Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2017 г. N Ф05-17261/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 августа 2017 г. |
Дело N А40-78442/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Румянцева П.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "СертСити"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2017
по делу N А40-78442/17,
принятое судьей О.Ю. Немовой,
по заявлению Росаккредитации к ООО "СертСити" о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Калмыков А.С. по доверенности от 26.06.2017; |
от заинтересованного лица: |
Степура В.Н. по доверенности от 31.03.20174; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) (далее - Заявитель) обратилась в Арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО "СертСити" (далее - Ответчик, Общество) по ч.1 ст. 14.47 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 07.04.2017 г. N 152/2017.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2017 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неверную квалификацию вмененного ООО "СертСити" административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения сторон, считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с целью исполнения приказа Росаккредитации от 21.03.2016 N 2897 "О проведении внеплановых выездных проверок деятельности аккредитованных лиц, определенных Федеральной службой по аккредитации в качестве имеющих высокий риск несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц", изданного в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.02.2016 N ИШ-П17-874, а также проверки сведений, указанных в письмах Центральной таможенной службы от 28.11.2016 N 14-10/10263дсп, от 30.09.2016 N 14-10/08315дсп, от 30.08.2016 N 14-10/07155дсп, от 22.07.2016 N 14-10/06005дсп, от 21.06.2016 N 14-10/04891дсп, от 25.05.2016 N 14-10/04069дсп, от 25.03.2016 N 14-10/02271дсп, от 29.02.2016 N 14-10/01494дсп, и обращениях граждан от 19.02.2016 N 16 РА, от 17.08.2016 N 95 РА, приказом Росаккредитации от 19.01.2017 N 8-П-ВВ "О проведении внеплановой выездной проверки" (далее - приказ N 8-П-ВВ) была инициирована внеплановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СертСити", аккредитованного в качестве органа по сертификации лёгкой, электротехнической и машиностроительной продукции "ЛЭМПРОМТЕСТ", аттестат аккредитации N РОСС RU.001.11АГ52.
В соответствии с пунктом 11 приказа N 8-П-ВВ в процессе проверки надлежало провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: рассмотрение документов, оформленных юридическим лицом при осуществлении работ по оценке (подтверждению) соответствия продукции; ознакомление с работниками юридического лица, принимающими непосредственное участие в работах по оценке (подтверждению) соответствия продукции; ознакомление с материальной базой юридического лица, позволяющей осуществлять работы, включенные в область аккредитации органа по сертификации; рассмотрение документов, указанных в пункте 13 данного приказа; получение объяснений работников юридического лица; оценка соблюдения требования нормативных документов, указанных в области аккредитации; рассмотрение документов и сведений, имеющихся в распоряжении Росаккредитации.
В период с 25 января по 17 февраля 2017 Заявителем в отношении Ответчика на основании Приказа N 8-П-ВВ от 19.01.2017 была проведена внеплановая выездная проверка.
Пунктом 13 приказа N 8-П-ВВ установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
ООО "СертСити" представило запрошенные на основании пункта 11 приказа N 8-П-ВВ документы, включая материалы дела сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287.
В ходе проверки было установлено, что данный сертификат подтверждает соответствие продукции "изделия трикотажные перчаточные для детей до 1 года из полушерстяной пряжи, пряжи из синтетических волокон и нитей: варежки, перчатки, торговых марок "REIMA", "LASSIE", "TUTTA"; продукция изготовлена по техническим документам "Reima Оу"; серийный выпуск", требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 (далее - TP ТС 007/2011).
Сертификат соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287 подписан руководителем (уполномоченным лицом) органа по сертификации ООО "СертСити" СВ. Новгородовым и экспертом органа по сертификации ООО "СертСити" Л.С. Линник.
В соответствии с требованиями подпункта "л" пункта 6 Единой формы сертификата соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза и правил его оформления (далее -Правила оформления сертификата соответствия), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам таможенного союза и правилах их оформления", в поле 11 "Сведения о документах, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента Таможенного союза" сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AT52.B.00287 указано: "Сертификат выдан на основании: протоколов испытаний от 22.07.2016 N 2208-2455-16, 2209-2456-16, RA.RU.21MJI31, Испытательная лаборатория "ИЛ БТ" Общества с ограниченной ответственностью "Испытательная лаборатория электротехнической продукции ЭМС", от 04.04.2016, Акт анализа производства от 30.03.2016, схема сертификации: 1с".
В поле 6 сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.A1T52.B.00287 в качестве заявителя (по сертификации) указано Общество с ограниченной ответственностью "Рейма" (уполномоченное лицо фирмы "Reima Оу", Финляндия, на основании Договора от 11.03.2013 N TR-01), адрес: 127473, РОССИЯ, город Москва, улица Краснопролетарская, дом 16, строение 2 (далее также - ООО "Рейма").
В поле 7 сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AT52.B.00287 изготовителем сертифицированной продукции указан: "Reima Оу", место нахождения и фактический адрес: ФИНЛЯНДИЯ, Pakkalankuja 6, 01510 Vantaa, Finland.
Согласно приложению к сертификату соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AT52.B.00287 (бланк серии RU N 0291058) продукция изготавливается на предприятиях:
1. "АКН Fashions Ltd", БАНГЛАДЕШ, 133/134, Hemayetpur, Savar, Dhaka - 1340, Bangladesh;
2. "Pinghu Yisijia Clothing Со.", КИТАЙ, Newstreet Zhongdai, Pinghu, Zhejiang, China;
3. "Nanjing Jinsi Garments Со.", КИТАЙ, Rm 8201, 81# Yannan North Road, Nanjing, Jiangsu, China;
4. "Ningbo Ningshing International Inc.", КИТАЙ, 16 В Floor, Tianning Mansion, No. 138 Zhongshan Road West, Ningbo, Zhejiang Province, China;
5. "Fujian Soundpond Hi-Tech Textile Co. Ltd", КИТАЙ, Tieling Industrial Zone, Minhou, Fuzhou City, Fujian Province, China;
6. "Shanghai Mengtong Logistics", КИТАЙ, El-4A, Shen Fei Road. Wai Gao Qiao Bonded Area, Pudong, Shanghai, China;
7. "Reima Oy Shanghai Rep. Office", КИТАЙ, ROOM 706, RONG GUANG BUILDING, N 11 CHANGSHUN ROAD, SHANGHAI 200051, China;
8. "Dong Guan Eastar Footwear Enterprises Co.Ltd.", КИТАЙ, 14th floor, City E station, Yonghuating, East City Road,Dong Guan 523129, Guang Dong, China;
9. "Quanzhou Jinjiang Dasanhao Shoes & Clothing Co. Ltd.", КИТАЙ, Hongshan Industry zone, Qingyang,Jinjiang,Fujian, China;
10. "Nantong Foremost Headwears Co., Ltd.", КИТАЙ, No. 18 of Fumei Road, Qinzao Town, Nantong City, Jiangsu Province, China;
11. "Wenzhou Light Industrial Products Arts & Crafts Import & Export Co., Ltd, КИТАЙ, 21-22 / F International Trade Center Bldg. No. 8 Liming West Road, Wenzhou, China;
12. "Reima Оу", ФИНЛЯНДИЯ. Jokipohjantie 28, 33800 Tampere, Finland;
13. "Nevil Оу", ФИНЛЯНДИЯ, Yliopistonkatu 58-60 D, 33100 Tampere, Finland;
14. "Suunto Оу", ФИНЛЯНДИЯ, Valimotie 7, 01510 Vantaa, Finland;
15. "PT. Pelita Tomangmas", ИНДОНЕЗИЯ, JL. Raya Serang Km 12, Kp Kadu 18, Rt. 01/Rw01 Ds. Bunder, Cikupa, Tangerang 15710, Banten, Indonesia;
16. "PT Sungintex, ИНДОНЕЗИЯ, Jalan Raya Narogong KM 12,5 Pangkalan IV Desa Cikiwul, Bantar Gebang, Bekasi 17310, Jawa Barat, Indonesia;
17. "PT. Samku Glove Indonesia)), ИНДОНЕЗИЯ, JL Pleret, Desa Demangan/Gunungan, Kel. Jambidan, Kec. Banguntapan, Bantul 55791, Daerah Istimewa Yogjakarta, Indonesia;
18. "Intersocks s.r.l.", ИТАЛИЯ, Zona Industriale Paludi, 32010 Pieve D'Alpago, Italy;
19. "VINGI SHOES S.N.C.", ИТАЛИЯ, VIA DELL'EURO 15, 76121 BARLETTA (ВТ), Italy;
20. "J. Fashion corp.", КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА, 37, Gobong-ro, Iksan-si, Jeonbuk, Korea;
21. "Веаг trading Со.", КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА, Room 300 Hae-Dong Bldg., 154 Bang-I Dong SongPa-Ku, Seould, Korea;
22. "Eskimo Fashion Knitwear Ltd.", ШРИ-ЛАНКА, P.O. Box 30 44/16, Baseline Road Kadirana North, Sri Lanka;
23. "Jai-Fung Corporation)), ВЬЕТНАМ, 152A Ho Hoc Lam Str,2 Area, An Lac Ward, Binh Tan Dist, Hochiminh city, Vietnam;
24. "Thanh Tri Garment JSC", ВЬЕТНАМ, No. 1A, National Road, Van Dien Town, Hanoi, Vietnam;
25. "PRO SPORTS (HK) LIMITED.)), ВЬЕТНАМ, 15th Floor, Lilama 10 Tower, To Huu street, South Tu Liem District, Ha Noi, Vietnam;
26. "GARTEX EXPORTS (I) PVT LTD.)), ИНДИЯ, DHEERAJ HERITAGE, OFFICE NO.46-47, 3RD FLOOR, SANTACRUZ (WEST), MUMBAI 400054, India;
27. "DAMEL - CONFECCAO DE VESTUARIO, LDA", ПОРТУГАЛИЯ, Португалия, Rua Manuel Dias, n° 675 - Amorim, 4495 - 129 Povoa de Varzim, Portugal;
28. "A. Sampaio & Filhos - Texteis S.A", ПОРТУГАЛИЯ, Rua S.Bento da Batalha, 76, 4784 - 909 Santo Tirso, Portugal;
29. "Tintex Textiles)), ПОРТУГАЛИЯ, Zona Industrial Polo 1, Campos -Apartado 99, 4924-909 Campos, Vila Nova de Cerveira, Portugal;
30. "Jose Carlos Rola & Ca, Lda)>, ПОРТУГАЛИЯ, Rua E, 18 A - Zona Industrial Da Arvore, 4480-623 Arvore, 4480-623, Portugal;
31. "LTP Garment)), ЛИТВА, Neries krantine 16 LT - 48402 Kaunas, Lithuania;
32. "JSC Omniteksas)), ЛИТВА, Raudondvario pi. 101, LT - 47148, Kaunas, Lithuania;
33. "AB Utenos trikotazas", ЛИТВА, Basanaviciaus str. 122, LT 28214 Utena, Lithuania;
34. "SUN WELLEN INC", ТАЙВАНЬ (КИТАЙ), Тайвань, 15FL-7 0.137, SEC. 1, FU HSING. S. RD.JAIPEI, TAIWAN, R.O.C.;
35. "Qualitex AS", ЭСТОНИЯ, Parnu mnt 50, 86703 Sindi, Estonia;
36. "Yangon Pan-Pacific International Co. Ltd.", МЬЯНМА, Plot no.29/1, Kamarkyi Rd, Thuwunna, Thingankyun Township, Yangon, Myanmar;
37. "Rivercross Sewing", МЕКСИКА, Parque Industrial del Norte H. Matamoros, Tamaulipas, Mexico;
38. "Huian Kimsen Footwear Co., Ltd", КИТАЙ, Kailin Road, Huinan Industry Park Quanzhou, China;
39. "Donyee Shoes Plastic Co., Ltd", КИТАЙ, Gaoxia Industrial Area, Qingyang District, Jinjiang County"Jinjiang, China;
40. "RUGAO YIREN DRESS CO,. LTD (Lingmei)", КИТАЙ, LINZI TOWN RUGAO CITY JIANGSU, China;
41. "Tianjin Dazhong Garments Co., Ltd", КИТАЙ, Dazhong Industrial Zone, Baodi District, Tianjin, China
42. Fuqing Longsheng Clothing Co., Ltd (Eruitor), КИТАЙ, Fuyu Rd, Rongqiao Economic & Technical Development District, China;
43. "Changshu Huamao Costume Co., Ltd", КИТАЙ, Dam of Wangzhou road, Changhu town, Changshu City, China;
44. "Quality and Beauty Garments Mfg Co., Ltd", КИТАЙ, 1319 Liquan Anvenue, Gaomi, Shangdong Province, China;
45. "Shucheng Haoyuanp Textile Co., Ltd (Jstex)", КИТАЙ, Wanfo road Shucheng Economic-Technological Development Area, Chengguan County Shucheng Liu An 231300, China;
46. "Jining Yicheng Gloves Co., Ltd", КИТАЙ, West LuMiao Road, line 338, Jining Economical Development zone, Jining, China;
47. "Mondeox, SPA", РУМЫНИЯ, Aiud, Romania.
При этом в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства РФ, допущенные при выдаче сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287, которые отражены в Акте проверки от 17.02.2017 N 22-АВП, копия которого имеется в материалах дела, и состоят в следующем.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно пункту 2 статьи 1 TP ТС 007/2011 указанный технический регламент устанавливает обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, по показателям экономической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции.
29.05.2014 Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, движимые стремлением укрепить экономики государств-членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию, в г. Астане подписали Договор о евразийском экономическом союзе, который согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.07.2015 N 1775-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, является составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе техническое регулирование в рамках Союза осуществляется, в том числе, исходя из принципа применения и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий.
В силу пункта 3 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению N 9 к данному Договору.
Пунктом 5 Приложения N 9 "Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза" (далее - Протокол о техническом регулировании) к Договору о Евразийском экономическом союзе установлено следующее:
"Оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах Союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.
Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Комиссией.
Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом Союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента Союза...".
Пунктом 1 статьи 3 TP ТС 007/2011 установлено, что продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствии данному техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов воженного союза.
Согласно пункту 1 статьи 12 TP ТС 007/2011 перед выпуском в обращение на рынок продукция должна быть подвергнута процедуре обязательной оценки (подтверждению) соответствия требованиям данного технического регламента, которая осуществляется в форме государственной регистрации с последующим декларированием соответствия, декларирования соответствия или сертификации.
Пункт 4 статьи 12 TP ТС 007/2011 предусматривает, что подтверждение соответствия продукции требованиям TP ТС 007/2011 в форме сертификации осуществляется аккредитованным органом по сертификации с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра) по одной из схем - 1с, 2с, 3с или 4с.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 TP ТС 007/2011 для подтверждения соответствия продукции требованиям TP ТС 007/2011 в форме сертификации заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение работ и копии документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Если заявителем является продавец, то он дополнительно представляет копии документов, подтверждающих происхождение продукции, копии контракта (договора), копии товарно-транспортных документов.
В зависимости от схемы сертификации заявитель представляет копии эксплуатационных документов, технической и конструкторской документации, сведения о сырье, материалах и комплектующих изделиях.
В силу пункта 6 статьи 12 TP ТС 007/2011 орган по сертификации рассматривает заявку и приложенные к ней документы, принимает решение по заявке, проводит идентификацию продукции и отбор образцов для испытаний, организует проведение испытаний образцов продукции на соответствие требованиям TP ТС 007/2011, проводит анализ полученных результатов испытаний, содержащихся в протоколе, дает заключение о соответствии (несоответствии) требованиям данного технического регламента, проводит оценку производства изготовителя (анализ состояния производства), если это предусмотрено схемой сертификации, принимает решение о выдаче сертификата соответствия или отказе в его выдаче, осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, если это предусмотрено схемой сертификации, ведет реестр выданных им сертификатов соответствия, выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия, информирует об этом уполномоченные органы, обеспечивающие формирование и ведение национальных частей Единого реестра выданных сертификатов соответствия.
Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621 утверждено Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (далее - Положение о порядке применения типовых схем), к которому отсылает TP ТС 007/2011 и пункт 5 Протокола о техническом регулировании.
Из содержания пункта 5 Положения о порядке применения типовых схем следует, что выбор форм и схем оценки соответствия должен осуществляться с учетом суммарного риска от недостоверной оценки соответствия и вреда от применения продукции, прошедшей оценку соответствия. При выборе форм и схем необходимо учитывать следующие основные факторы:
степень потенциальной опасности продукции;
чувствительность заданных показателей к изменению производственных или эксплуатационных факторов;
статус заявителя (изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, продавец, поставщик);
адекватность степени доказательств соответствия и затрат на проведение оценки соответствия целям технического регламента.
Пунктом 7 Положения о порядке применения типовых схем определено, что типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.
В общем случае такими действиями (элементами) могут считаться:
анализ технической документации;
идентификация, испытания продукции, исследования типа продукции;
оценка производства, производственный контроль;
- выдача сертификата соответствия, принятие декларации о соответствии техническим регламентам по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного союза (далее - сертификат соответствия, декларация о соответствии);
- регистрация декларации о соответствии;
- нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств -членов Таможенного союза (далее - нанесение единого знака обращения);
- инспекционный контроль.
При этом необходимо учитывать, что согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ, схема подтверждения соответствия - это перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.
Из приведенных нормативных положений следует, что результаты действий органа по сертификации в рамках избранной схемы сертификации являются как доказательством соответствия сертифицируемой продукции требованиям законодательства о техническом регулировании, так и основанием для выдачи сертификата соответствия в отношении такой "редукции.
Пунктом 22.1.1 Положения о порядке применения типовых схем установлено, что схема 1с включает следующие процедуры:
- подачу заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией;
- рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации продукции;
отбор органом по сертификации продукции образцов для проведения испытаний;
- проведение испытаний образцов продукции - аккредитованной испытательной лабораторией;
- проведение органом по сертификации продукции анализа состояния производства;
- обобщение органом по сертификации продукции результатов испытаний и анализа состояния производства и выдачу заявителю сертификата соответствия;
- нанесение единого знака обращения;
- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Согласно пункту 22.1.2 Положения о порядке применения типовых схем заявитель предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемой продукции требованиям технического регламента, формирует техническую документацию и подает заявку на сертификацию своей продукции в один из органов по сертификации продукции, имеющий данный вид продукции в области аккредитации.
Орган по сертификации продукции анализирует техническую документацию, представленную заявителем, и сообщает заявителю решение по заявке, содержащее условия проведения сертификации (пункт 22.1.3 Положения о порядке применения типовых схем).
В соответствии с пунктом 22.1.4 Положения о порядке применения типовых схем орган по сертификации производит отбор образцов продукции у заявителя для проведения испытаний.
Испытания образцов проводятся аккредитованной испытательной лабораторией по поручению органа по сертификации продукции, которому предоставляется протокол испытаний.
Анализ состояния производства у заявителя проводится органом по сертификации продукции. Результаты анализа оформляются актом (пункт 22.1.5 Положения о порядке применения типовых схем).
В силу пункта 22.1.6 Положения о порядке применения типовых схем при положительных результатах испытаний и анализа состояния производства орган по сертификации продукции оформляет сертификат соответствия и выдает его заявителю.
Пунктом 22.1.9 Положения о порядке применения типовых схем установлено, что при внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям, установленным в технических регламентах, заявитель письменно заранее извещает об этом орган по сертификации продукции, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний и (или) анализа состояния производства продукции.
Таким образом, из содержания пунктов 5, 7 и 22 Положения о порядке применения типовых схем в их системной взаимосвязи применительно к приведенным нормативным положениям и фактическим обстоятельствам, вытекающим из материалов дела сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.Ar52.B.00287, выданного ООО "СертСити", следует, что если орган по сертификации при выборе схемы оценки (подтверждения) соответствия остановился на схеме 1с, то исключительно результаты действий, входящих в схему 1с, могут использоваться для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.
При этом результат каждого включенного в схему подтверждения соответствия действия является самостоятельным доказательством соответствия продукции установленным требованиям, и для вывода о соответствии продукции таким требованиям необходимо последовательно выполнить все входящие в схему подтверждения соответствия действия и получить совокупность доказательств - результатов указанных действий. Значит, при осуществлении оценки соответствия невыполнение какого-либо действия, включенного в схему подтверждения соответствия, всякое иное отступление от схемы подтверждения соответствия не позволяет обеспечить получение всех необходимых доказательств соответствия продукции установленным требованиям.
По этой причине нарушение органом по сертификации применяемой схемы подтверждения соответствия влечет за собой юридическую и фактическую невозможность сделать однозначный вывод о соответствии продукции предъявляемым к ней требованиям, и в таком случае орган по сертификации не вправе выдавать сертификат соответствия.
Необходимость последовательного выполнения органом по сертификации действий, включенных в схему сертификации, подтверждается, в том числе, положениями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг" (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).
Пунктом 1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 определено, что указанный стандарт содержит требования к компетентности, последовательности действий и беспристрастности органов по сертификации продукции, процессов и услуг, представляющей собой деятельность по оценке соответствия, проводимую третьей стороной (5.5 ИСО/МЭК 17000:2004).
Пункт 7 "Требования к процессу" ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 регламентирует порядок действий, осуществляемых органом по сертификации в процессе сертификации, от подачи заявки (пункт 7.2) до инспекционного контроля (пункт 7.9 и далее согласно уточняющих положений) с указанием на обязанность органа по сертификации применять у или несколько схем сертификации для осуществления своей деятельности (пункт 7.1.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).
Необходимость соблюдения ООО "СертСити" требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 обусловлена тем, что указанное юридическое лицо аккредитовано в качестве органа по сертификации, аттестат аккредитации N РОСС RU.001.11АГ52, а также в связи со следующим.
Статья 2 Федерального закона N 184-ФЗ определяет следующие понятия: орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; подтверждение соответствия -документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее -Федеральный закон N 412-ФЗ) определено, что аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) -подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации; область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
Требованиями пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона 412-ФЗ установлена обязанность аккредитованного лица соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. В это же предусмотрено, что перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, устанавливается Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.
Приказом Минэкономразвития России 30.05.2014 N 326 утверждены критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (приложение N 1) (далее - Критерии аккредитации); перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации (приложение N 2) (далее - Перечень документов в области стандартизации).
Пунктом 6 Критериев аккредитации определено требование к наличию у органа по сертификации системы менеджмента качества и соблюдению в деятельности органа по сертификации требований, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 14 настоящих критериев аккредитации.
Согласно пункту 14.11 Критериев аккредитации документы системы менеджмента качества органа по сертификации должны содержать правила выполнения работ по сертификации, включающие в себя, в том числе описание схем сертификации, правила подачи и рассмотрения заявок на сертификацию, в том числе правила выбора схемы сертификации, правила проведения оценки объектов подтверждения соответствия, правила проведения анализа результатов работ по сертификации, правила принятия решений в рамках проведения работ по сертификации (подпункты "а"-"д" пункта 14.11 Критериев аккредитации).
Пунктом 8 Критериев аккредитации определена обязанность органов по сертификации соблюдать в процессе деятельности по оценке соответствия требования документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия.
Как верно установлено судом первой инстанции, изложенные нормативные предписания в полном объеме распространяются на орган по сертификации продукции ООО "СертСити" при осуществлении деятельности в своей области аккредитации, включая проведение им работ по сертификации продукции, предназначенной для детей и подростков.
В системе менеджмента качества ОС ООО "СертСити" в качестве отдельного и обязательного документа с 18.05.2015 Генеральным директором ООО "СертСити" С.С. Линником утверждено и введено в действие Руководство по качеству органа по сертификации лёгкой, электротехнической и машиностроительной продукции "ЛЭМПРОМТЕСТ" (далее-РК СМК).
В соответствии с содержанием пунктов 1.1-1.16 РК СМК "Назначение и область применения" указанное Руководство по качеству является основным нормативным документом системы менеджмента качества ОС ООО "СертСити", регламентирующим деятельность ОС при проведении работ по подтверждению соответствия в рамках заявленной области аккредитации.
В пункте 2 "Нормативные ссылки" РК СМК содержится ссылка, в том числе, на ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012.
Учитывая приведенные нормативные и фактические обстоятельства и принимая во внимание правовую природу документов системы менеджмента качества аккредитованных лиц как локальных нормативных правовых актов, применение ОС ООО "СертСити" при проведении работ по сертификации продукции ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 является обязательным.
Таким образом, так как ООО "СертСити" аккредитовано в качестве органа по сертификации продукции и услуг, оно, с учетом системной взаимосвязи вышеприведенных правовых норм, обязано соблюдать Критерии аккредитации органов по сертификации, установленные в пунктах 6-16 Критериев аккредитации, и требования ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012, утвержденного Перечнем документов в области стандартизации.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AT52.B.00287 является акт анализа производства от 30.03.2016 (акт о результатах анализа состояния производства от 30.03.2016).
Данный акт о результатах анализа состояния производства от 30.03.2016 оформлен ранее поступления в орган по сертификации заявки ООО "Рейма" от 20.05.2016 N 252 на проведение сертификации продукции в рамках таможенного союза (далее также - заявка от 20.05.2016 N 252) в целях подтверждения ее соответствия требованиям TP ТС 007/2011.
При проведении анализа состояния производства ОС ООО "СертСити" руководствовалось "ГОСТ Р 54293-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Анализ состояния производства при подтверждении соответствия" (далее - ГОСТ Р 54293-2010), утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 28.12.2010 N 1134-ст).
Согласно введению к ГОСТ Р 54293-2010 указанный стандарт предназначен для использования органами, которые осуществляют оценку и подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов, а также для заинтересованных предприятий при подготовке к проведению анализа. Разработка стандарта обусловлена наличием указаний на проведение анализа состояния производства при оценке соответствия в ряде технических регламентов.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 54293-2010 настоящий стандарт определяет порядок проведения, правила принятия решений и оформления результатов работ по анализу состояния производства, проводимых органами по сертификации при подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов
Необходимость применения ОС ООО "СертСити" названного стандарта обязательного для соблюдения нормативного документа, устанавливающего требования к порядку действия в рамках процедуры подтверждения соответствия продукции требованиям TP ТС 007/2011, обусловлена наличием ссылки на него в пункте 2 "Нормативные ссылки" РК.К по основаниям, подробно изложенным ранее в пункте 2 настоящего протокола об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 54293-2010 целью проведения анализа состояния производства является установление наличия необходимых условий для обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов.
При этом согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 54293-2010 объектами проверки при анализе состояния производства являются: средства технологического оснащения; персонал (при наличии к ним требований в техническом регламенте); средства измерений; документация (конструкторская, технологическая, регистрационно-учетная); инфраструктура (территория, производственные помещения, транспорт и т.п.); входной контроль; специальные процессы (операции) (при наличии к ним требований в техническом регламенте); приемочный контроль и периодические испытания; маркировка готовой продукции.
В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 54293-2010 требования к перечисленным объектам формулируют на основе требований ГОСТ Р ИСО 9001, указанных в таблице 1, и устанавливают в рабочей программе проверки (которая разрабатывается применительно к производству конкретной продукции и должна содержать перечень проверок и указания по их проведению) или Типовой программе, представленной в Приложении А.
Согласно пункту 5.1 ГОСТ Р 54293-2010 основанием для проведения анализа состояния производства является решение органа по сертификации по заявке, содержащей указания о схеме сертификации, установленной техническим регламентом, и включающей анализ состояния производства.
Орган по сертификации определяет программу работ по анализу состояния производства, назначает экспертов для его проведения, уведомляет организацию-заявителя о необходимости представления исходных документов и сроках проведения проверок (пункт 5.3 ГОСТ Р 54293-2010).
В соответствии с пунктом 5.5 ГОСТ Р 54293-2010 эксперты рассматривают представленные документы, анализируют протоколы испытаний (при их наличии) или материалы, приложенные к декларации о соответствии или к заявке для определения наиболее важных объектов проверки.
Как следует из материалов дела сертификата соответствия от 22.07.2016 ТС RU C-FI.AГ52.B.00287, ООО "Рейма" подало заявку от 20.05.2016 252 на проведение сертификации продукции в рамках таможенного союза в целях подтверждения ее соответствия требованиям TP ТС 007/2011, которая, исходя из содержания положений ГОСТ Р 54293-2010, и в особенности - пункта 5.1 указанного стандарта), является основанием для проведения анализа состояния производства после её рассмотрения органом то сертификации и вынесения соответствующего решения по заявке.
В рассматриваемом случае решение ОС ООО "СертСити" от 22.07.2016 N 252 о выдаче сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287 принято органом по сертификации на основании, в том числе, решения по заявке (ООО "Рейма" от 20.05.2016 252) от 24.05.2016 N 252, которое не является основанием для проведения анализа (оценки) состояния производства исходя из содержания акта о результатах анализа состояния производства от 30.03.2016. Основанием для проведения анализа состояния производства и оформления указанного акта являются заявки на сертификацию от 22.03.2016 N 169, N 170, N 171, от 23.03.2016 N 176, N 177, N 178, N 179, N 180, N 181, не относящиеся к сертификату соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287 и отсутствующие в материалах дела данного сертификата соответствия.
Проведение анализа состояния производства ранее даты поступления в орган по сертификации заявки на проведение сертификации возможно лишь при применении пункта 4.6 ГОСТ Р 54293-2010, согласно содержанию которого при постановке на производство новой продукции, имеющей незначительные отличия в конструкции (рецептуре) и технологии производства, по решению эксперта результаты предшествующего анализа состояния производства могут быть частично или полностью распространены на эту новую продукцию.
Согласно разъяснениям, опубликованным 23.01.2017 на официальном сайте Росаккредитации (http://fsa.gov.rU/news/important/page/2/show_id/l671/) (далее - Разъяснения), сертификация по схеме 1с включает процедуру анализа состояния производства.
В Договоре о Евразийском экономическом союзе отсутствуют нормы, регламентирующие порядок анализа состояния производства, а также предусматривающие возможность полного или частичного распространения результатов предшествующего анализа состояния производства при поступлении заявки на проведение сертификации новой продукции.
Исходя из положений пункта 4.6 ГОСТ Р 54293-2010, допускающего вышеуказанное распространение (частичное и полное) результатов предшествующего анализа состояния производства, и принимая во внимание положения подпункта 22.1.9 пункта 22 Положения о порядке применения типовых схем, возможно использовать результаты анализа состояния производства при соблюдении следующих условий:
1. Сертификацию продукции проводит тот же орган, который ранее проводил анализ состояния производства и оформлял акт;
2. Заявитель представил документальное подтверждение о стабильности условий производства для обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов и что новая продукция имеет незначительные отличия в конструкции (составе) и технологии производства, не влияющие на ее безопасность;
3. С момента проведения анализа состояния производства и оформления акта прошло не более 1 года.
При этом материалы дела сертификата соответствия должны включать решение эксперта органа по сертификации, содержащее мотивированные, обоснованные и документально удостоверенные выводы о соблюдении вышеуказанных условий, а также о том, что сертифицируемая продукция имеет незначительные отличия в конструкции и технологии производства, не влияющие на ее безопасность.
В соответствии с пунктом 4.8. ГОСТ Р 54293-2010 при наличии у заявителя сертификата соответствия на производство или систему менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001, выданного в системе сертификации ГОСТ Р, анализ состояния производства не проводят.
Имеющееся в материалах дела сертификата соответствия заключение эксперта по результатам проведения работ по сертификации продукции от 22.07.2016 б/н не содержит мотивированные, обоснованные и документально удостоверенные выводы о соблюдении условий, указанных в Разъяснениях, а также о том, что сертифицируемая продукция имеет незначительные отличия в конструкции и технологии производства, не влияющие на ее безопасность.
Указанное заключение эксперта является документом, отражающим позицию (результаты оценивания) эксперта по сертификации с выводом о возможности выдачи сертификата соответствия на продукцию с указанием наименования документов, на основании которых выдан сертификат, оформленным с целью принятия утверждаемого руководителем органа по сертификации решения о выдаче заявителю сертификата соответствия согласно порядку документированной процедуры, определенному документами системы менеджмента качества органа по сертификации и нормативной документацией (пункты 7.5.1, 7.5.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).
Документом, оформленным с целью подтверждения правомерности распространения результатов предшествующего анализа состояния производства на новую продукцию, заявленную на сертификацию, заключение эксперта по результатам проведения работ по сертификации продукции от 22.07.2016 б/н не является.
Таким образом, ОС ООО "СертСити" соответствующее решение эксперта, содержащее мотивированные, обоснованные и документально удостоверенные выводы о том, что при постановке на производство новой продукции, последняя имеет незначительные отличия в конструкции рецептуре) и технологии производства, либо сертификат соответствия на производство или систему менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001, в материалы дела сертификата соответствия не представлено, следовательно, пункт 4.6 ГОСТ Р 54293-2010 применению не подлежит.
При этом представленный в материалы дела сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287 акт о результатах анализа состояния производства от 30.03.2016 не соответствует требованиям пункта 1 ГОСТ Р 54293-2010, определяющего необходимость наличия в акте о результатах анализа состояния производства оценки проверок по всем позициям программы анализа состояния производства, а также рекомендации по сроку действия сертификата и периодичности инспекционного контроля, что свидетельствует об отсутствии документального подтверждения о стабильности условий производства для обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов и что новая продукция имеет незначительные отличия в конструкции (составе) и - пологий производства, не влияющие на ее безопасность.
Также, в соответствии с пунктом 10.1 РК СМК, основной целью сертификации продукции является проверка и подтверждение с определенной степенью достоверности, что должным образом идентифицированная продукция, как отечественная, так и импортная, соответствует требованиям конкретных стандартов, технических регламентов Российской Федерации, технических регламентов Таможенного союза, иных нормативных документов.
Согласно пункту 10.6.18 РК СМК установлено, что в акте о результатах анализа производства (по форме приложения 22 РК СМК) указывают:
- материалы, используемые при анализе (техническая документация, акты предыдущих проверок, документы органов государственного надзора и т.п.);
- оценки проверок по всем показателям программы;
- общую оценку состояния производства;
- рекомендации по сроку действия сертификата и периодичности инспекционного контроля.
При этом судом первой инстанции верно установлено, что акт анализа производства от 30.03.2016 не содержит сведений, предусмотренных пунктом 10.6.18 РК, что подтверждает несоблюдение ОС ООО "СертСити" требований пункта 5.11 ГОСТ Р 54293-2010.
В материалах дела сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287 также имеется отчет о проверке производства, форма которого не предусмотрена документами системы менеджмента качества ОС ООО "СертСити" и который не содержит необходимые сведения, перечисленные в пункте 10.6.18 РК СМК и пункте 5.11 ГОСТ Р 54293-2010.
В соответствии с актом анализа производства от 30.03.2016, анализ производства проводился только на 1 предприятии из 47, перечисленных в приложении к сертификату соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AT52.B.00287, - "Quality and Beauty Garments Mfg Co., Ltd", no адресу: 1319 Liquan Anvenue, Gaomi, Shangdong Province, China.
В материалах дела сертификата соответствия от 22.07.2016 ТС RU C-FI.AГ52.B.00287 отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение анализа состояния производства на других 46 предприятиях-изготовителях в 15 странах, указанных в приложении к сертификату соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C- FI.AГ52.B.00287.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 54293-2010 производственная система (производство) - совокупность технологических систем и систем обеспечения функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенная для изготовления продукции определенного наименования (вида).
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 54293-2010 целью проведения анализа состояния производства является установление наличия необходимых условий для обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов.
Необходимые условия задаются в виде требований к состоянию объектов, перечисленных в пункте 4.2 ГОСТ Р 54293-2010.
Такими объектами проверки при анализе состояния производства являются:
4.2.1 Средства технологического оснащения.
4.2.2 Персонал.
4.2.3 Средства измерений.
4.2.4. Документация (конструкторская, технологическая, регистрационно-учетная).
4.2.5. Инфраструктура (территория, производственные помещения, транспорт и т.п.).
4.2.6. Входной контроль.
4.2.7. Специальные процессы (операции).
4.2.8 Приемочный контроль и периодические испытания.
4.2.9. Маркировка готовой продукции.
Согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 54293-2010 требования к перечисленным объектам формулируют на основе требований ГОСТ Р ИСО 9001, указанных в таблице 1, и устанавливают в рабочей программе проверки (которая разрабатывается применительно к производству конкретной продукции и должна содержать перечень проверок и указания по их проведению) или типовой программе, представленной в Приложении А.
Изложенное свидетельствует о том, что, поскольку каждое предприятие из перечисленных в приложении к сертификату соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AT52.B.00287, изготавливает продукцию, заявленную на сертификацию, используя отдельное оборудование, привлекая разный персонал, используя разные средства измерений, и, безусловно, обладая индивидуальной для каждого предприятия инфраструктурой (размещая предприятие в разных странах, на разных территориях, в разных помещениях разных зданий, строений, сооружений, используя разный транспорт и т.п.), соблюдение требований пункта 4.2 ГОСТ Р 54293-2010 и пункта 1 статьи 3, пунктов 1 и 6 статьи 12 TP ТС 007/2011, пунктов 22.1.1, 22.1.5, 22.1.6 Положения о порядке применения типовых схем возможно при проведении анализа состояния производства на каждом из предприятий-изготовителей применительно к общей совокупности технологических систем и систем обеспечения их функционирования.
Изложенное свидетельствует также подтверждает тот факт, что ООО "СертСити" выдало сертификат соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287 с нарушением требований пункта 1 статьи 3, пунктов 1 и 6 статьи 12 TP ТС 007/2011, пунктов 22.1.1, 22.1.5, 22.1.6 Положения о порядке применения типовых ем, а также не соблюло требования, установленные ГОСТ Р 54293-2010 к порядку и условиям проведения анализа состояния производства сертифицируемой продукции.
Кроме того, в заявке от 20.05.2016 N 252 на проведение сертификации продукции в рамках Таможенного союза отсутствует информация о документах представленных заявителем (копии эксплуатационных документов, технической и конструкторской документации, сведения о сырье, материалах и комплектующих изделиях), обязанность представления которых предусмотрена содержанием пункта 5 статьи 12 TP ТС 007/2011.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 TP ТС 007/2011 для подтверждения соответствия продукции требованиям TP ТС 007/2011 в форме сертификации заявитель направляет в орган по сертификации заявку проведение работ и копии документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Если заявителем является продавец, то он дополнительно представляет копии документов, подтверждающих происхождение продукции, копии контракта (договора), копии товарно-транспортных документов.
В зависимости от схемы сертификации заявитель представляет копии эксплуатационных документов, технической и конструкторской документации, сведения о сырье, материалах и комплектующих изделиях.
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке применения типовых схем типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента. В общем случае таким действиям (элементом) может считаться, в том числе, анализ технической 1 документации.
Согласно пункту 8 Положения о порядке применения типовых схем анализ технической документации должен быть неотъемлемым элементом жаждой типовой схемы и может включать анализ для идентификации продукции; анализ для определения пригодности технической документации для подтверждения соответствия: исследование проекта.
В силу пункта 9 Положения о порядке применения типовых схем состав технической документации, подтверждающей соответствие продукции Титебованиям технического регламента, устанавливается в конкретном техническом регламенте, а в общем случае может включать, помимо прочего, технические условия/описания (при наличии).
Пунктом 22.1.1 Положения о порядке применения типовых схем установлено, что схема 1с включает подачу заявителем в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации с прилагаемой технической документацией; рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации продукции; обобщение органом по сертификации продукции результатов анализа представленной заявителем технической документации, результатов испытаний образцов продукции и выдачу заявителю сертификата соответствия;
Согласно пункту 22.1.3 Положения о порядке применения типовых схем орган по сертификации продукции анализирует техническую документацию, представленную заявителем, и сообщает заявителю решение по заявке, содержащее условия проведения сертификации.
Технической документацией (на продукцию), в соответствии с пунктом 3 "ГОСТ Р 1.15-2009. Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования", является совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат данные, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла продукции. Примечание к приведенному положению стандарта уточняет, что к технической документации относятся технические условия, конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация и т.п.
Таким образом, как следует из взаимосвязанных положений приведенных норм, обязательным действием в рамках схемы сертификации 1с, результаты которого должны использоваться для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента, является анализ представленной заявителем технической документации, к которой относятся технические условия, конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012, устанавливая в главе 7 требования к процессу оценки соответствия, определяет, что решение по сертификации результат выполнения двух функций: "оценивание" и "анализ". При этом согласно пункту 7.4.9 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 результаты всех мероприятий по оцениванию документируют до проведения анализа.
Следовательно, с учетом отсылочного предписания пункта 5 статьи 12 TP ТС 007/2011 к схеме 1с Положения о порядке применения типовых схем, в комплект документов, предоставляемых заявителем органу по сертификации в подтверждение соответствия продукции требованиям TP ТС 007/2011, включается техническая документация, к которой относятся технические условия, конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация. При этом документированные результаты оценивания их как необходимое действие, предусмотренное схемой 1с, должны использоваться органом по сертификации для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям TP ТС 007/2011.
В материалах дела сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287 представлены макеты этикеток на продукцию "варежки торговой марки "LASSIE" и перчатки торговой марки "REIMA". При этом в материалах дела сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287 фактически и согласно описи отсутствуют доказательства, свидетельствующие о проведении ОС ООО "СертСити" анализа документов, представленных заявителем при подаче заявки от 20.05.2016 N 252, что свидетельствует о выполнении ОС ООО "СертСити" работ по сертификации без проведения оценивания (анализа) технической документации, представляемой заявителем по сертификации.
Таким образом, ООО "СертСити" выдало сертификат соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AГ52.B.00287 с нарушением требований пункта 1 статьи 3, пунктов 1 и 6 статьи 12 TP ТС 007/2011, пунктов 22.1.1-22.1.3 Положения о порядке применения типовых схем.
Допущенные ООО "СертСити" в связи с выдачей сертификата соответствия от 22.07.2016 N ТС RU C-FI.AT52.B.00287 нарушения содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
В связи с указанными обстоятельствами 07.04.2017 Заместителем начальника управления - начальником отдела судебной работы Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц А.В. Стариковым в присутствии уполномоченного представителя ООО "СертСити" в лице Новгородова Сергея Вячеславовича (доверенность от 05.04.2017 N 02) составлен протокол об административном правонарушении N 152/2017. Копия протокола вручена Новгородову С.В.
Законный представитель ООО "СертСити" был надлежащим образом уведомлен о дате и месте составления протокола, что подтверждается телеграммой от 03.04.2017, которая, согласно уведомлению о вручении, 04.04.2017 была вручена генеральному директору Линнику.
В связи с надлежащим извещением ответчика о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не имело места фактов нарушения заявителем требований ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.4, ст.28.2 КоАП РФ, из чего следует, что процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, Заявителем нарушены не были.
Наличие в действиях ответчика события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Изложенные в отзыве доводы ответчика о том, что в нарушение ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ копия протокола не была вручена представителю заявителя судом отклоняется как противоречащий материалам дела, так как на стр. 22 протокола об административном правонарушении имеется роспись представителя Заявителя Новгородова С.В., свидетельствующая о получении копии данного протокола на руки.
Доводы ответчика об отсутствии состава административного правонарушения судом первой инстанции обоснованно отклонены судом первой истанции как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном толковании действующего законодательства, поскольку факт совершения ответчиком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ полностью подтвержден доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Довод Ответчика о малозначительности совершенного правонарушения судом также отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административном правонарушении" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Кроме того, состав ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ является формальным. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении органа по сертификации к исполнению своих правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Суд не усматривает наличия каких-либо особых, исключительных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом правонарушения в данном случае, из доводов общества и документов, имеющихся в материалах дела, не усматривается.
Вопреки доводам апелляционной жалобы материалы дела не содержат доказательств возможности замены наказания в виде штрафа на предупреждение. Следует учесть и то обстоятельство, что выявленное Росаккредитацией в отношении Общества административное правонарушение влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Отсутствие материальных вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного ответчиком. Следовательно, административное правонарушение, совершенное заявителем, не является малозначительным.
Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, до составления протокола об административном правонарушении ответчиком не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП).
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо на основании ст. 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ установлена, при наличии возможности соблюдения требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, Обществом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ.
Нарушений процедуры составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не установлено.
Административная ответственность установлена в пределах санкции ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ. Срок привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.06.2017 по делу N А40-78442/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78442/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 ноября 2017 г. N Ф05-17261/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: РОСАККРЕДИТАЦИЯ
Ответчик: ООО СЕРТСИТИ