город Москва |
|
29 ноября 2017 г. |
Дело N А40-27174/17-93-235 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ГУП МО "МОСОБЛГАЗ": Астафьева В.Б. (дов. N 12-15/951 от 20.12.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Матюхиной Е.С. (дов. N 33-Д-644/17 от 12.07.2017 г.);
от третьих лиц: не явились, извещены;
рассмотрев 23 ноября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2017 г., принятое судьей Поздняковым В.Д., на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2017 г., принятое судьями Свиридовым В.А., Поташовой Ж.В., Бекетовой И.А., по делу N А40-27174/17-93-235
по заявлению Государственного унитарного предприятия хозяйства Московской области (ОГРН 1025006176216; 143026, Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Калинина, д. 1)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 125009, г. Москва, Газетный переулок, д. 1/12)
об оспаривании отказа,
третьи лица: Мигдаль М.А.; Клепин П.А.; ООО "Автотур"; Дергунов П.В.; Мартиросян Рубен; МРОПП храма Архангела Михаила и чуда его в Хонех в Былове г. Москвы Московской Епархии РПЦ; ЗАО "Концерн РРС"; ООО "Альтера"; Лебеденко А.С.; ООО "МЗСА-Мечта"; Курдыбах А.В.; Лебедев К.А.; Елатницев А.Ф.; Харина Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
на основании Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 (далее - Правила подключения), Государственным унитарным предприятием хозяйства Московской области "Мособлгаз" (далее - ГУП МО "Мособлгаз", заявитель) были заключены публичные договоры о подключении (далее - договоры) со следующими заявителями: ООО "Автотур"; Дергуновым П.В.; Елатницевым А.Ф.; ЗАО "Концерн "РРС"; Клениным П.А.; Курдыбахой А.В.; Лебедевым К.А.; Лебеденко А.С.; Мартиросяном Р.; ООО "МЗСА-Мечта"; Мигдаль М.А.; Местной религиозной организацией (МРОПП) храма Архангела Михаила и чуда его в Хнех в Былове гор. Москвы Московской Епархии РПЦ; ООО "Альтера"; Хариновой Е.А.
В соответствии с заключенными договорами ГУП МО "Мособлгаз" обязано подключить к сети газораспределения объекты, расположенные на указанных в них земельных участках.
Для осуществления подключений объектов к сети газораспределения в рамках заключенных договоров о подключении ГУП МО "Мособлгаз" обязано построить газопроводы от сети газораспределения ГУП МО "Мособлгаз" до точек подключения (технологического присоединения) на границах земельных участков заявителей.
С целью строительства сетей газораспределения ГУП МО "Мособлгаз" 13 октября 2016 г. направило в Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) заявление от 12 октября 2016 г. N 5177 о согласовании предоставления 14-ти земельных участков с целью дальнейшего заключения договоров аренды земельных участков на период строительства газопроводов. К данному заявлению были приложены схемы земельных участков.
Письмом от 28 октября 2016 г. за N ДГИ-1-87927/16-1 Департамент городского имущества города Москвы указал, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2016 г. N 108-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы", внесшим изменения в постановление Правительства Москвы от 27 августа 2012 г. N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства", постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 г. N 299-ПП "Об утверждении правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве" размещение подземных линейных сооружений, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, осуществляется без оформления договора на размещение, разрешения (разрешения на использование земель или земельного участка).
Считая свои права нарушенными, ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа от 28 октября 2016 г.N ДГИ-1-87927/16-1 в предварительном согласовании предоставления 14 земельных участков на территории новой Москвы для строительства объектов газового хозяйства.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мигдаль М.А., Клепин П.А., ООО "Автотур", Дергунов П.В., Мартиросян Рубен, МРОПП храма Архангела Михаила и чуда его в Хонех в Былове г. Москвы Московской Епархии РПЦ, ЗАО "Концерн РРС", ООО "Альтера", Лебеденко А.С., ООО "МЗСА-Мечта", Курдыбах А.В., Лебедев К.А., Елатницев А.Ф., Харина Е.А.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку не учтены положения Постановления Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП.
В отзыве на кассационную жалобу ГУП МО "Мособлгаз" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ГУП МО "Мособлгаз" возражал против ее удовлетворения.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП, к полномочиям Департамента относится предварительное согласование предоставления земельного участка, а пунктом 4.2.2 названного Положения предусмотрено полномочие Департамента по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность, на которые не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территорий общего пользования), для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен 30-дневный срок на рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из названной нормы следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения таких объектов на основании пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации не установлен.
Статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков для строительства объектов трубопроводного транспорта.
В силу пункта 8 названной статьи земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа Департамента и нарушении прав и законных интересов ГУП МО "Мособлгаз", поскольку оно лишено права на осуществление строительства газопроводов в соответствии с требованиями законодательства.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям вышеприведенных норм права.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы указывает на неприменение положений Постановления Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку данное постановление распространяется на объекты не капитального строительства, в то время как газопроводы, газораспределительные сети, являются линейными объектами капитального строительства.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2017 г. по делу N А40-27174/17-93-235 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.