г. Москва |
|
14 ноября 2017 г. |
Дело N А40-233150/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
Григорьевой И.Ю. и Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Администрация городского округа Новокуйбышевск: Чернухин Ю.В. по дов. N 9830 от 15.12.2016
от ответчика (от заинтересованного лица) - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество): Артемова Р.С. по дов. N ДП-16/44668 от 27.10.2016
от третьего лица - АО "Новокуйбышевская Нефтехимическая Компания": не явка
от третьего лица - ООО "Новокуйбышевский Завод Катализаторов": не явка
от третьего лица - ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области: не явка
от третьего лица - ТУ Росимущества по Самарской области: не явка,
рассмотрев 07 ноября 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы Росимущества и ТУ Росимущества по Самарской области
на решение от 28.04.2017
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление от 08.08.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Цымбаренко И.Б., Каменецким Д.В.,
в деле по заявлению Администрации городского округа Новокуйбышевск
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество),
третьи лица: АО "Новокуйбышевская Нефтехимическая Компания", ООО "Новокуйбышевский Завод Катализаторов", ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, ТУ Росимущества по Самарской области,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков,
УСТАНОВИЛ: Администрация городского округа Новокуйбышевск (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Росимущества, оформленного письмом от 05.05.2016 N ПП-10/17752 "О передаче земельных участков", в передаче в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск земельных участков с кадастровыми номерами: 63:04:0102003:161, 63:04:0201049:1, 63:04:0203083:5, 63:04:0301001:30, 63:04:0301004:212, 63:04:0301025:112, 63:04:0301025:12, 63:04:0301025:125, 63:04:0301025:126, 63:04:0301025:130, 63:04:0301025:30, 63:04:0301027:0011, 63:04:0301035:1, 63:04:0301051:5 и о возложении обязанности на Росимущество устранить допущенное нарушение прав заявителя (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Новокуйбышевская Нефтехимическая Компания", ООО "Новокуйбышевский Завод Катализаторов", ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, ТУ Росимущества по Самарской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2016 дело передано в Арбитражный суд города Москвы по подсудности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Росимущество и ТУ Росимущества по Самарской области обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение и постановление судов, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявители жалоб считают, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
От ТУ Росимущества по Самарской области и АО "Новокуйбышевская Нефтехимическая Компания" поступили ходатайства о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие их представителей. Судебной коллегией ходатайства рассмотрены и удовлетворены.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Росимущества поддержал доводы и требования кассационных жалоб; представитель Администрации городского округа Новокуйбышевск возражал против удовлетворения кассационных жалоб, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представители третьих лиц не явились, о времени и месте судебного разбирательства указанные лица извещены надлежащим образом, информация о процессе своевременно размещена в Картотеке арбитражных дел в сети Интернет, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что Глава городского округа Новокуйбышевск Самарской области обратился в Росимущество с заявлением от 29.03.2016 N 2068 о передаче в собственность городского округа Новокуйбышевск земельных участков с кадастровыми номерами:
- 63:04:0000000:2, площадью 235 189 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "Новокуйбышевский нефтехимический комбинат";
- 63:04:0102003:161, площадью 491 519 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в пойменной части реки Волга к западу от фабрики трикотажного полотна;
- 63:04:0201049:1, площадью 265 968 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в районе пос. Русло по ул. Крылова;
- 63:04:0203083:5, площадью 221 248 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Шоссейная, д. 4;
- 63:04:0301001:30, площадью 334 187 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, на 1 098 км Куйбышевской ж/д платформы "Химик";
- 63:04:0301004:212, площадью 109 502 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, г/а Новокуйбышевская, ул. Одесская, уч. N 1;
- 63:04:0301025:112, площадью 3 940 900 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в промышленной зоне;
- 63:04:0301025:12, площадью 408 343 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, 14-И;
- 63:04:0301025:125, площадью 171 990 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в районе промышленной зоны ОАО "НПЗ";
- 63:04:0301025:126, площадью 160 401 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в районе промышленной зоны ОАО "НПЗ";
- 63:04:0301025:130, площадью 722 345 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, в районе промышленной зоны ОАО "НПЗ";
- 63:04:0301025:29, площадью 127 355 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, территория ОАО "НПЗ";
- 63:04:0301025:30, площадью 191 146 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, 14 - Б;
- 63:04:0301027:0011, площадью 144 926 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Химиков, 5;
- 63:04:0301035:1, площадью 293 086 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, 11;
- 63:04:0301051:5, площадью 638 968 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Осипенко, д. 8, северо-восточная промышленная зона;
- 63:04:0302002:17, площадью 645 663 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Энергетиков, 5;
- 63:04:0401008:3, площадью 100 484 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, 39.
Росимущество письмом от 05.05.2016 N ПП-10/17752 отказало Администрации в безвозмездной передаче спорных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность городского округа Новокуйбышевск.
Полагая указанный отказ Росимущества незаконным, нарушающим права и интересы Администрации городского округа Новокуйбышевск, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, впоследствии исключив из спора 4 земельных участка.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен главой V.5, устанавливающей случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, а также порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 Земельного кодекса лиц в собственность городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территории соответствующих городских округов.
В силу пункта 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Согласно статьям 34, 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 29 Устава городского округа Новокуйбышевск Самарской области, принятого постановлением Новокуйбышевской городской Думы от 19.05.2005 N 102, глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа Новокуйбышевск и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Суды установили, что причиной отказа в передаче участков послужило то, что к рассматриваемому обращению не были приложены утвержденные проекты межевания территории, в границах которой расположены земельные участки, а также схемы расположения земельных участков.
При исследовании представленных в материалы дела доказательств судами установлено, что согласно сведениям кадастровых паспортов от 13.08.2015:
N 63-00-102/15-620865 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0102003:161 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: 63:04:0000000:83 и 63:04:0000000:86;
N 63-00-102/15-620898 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0201049:1 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-621376 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301001:30 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-620899 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301004:212 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-620883 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301025:112 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-620889 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301025:125 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-620902 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301025:126 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-620897 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301025:130 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства;
N 63-00-102/15-620891 граница земельного участка с кадастровым номером 63:04:0301051:5 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами: 63:04:0000000:87, 63:04:0000000:33 и 63:04:0301051:28.
Согласно пункту 3 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации к передаче могут быть заявлены земельные участки, которые необходимо образовать. В этом случае к заявлению о передаче земельного участка должен быть приложен утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости).
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается в случае, если к заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать.
Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка является отсутствие в заявлении о передаче земельного участка указания кадастрового номера земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать.
Часть 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Следовательно, наличие у земельного участка кадастрового номера является доказательством существования земельного участка, как объекта недвижимого имущества.
В этой связи при указании в заявлении кадастрового номера земельного участка требование Росимущества о необходимости приложить к заявлению утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок или схему расположения земельного участка, является необоснованным.
Согласно пункту 8 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.
Суды правомерно признали не соответствующими требованиям статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации ссылки Росимущества на предпринятые им действия по получению сведений о наличии (отсутствии) обстоятельств, препятствующих принятию решения о передаче указанных земельных участков, на направление Росимуществом запросов в субъекты естественных монополий о наличии оснований отнесения земельных участков к землям, не подлежащим передаче в муниципальную собственность в соответствии пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку такое основание для отказа в передаче земельных участков данной нормой закона не предусмотрено.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением предусмотренных Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ Росимущества от 05.05.2016 N ПП-10/17752 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Администрации городского округа Новокуйбышевск в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае судами выявлены основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Иная оценка заявителями кассационных жалоб установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Довод кассационной жалобы Росимущества о пропуске Администрацией срока на обращение с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд судебной коллегией отклоняется, поскольку получил надлежащую правовую оценку судами первой и апелляционной инстанций. Суды установили, что процессуальный срок на обращение в суд заявителем не пропущен, поскольку оспариваемое письмо получено Администрацией 17.05.2016, а заявление первоначально подано в Арбитражный суд Самарской области 02.06.2016, то есть с соблюдением трехмесячного срока обжалования.
По существу доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу N А40-233150/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Дзюба |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.