лесами, расположенными на данном земельном участке, прекратилось, и в связи с передачей земельного участка в муниципальную собственность леса, расположенные на нем, уже не могут быть возвращены в лесной фонд.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что вырубка зеленых насаждений, растущих на данном земельном участке, осуществляется на основании разрешений, выданных соответствующим органом местного самоуправления, а сам земельный участок не может являться предметом контроля со стороны ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание от 29.01.2017 N 1 принято уполномоченным органом, однако противоречит положениям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2017 года по делу N А41-24213/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.