Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2017 г. N Ф05-16511/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
14 августа 2017 г. |
Дело N А41-24213/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "КВЭЛ" - не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица по делу - Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - Солодовников Р.А. (по доверенности от 19.05.2017 г.);
от третьего лица по делу - Администрации Щелковского муниципального района Московской области - Васильченко В.В. (по доверенности от 27.12.2016 г.),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" на решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2017 по делу N А41-24213/17, принятое судьей Р.Ш. Бирюковым, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КВЭЛ" к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным предписания, третье лицо: Администрация Щелковского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КВЭЛ" (далее - ООО "КВЭЛ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ "УЛХИП" МИНОБОРОНЫ РОССИИ, заинтересованное лицо, учреждение) со следующими требованиями:
- признать незаконным Предписание N 1 от 29 января 2017 г. Лесничего Монинского участкового лесничества ФГКУ "Управление Лесного хозяйства и Природопользования" Министерства обороны Российской Федерации;
- обязать Лесничего Монинского участкового лесничества ФГКУ "Управление Лесного хозяйства и Природопользования" Министерства обороны Российской Федерации не чинить препятствия ООО "КВЭЛ" при проведении вырубки деревьев и кустарников растущих на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139464 на основании Разрешения N 472 от 30 декабря 2016 г. выданного Администрацией Щелковского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.06.2017 заявленные требования удовлетворены.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ФГКУ "УЛХИП" МИНОБОРОНЫ РОССИИ просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель администрации Щелковского муниципального района Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "КВЭЛ", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв и письменные пояснения на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в муниципальной собственности находится земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:139464, площадью 300 000 кв. м, местоположение: Московская область, г. Щелково-4, категория земель: "земли особо охраняемых территорий и объектов", о чем 09.06.2015 года в ЕГРП внесена соответствующая регистрационная запись, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.04.2017 года.
Указанный земельный участок был передан в муниципальную собственность на основании приказа Министерства обороны от 26.12.2014 года N 1081, что не отрицалось в судебном заседании представителями сторон.
В настоящее время указанный земельный участок используется под размещение кладбища.
19.12.2016 года между МБУ Щелковского муниципального района "РИТУАЛ-СЕРВИС" и ООО "КВЭЛ" был заключен Договор, в соответствии с которым общество принимало на себя обязательства по вырубке деревьев на земельном участке 300 000 кв. м с кадастровым номером 50:14:0000000:139464.
30.12.2016 года Администрацией щелковского муниципального района обществу с ограниченной ответственностью "КВЭЛ" выдано разрешение на вырубку зеленых насаждений, растущих на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139464сроком действия на 1 год.
В ходе проведения осмотра территории лесничим Монинского участкового лесничества Московского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "УЛХИП" МИНОБОРОНЫ РОССИИ было обнаружено, что ООО "КВЭЛ" осуществляет вырубку зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139464.
29.01.2017 года лесничим Монинского участкового лесничества Московского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "УЛХИП" МИНОБОРОНЫ РОССИИ обществу с ограниченной ответственностью "КВЭЛ" выдано предписание N 1, в соответствии с которым обществу предписывалось приостановить рубку земельных насаждений, растущих на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139464 до получения соответствующего разрешения на рубку от организации, подведомственной Министерству обороны РФ, поскольку лесной массив, на котором осуществляется рубка, в настоящее время находится в ведении Министерства обороны РФ.
Посчитав, что данное предписание нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.
В обоснование законности выданного предписания, представитель заинтересованного лица пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:139464 действительно был передан в собственность муниципального образования - Щелковский муниципальный район. Однако, лесные насаждения на указанном земельном участке остались в федеральной собственности и находятся в ведении Министерства обороны РФ.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов в суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 стать 96 Лесного кодекса РФ, под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
При этом согласно части 2.1 статьи 96 Лесного кодекса РФ, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Пунктом 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При этом в силу положений статьи 5 Лесного кодекса РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статьей 128 Гражданского кодекса РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
При этом в соответствии с положениями статей 16, 19, 29.1, 50.6 Лесного кодекса РФ, лесные насаждения являются объектами гражданских правоотношений только в случае их продажи для заготовки древесины, в иных случаях лесные насаждения являются составной частью земельного участка и являются характеристиками улучшающими полезные свойства земельного участка на котором они располагаются.
Доводы апелляционной жадобы не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. 261 ГК РФ если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В соответствии со ст. 5, 7, 8 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Заявителем жалобы не указаны правовые нормы, в силу которых лесные насаждения, находящиеся на земельном участке, могут относиться к иному уровню собственности, чем сам участок, на котором они расположены.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Щелковского муниципального района 01.11.2016 принято решение о переводе земельного участка в "земли особо охраняемых территорий и объектов" и установлении вида разрешенного использования "ритуальная деятельность". Вид разрешенного использования земельного участка "для госнадобностей" изменен на "ритуальная деятельность".
В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20.02.2016 N 13ВР-335 "Об утверждении временных порядков направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков..." направлен на согласование проект решения органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка согласно классификатору видов разрешенного использования, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N540 дано согласие на изменение вида разрешенного использования земельного участка под "ритуальная деятельность" В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" (пункт 12 Порядка) установлено, в случае прекращения права пользования участками земель обороны прекращается и право пользования расположенными на них лесами. Эти леса подлежат возврату в лесной фонд.
Согласно разъяснений, полученных Министерством обороны Российской Федерации из Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации письмом от 17.03.2013 N 04-16-36/13361, действие пункта 12 указанного Постановления не применяется в случае передачи в муниципальную собственность земель с расположенными на них лесами, если земельный участок находится в границах населенных пунктов.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Поскольку в данном случае зеленые насаждения расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:139464, переданным в муниципальную собственность Щелковского муниципального района Московской области, то данный земельный участок не может относиться к землям лесного фонда, следовательно, земельные насаждения на данном земельном участке не могут находиться в федеральной собственности.
Более того, в соответствии с пунктом 12 Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 года N 135, в случае прекращения права пользования участками земель обороны прекращается и право пользования расположенными на них лесами. Эти леса подлежат возврату в лесной фонд.
Следовательно, с момента передачи земельного участка в собственность муниципального образования право Министерства обороны на пользование лесами, расположенными на данном земельном участке, прекратилось, и в связи с передачей земельного участка в муниципальную собственность леса, расположенные на нем, уже не могут быть возвращены в лесной фонд.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вырубка зеленых насаждений, растущих на данном земельном участке, осуществляется на основании разрешений, выданных соответствующим органом местного самоуправления, а сам земельный участок не может являться предметом контроля со стороны ФГКУ "УЛХИП" МИНОБОРОНЫ РОССИИ.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что оспариваемое предписание от 29.01.2017 N 1 принято уполномоченным органом, однако противоречит положениям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Московской области законно и обоснованно удовлетворил заявление ООО "КВЭЛ".
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Десятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2017 по делу N А41-24213/17 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2017 по делу N А41-24213/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24213/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2017 г. N Ф05-16511/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "КВЭЛ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Администрация Щелковского муниципального района Московской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ