г. Москва |
|
29 ноября 2017 г. |
Дело N А40-221592/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Гречишкина А.А., Хвостовой Н.О.,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" Луценко Е.В., доверенность от 30.08.2017,
от Министерства Финансов Российской Федерации Белицкая В.Е., доверенность от 21.06.2017,
от Федерального агентства железнодорожного транспорта не явился, уведомлен,
рассмотрев 23 ноября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение от 26 апреля 2017 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
на постановление от 09 августа 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сазоновой Е.А., Елоевым А.М., Юрковой Н.В.,
по иску акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к Министерству Финансов Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
третье лицо: Федеральное агентство железнодорожного транспорта,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец, АО "ФПК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 7 450 826 403 руб. 01 коп.
Решением от 26 апреля 2017 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 09 августа 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит отменить решение от 26 апреля 2017 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 09 августа 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Представитель истца в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Третье лицо, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец является публичным перевозчиком, осуществляющим перевозку пассажиров по регулируемым государством тарифам в плацкартных и общих вагонах.
На основании Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с названым Федеральным законом. В рамках исполнения Федеральных законов и на основании Постановлений Правительства РФ между АО "ФПК" и Федеральным агентством железнодорожного транспорта заключен договор N 1036д/ФПК-12-43 о предоставлении в 2012 году субсидий АО "ФПК" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах). Также в последующем были заключены дополнительные соглашения к договору N 1036д/ФПК-12-43.
Согласно разделу 1 указанного договора, сумма субсидий не превышает 29 559 081 543 руб. 40 коп.
Федеральным агентством железнодорожного транспорта вышеназванная сумма перечислена на расчетный счет истца в полном объеме.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что общий объем потерь в доходах АО "ФПК" от перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах в 2012 году составил 37 009 907 946 руб. 05 коп., что подтверждается отчетами о потерях в доходах, реестрами проездных документов составленных исходя из данных АСУ "Экспресс". Указанные отчеты были приняты Федеральным агентством железнодорожного транспорта без возражений.
В связи с неисполнением обязательств по компенсации в полном объеме потерь перевозчика от государственного регулирования тарифов и в соответствии с пунктом 6.2 договора на предоставление субсидий, ОАО "ФПК" направило в адрес ФАЖТ претензию N исх-3257/ФПК от 31.03.2014 о необходимости увеличения объемов бюджетных ассигнований на компенсацию потерь в доходах от государственного регулирования тарифов АО "ФПК" направляло обращение руководителю Федерального агентства железнодорожного транспорта N исх-4925/ФПК от 28.06.2012 г., а также Заместителю председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичу N исх-4762/ФПК от 22.06.2012 г.
Президентом ОАО "РЖД" было направлено обращение к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец, от 23.07.2012 N исх-12503.
Поскольку обязательства перед истцом по компенсации в полном объеме потерь перевозчика, возникших в связи с государственным регулированием тарифов не исполнены, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суда первой и апелляционной инстанций руководствуясь положениями статей 15, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", исходили из того, что заключенный между АО "ФПК" и Федеральным агентством железнодорожного транспорта заключен договор N 1036д/ФПК-12-43 исполнен надлежащим образом, предоставление субсидии в размере, полученном истцом, было предусмотрено в федеральном бюджете на 2009 год, при этом, поскольку федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, заявленные АО "ФПК" в рамках настоящего дела исковые требования по своему содержанию направлены на изменение неустановленным способом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку при рассмотрении дела, суды исследовали и оценили все представленные доказательства, установили все обстоятельства, установление которых необходимо для правильного разрешения спора, правильно применили нормы материального и процессуального права и приняли законные и обоснованные судебные акты.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Другая оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а вынесенные по делу судебные акты - без изменения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2017 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2017 года по делу N А40-221592/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
А.А. Гречишкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.