Москва |
|
30 ноября 2017 г. |
Дело N А40-229046/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2017.
Полный текст постановления изготовлен 30.11.2017.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей А.Л. Новоселова, Е.Ю. Филиной,
при участии в заседании:
от истца - Гринемаер ЕА, дов. от 03.07.2017,
от ответчика - Шиляев АП, дов. от 10.03.2017,
от третьих лиц - Коблов ДС, дов. 29.12.2016,
рассмотрев 23 ноября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 14 июня 2017 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Н.М. Паньковой, на постановление от 31 августа 2017 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Алексеевой Е.Б., Александровой Г.С., Векличем Б.С. по делу N А40-229046/2015,
по иску Открытого акционерного общества Авиакомпания "Уральские авиалинии" (ОГРН 1026605388490)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
третье лицо - Федеральное агентство воздушного транспорта Российской Федерации (Росавиация) (ОГРН 1047796301002),
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Авиакомпания "Уральские авиалинии" (далее - ОАО АК "Уральские авиалинии", истец, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному агентству воздушного транспорта (далее - Росавиация) о взыскании 1 958 461 руб. убытков.
Исковое требование мотивировано тем, что убытки возникли в связи с оказанием истцом услуг по авиаперевозке участников и инвалидов Великой Отечественной Войны и сопровождающих их лиц, всего 284 пассажира, в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов по льготным тарифам (бесплатно).
Субсидии на покрытие расходов на такие перевозки предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации N 237 от 17.03.2015 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал, что судами не применены разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в части привлечения к участию в деле надлежащего ответчика, вывод судов о том, что ответчик правомерно на основании пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации принял решение об отказе в предоставлении истцу субсидии в связи с нарушением установленного порядка ее получения, поскольку в нарушение подпункта "а" пункта 6 Правил предоставления субсидий надлежащим образом оформленная заявка на получение субсидии в срок до 01.07.2015 в Росавиацию не поступила, противоречит как имеющимся в деле доказательствам, которые судами в совокупности не исследованы, так и положениям Правил предоставления субсидий, поскольку возврат заявок Правилами не предусмотрен, а в чем заключается несоблюдение формы отчета о потерях в доходах в ответе Росавиации не указано.
При новом рассмотрении спора проведена замена ответчика Росавиации на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (министерство, ответчик).
Росавиация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Министерство финансов Российской Федерации подало кассационную жалобу, просит их отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Ответчик указывает, что предоставление субсидий возможно исключительно в пределах бюджетных ассигнований, такие ассигнования выделены Росавиации, Российская Федерация в лице Минфина России права и законные интересы истца не нарушала, Минфин России не является надлежащим ответчиком по иску, истец несвоевременно обратился за разрешением вопроса о возмещении потерь, связанных с предоставлением бесплатного проезда.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на жалобу. Третье лицо согласилось с состоявшимися по делу судебными актами.
Заслушав стороны, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления в связи со следующим.
Правилами предоставления субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 237 от 17.03.2015 (далее - Правила предоставления субсидий) предусмотрено предоставление субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда в период с 03.05.2015 по 12.05.2015 участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета, в том числе Федеральному агентству воздушного транспорта, на указанные цели.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО АК "Уральские авиалинии" обеспечило перевозку участников и инвалидов Великой Отечественной Войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов в количестве 284 пассажира.
Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий организации транспорта для получения субсидии представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 4 настоящих Правил:
а) до 01.07.2015 заявку на получение субсидии по форме согласно приложению N 1, а также сведения о государственной регистрации организации транспорта. Заявка является основанием для передачи Министерством транспорта Российской Федерации в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 4 настоящих Правил, бюджетных ассигнований на предоставление субсидий;
б) до 01.09.2015 отчет о потерях в доходах, подлежащих возмещению из федерального бюджета, по форме согласно приложению N 2 (далее - отчет). К отчету прилагаются документы, подтверждающие размер тарифа, действующего в период с 03.05.2015 по 12.05.2015 для соответствующих вида транспорта, маршрута и условий перевозки.
Как установил суд первой инстанции, 25.06.2015 ОАО АК "Уральские авиалинии" в адрес Федерального агентства воздушного транспорта направило заявку на получение субсидии на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной Войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов, а также отчет о потерях в доходах с приложением предусмотренных Правилами предоставления субсидий документов.
Сумма недополученных истцом денежных средств в связи с перевозкой указанных лиц, по расчетам перевозчика, составила 1 958 461 руб.
Письмом от 02.07.2015 N 5.13-1461 Федеральное агентство воздушного транспорта возвратило ОАО АК "Уральские авиалинии" документы, со ссылкой на несоответствие заявки форме, установленной в приложении N 1 Правил предоставления субсидий, а именно: указанное в строке 1 заявки наименование организации транспорта не соответствует полному наименованию юридического лица, указанному в свидетельстве о государственной регистрации коммерческой организации N 03952-1 серия I-ОИ; вид транспорта "воздушный" в строке 2 не указан; слова "включая НДС" в строке 3 отсутствуют; в строке 4 указан только один адрес без указания его вида (юридический или почтовый).
Кроме того, Росавиацией в отказе было указано, что форма отчета, установленная приложением 2 к Правилам предоставления субсидий, истцом также не соблюдена.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что убытки, составляющие потери истца в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда отдельной категории граждан, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, установившей соответствующую субсидию, при этом надлежащим представителем Российской Федерации по заявленному требованию является главный распорядитель бюджетных средств.
Суд кассационной инстанции поддерживает изложенные выводы судов.
Так, в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Положениями пунктов 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Указом Президента Российской Федерации от 23.01.2015 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" установлено: предоставить с 03.05.2015 по 12.05.2015, в период проведения мероприятий, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, гражданам Российской Федерации, а также постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, относящимся к категории участников и инвалидов Великой Отечественной войны, указанным в пункте 1 части 1 статьи 2 и статье 4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", и сопровождающим их лицам право бесплатного проезда по территории Российской Федерации, в сообщении между субъектами Российской Федерации железнодорожным, морским, внутренним водным, воздушным и автомобильным (кроме такси) транспортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2015 N 259 утверждены Правила предоставления участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, их сопровождающим, бесплатного проезда в период проведения мероприятий, связанных с празднованием 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.
В Правилах N 259 определены условия перевозок, на которых предоставляется право бесплатного проезда, а также перечень документов, предъявляемых участниками или инвалидами Великой Отечественной войны, а также лицами, их сопровождающими, в транспортную организацию для обеспечения бесплатного проезда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 237 в соответствии со статьей 6 и пунктом 35 части 2 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" утверждены Правила предоставления субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период с 03.05.2015 по 12.05.2015.
Предоставление субсидий организациям транспорта на возмещение потерь в доходах в связи с обеспечением бесплатного проезда участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета осуществляется Федеральному агентству железнодорожного транспорта, Федеральному агентству морского и речного транспорта, Федеральному агентству воздушного транспорта и Федеральному дорожному агентству на указанные цели, после внесения в установленном порядке в сводную бюджетную роспись изменений, предусматривающих передачу Министерством транспорта Российской Федерации соответствующих бюджетных ассигнований указанным главным распорядителям средств федерального бюджета.
Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий организации транспорта для получения субсидии представляют до 01.07.2015 заявку на получение субсидии и до 01.09.2015 отчет о потерях в доходах, подлежащих возмещению из федерального бюджета. К отчету прилагаются документы, подтверждающие размер тарифа, действующего в период с 03.05.2015 по 12.05.2015 для соответствующих вида транспорта, маршрута и условий перевозки.
В силу пункта 10 Правил предоставления субсидий возврат отчета организациям транспорта осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в том числе Росавиацией, в случае выявления недостоверной информации либо неточностей, в том числе ошибок в расчетах и после получения информации от Пенсионного фонда Российской Федерации о достоверности (недостоверности) сведений в отношении включенных в отчет перевезенных лиц.
Правила предоставления субсидий в пункте 11 предусматривают для организаций транспорта возможность в течение 5 рабочих дней устранить допущенные нарушения и (или) неточности и представить уточненные отчеты в федеральные органы исполнительной власти, указанные в п. 4 Правил, то есть в данном случае - в Росавиацию.
Возврат заявок на предоставление субсидий, в отличие от возможности возврата отчета о потерях и доходах, Правилами предоставления субсидий не предусмотрен.
Судами установлено, что заявка на субсидию была направлена истцом в срок (получена ответчиком 25.06.2015), а отчет направлен задолго до истечения срока на его предоставление (срок истекал 01.09.2015).
С учетом изложенного, довод ответчика о несвоевременном направлении истцом документов для получения субсидии признается судом кассационной инстанции противоречащим обстоятельствам дела.
Суды пришли к выводу, что представленными истцом в материалы дела доказательствами подтверждается несение расходов в заявленном размере и по основаниям, дающим ему право на компенсацию выпадающих доходов в связи оказанием услуг по авиаперевозке участников и инвалидов Великой Отечественной Войны, а также сопровождающих их лиц в период празднования 70-й годовщины победы в ВОВ 1941 - 45 годов по льготным тарифам (бесплатно). Таким образом, Росавиация необоснованно возвратила заявку истцу и не обеспечила предоставление ему соответствующей субсидии, в связи с чем обществом были понесены убытки в размере заявленных требований (выпадающие доходы в связи оказанием услуг по авиаперевозке льготным категориям граждан).
Довод Минфина России о том, что надлежащим представителем ответчика Российской Федерации является Росавиация, поскольку убытки причинены незаконными действиями Росавиации, отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Ответчиком по иску о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование (Российская Федерация), а не государственный орган. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции поддерживает вывод судов о том, что надлежащим представителем Российской Федерации в данном споре является Министерство финансов Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств Российской Федерации, имеющий право распределять бюджетные ассигнования (в том числе спорные субсидии) бюджетных обязательств между распорядителями бюджетных средств в конкретных отраслях деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что заявленная по настоящему делу сумма расходов, возникших в связи с установлением льгот по провозной плате, является суммой, не была заложена Росавиацией для предоставления из федерального бюджета соответствующих субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот, а следовательно, не выделялась Росавиации для использования на выплату субсидии по возмещению убытков организации, осуществляющей перевозку пассажиров, в отношении которых государством установлены льготы.
На основании статей и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку Росавиация не получала денежные средства на выплату такой субсидии, а вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации правомерно привлечено судом первой инстанции в качестве представителя ответчика Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с привлечением Минфина России к участию в деле в качестве ответчика, в то время как Минфин России в качестве ответчика в деле не участвует, а является лишь представителем ответчика - Российской Федерации, как главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, при этом иная оценка доказательств и установление обстоятельств процессуальным законодательством к ведению кассационного суда не отнесены.
Указания суда кассационной инстанции судами первой и апелляционной инстанций выполнены, оснований для направления дела на новое повторное рассмотрение судебной коллегией суда кассационной инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судами не допущено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не нарушены.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июня 2017 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2017 года по делу N А40-229046/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
А.Л. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
...
На основании статей и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 ноября 2017 г. N Ф05-14032/16 по делу N А40-229046/2015
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14032/16
31.08.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34046/17
14.06.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-229046/15
05.10.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14032/16
15.06.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21270/16
10.03.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-229046/15