город Москва |
|
27 ноября 2017 г. |
Дело N А40-78442/17-72-633 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Федеральной службы по аккредитации: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "СертСити": не явились, извещены;
рассмотрев 21 ноября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "СертСити"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2017 г.,
принятое судьей Немовой О.Ю.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2017 г.,
принятое судьями Кочешковой М.В., Румянцевым П.В., Мухиным С.М.,
по делу N А40-78442/17-72-633
по заявлению Федеральной службы по аккредитации
к ООО "СертСити"
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: с целью исполнения приказа Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация, заявитель, административный орган) от 21 марта 2016 г. N 2897 "О проведении внеплановых выездных проверок деятельности аккредитованных лиц, определенных Федеральной службой по аккредитации в качестве имеющих высокий риск несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц", изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2016 г. N ИШ-П17-874, а также проверки сведений, указанных в письмах Центральной таможенной службы от 28 ноября 2016 г. N 14-10/10263дсп, от 30 сентября 2016 г. N 14-10/08315дсп, от 30 августа 2016 г. N 14-10/07155дсп, от 22 сентября 2016 г. N 14-10/06005дсп, от 21 июня 2016 г. N 14-10/04891дсп, от 25 мая 2016 г. N 14-10/04069дсп, от 25 марта 2016 г. N 14-10/02271дсп, от 29 февраля 2016 г. N 14-10/01494дсп, и обращениях граждан от 19 февраля 2016 г. N 16 РА, от 17 августа 2016 г. N 95 РА, приказом Росаккредитации от 19 января 2017 г. N 8-П-ВВ "О проведении внеплановой выездной проверки" (далее - приказ N 8-П-ВВ) была инициирована внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "СертСити" (далее - ООО "СертСити", общество), аккредитованного в качестве органа по сертификации легкой, электротехнической и машиностроительной продукции "ЛЭМПРОМТЕСТ", аттестат аккредитации N РОСС RU.001.11АГ52.
В ходе проверки был рассмотрен сертификат соответствия от 22 июля 2016 г. N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287.
Данный сертификат подтверждает соответствие продукции "изделия трикотажные перчаточные для детей до 1 года из полушерстяной пряжи, пряжи из синтетических волокон и нитей: варежки, перчатки, торговых марок "REIMA", "LASSIE", "TUTTA"; продукция изготовлена по техническим документам "Reima Oy"; серийный выпуск", требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797 (далее - ТР ТС 007/2011).
При проведении сертификации указанной продукции обществом были допущены нарушения требований пункта 1 статьи 3, пунктов 1 и 6 статьи 12 ТР ТС 007/2011, пунктов 22.1.1, 22.1.5, 22.1.6 Положения о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 г. N 621) (далее - Положение о порядке применения типовых схем), а также не соблюдены требования, установленные ГОСТ Р 54293-2010 к порядку и условиям проведения анализа состояния производства сертифицируемой продукции.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 17 февраля 2017 г. N 22-АВП.
На основании полученных данных 07 апреля 2017 г. в отношении ООО "СертСити" был составлен протокол об административном правонарушении N 152/2017.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Росаккредитации в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "СертСити" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2017 г., заявленные требования удовлетворены, ООО "СертСити" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
В кассационной жалобе ООО "СертСити" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу от Росаккредитации не поступил.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 007/2011 продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 12 ТР ТС 007/2011 перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре обязательной оценки (подтверждению) соответствия требованиям настоящего технического регламента, которая осуществляется в форме государственной регистрации с последующим декларированием соответствия, декларирования соответствия или сертификации.
При оценке (подтверждении) соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством стороны на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся изготовителем или продавцом либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего технического регламента.
Орган по сертификации рассматривает заявку и приложенные к ней документы, принимает решение по заявке, проводит идентификацию продукции и отбор образцов для испытаний, организует проведение испытаний образцов продукции на соответствие требованиям настоящего Технического регламента, проводит анализ полученных результатов испытаний, содержащихся в протоколе, дает заключение о соответствии (несоответствии) требованиям настоящего технического регламента, проводит оценку производства изготовителя (анализ состояния производства), если это предусмотрено схемой сертификации, принимает решение о выдаче сертификата соответствия или отказе в его выдаче, осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, если это предусмотрено схемой сертификации, ведет реестр выданных им сертификатов соответствия, выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия, информирует об этом уполномоченные органы, обеспечивающие формирование и ведение национальных частей Единого реестра выданных сертификатов соответствия (пункт 6 статьи 12 ТР ТС 007/2011).
Пунктом 22.1.1 положения установлено, что сертификация по схеме 1с включает следующие процедуры: подачу заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией; рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации продукции; отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний; проведение испытаний образцов продукции - аккредитованной испытательной лабораторией; проведение органом по сертификации продукции анализа состояния производства; обобщение органом по сертификации продукции результатов испытаний и анализа состояния производства и выдачу заявителю сертификата соответствия; нанесение единого знака обращения; инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Порядок, основания проведения анализа состояния производства регламентируются положениями ГОСТ Р 54293-2010 "Анализ состояния производства при подтверждении соответствия", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2010 г. N 1134-ст.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 54293-2010 целью проведения анализа состояния производства является установление наличия необходимых условий для обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов.
Необходимые условия задаются в виде требований к состоянию объектов, перечисленных в пункте 4.2 ГОСТ Р 54293-2010.
Такими объектами проверки при анализе состояния производства являются:
4.2.1 Средства технологического оснащения.
4.2.2 Персонал.
4.2.3 Средства измерений.
4.2.4 Документация (конструкторская, технологическая, регистрационно-учетная).
4.2.5 Инфраструктура (территория, производственные помещения, транспорт и т.п.).
4.2.6 Входной контроль.
4.2.7 Специальные процессы (операции).
4.2.8 Приемочный контроль и периодические испытания.
4.2.9 Маркировка готовой продукции.
Согласно пункту 5.1 ГОСТ Р 54293-2010 основанием для проведения анализа состояния производства является решение органа по сертификации по заявке, содержащей указания о схеме сертификации, установленной техническим регламентом, и включающей анализ состояния производства.
Пунктом 22.1.1 Положения о порядке применения типовых схем установлено, что схема 1с включает подачу заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией; рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации продукции; обобщение органом по сертификации продукции результатов анализа представленной заявителем технической документации, результатов испытаний образцов продукции и выдачу заявителю сертификата соответствия.
В силу пункта 22.1.6 Положения о порядке применения типовых схем при положительных результатах испытаний и анализа состояния производства орган по сертификации продукции оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю.
Действия, связанные с нарушением правил выполнения работ по сертификации либо выдачей сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требования заявителя о привлечении ООО "СертСити" к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
При этом судами установлено, что ООО "СертСити" выдало сертификат соответствия с нарушением требований ТР ТС 007/2011, ТР ТС 020/2011, ГОСТ Р 54293-2010.
Акт о результатах анализа состояния производства от 30 марта 2016 г. не соответствует требованиям пункта 1 ГОСТ Р 54293-2010.
Кроме того, сам анализ производства проводился только на 1 предприятии из 47, перечисленных в приложении к рассматриваемому сертификату соответствия, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение анализа состояния производства на других 46 предприятиях-изготовителях в 15 странах.
Суды также указали и на то обстоятельство, что имеющееся в материалах дела рассматриваемого сертификата соответствия заключение эксперта по результатам проведения работ по сертификации продукции от 22 июля 2016 г. не содержит мотивированные, обоснованные и документально удостоверенные выводы о соблюдении условий, указанных в Разъяснениях, а также о том, что сертифицируемая продукция имеет незначительные отличия в конструкции и технологии производства, не влияющие на ее безопасность.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ, в отношении ООО "СертСити" составлен полномочным на то лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 14.47 КоАП РФ и определен с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2017 г. по делу N А40-78442/17-72-633 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "СертСити" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.