город Москва |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А41-20274/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истцов: от Комитета лесного хозяйства Московской области: Теслюк В.М., доверенность от 22.12.2016; от ТУ Росимущества в Московской области: Гуляева К.О., доверенность от 21.08.2017;
от ответчиков: от ООО "СтройПрогрессСервис": Иноземцева Е.В., доверенность от 29.12.2016; Погожева С.В., доверенность от 23.12.2016; от Администрации городского округа Котельники Московской области: Назарец С.С., доверенность от 17.11.2017;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 14 декабря 2017 года в судебном заседании кассационные жалобы
истцов - Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 30 мая 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление от 21 августа 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-20274/17
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области
об истребовании из незаконного владения земельного участка
к Администрации городского округа Котельники Московской области, ООО "СтройПрогрессСервис",
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, МСОАУ "Спорткомплекс Котельники",
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) и ТУ Росимущества в Московской области (далее - Управление) обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Котельники Московской области (далее - Администрация), ООО "СтройПрогрессСервис" (далее - общество) со следующими требованиями:
- истребовать из незаконного владения ответчиков земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184, площадью 8.600 кв.м, относящийся к кварталу 20 выделу 7 участкового лесничества Кузьминки (по материалам предыдущего лесоустройства лесной участок числится квартал 20 выдел 3 участкового лесничества Кузьминки);
- считать решение суда обязательным для исполнения Управление Росреестра по Московской области в части внесения изменений в сведения ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184, расположенного по адресу: Московская область, г. Котельники, 12 км МКАД, уч. 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, МСОАУ "Спорткомплекс Котельники".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истцов поддержали доводы кассационных жалоб.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, при патрулировании территории лесного фонда государственным лесным инспектором Московской области Теряевой Н.П. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050101:184 проведена вырубка древесно-кустарниковой растительности.
При сопоставлении публичной кадастровой карты с материалами лесоустройства 2015 года выявлен факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184 на земли лесного фонда квартал 20 выдел 7 участкового лесничества Кузьминки (по материалам предыдущего лесоустройства лесной участок числился как квартал 20 выдел 3 участкового лесничества Кузьминки), площадь наложения составляет 8.600 кв.м.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 8.600 кв.м, местоположение: Московская область, г. Котельники, 12 км МКАД, уч. 2, был предоставлен на праве аренды ООО "СтройПрогрессСервис" на основании договора аренды от 25.12.2008 N 360.
Посчитав, что Администрация незаконно предоставила обществу в аренду указанный земельный участок, относящийся к землям лесного фонда и являющийся собственностью Российской Федерации, истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности истцами факта наложения земель лесного фонда и границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В силу статьи 1 Закона о кадастре, в редакции, действовавшей на момент постановки спорного участка на кадастровый учет, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о кадастре, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка.
Из части 7 статьи 38 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о кадастре, при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Закона о кадастре установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Закона о кадастре).
В качестве доказательства наложения земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184 на земли лесного фонда истцами в материалы дела представлены справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда, подготовленная с использованием системы РГИС Московской области, а также выкопировка из лесоустроительного планшета N 1.
Между тем государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (далее - РГИС, РГИС Московской области) была создана на основании постановления Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (далее - Постановление N 1335/38). В соответствии с указанным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в Постановлении N 1335/38 указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Таким образом, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия Постановления N 1335/38, а сведения в нее в части описания границ лесного фонда стали вноситься в 2013 - 2014 годах на основании сведений, предоставляемых Комитетом.
В то время как сведения о земельных участках, из которых был образован спорный земельный участок, были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2003 году, то есть задолго до введения РГИС Московской области.
Более того, РГИС функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации" (далее - Закон N 80/2009-ОЗ), согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона N 149-ФЗ, информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не являются надлежащими доказательствами того, что спорный земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), Закона о кадастре могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Суды установили, что истцами в материалы дела не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции сторонам было предложено рассмотреть вопрос о возможности назначения по настоящему делу судебной экспертизы по вопросу о наложении земель лесного фонда и границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184.
Однако истцы и ответчики ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявили.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности истцами факта наложения земель лесного фонда и границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184.
Таким образом, выводы судов об отказе в иске является правомерными.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184 сформирован на землях населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством, истцы не представили доказательств наложения указанного земельного участка на земли лесного фонда.
Из приобщенной к материалам дела кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184 следует, что спорный участок имеет смежные границы с лесным земельным участком с кадастровым номером 50:22:0000000:96788.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости, участок лесного фонда с КН 50:22:0000000:96788, имеет адрес: Московская область, Люберецкий муниципальный район, Подольское лесничество, Кузьминки участковое лесничество, квартал 15 выделы 1 - 5, 5а, 6 - 11; квартал 19, выделы 1, 3 - 6, 6а, 7, 10 - 18; квартал 20, выделы 1 - 6, 6а, 7, 7а, 76, 8 - 15; квартал 26, выделы 3 - 13, квартал 27, выделы 1, 2, 2а, 3 - 14, 14а, 15 - 19, 19а, 20 - 23; квартал 31, выделы 1 - 11, 11а, 12, площадь участка составляет 2.111.200 кв.м.
Суды установили, что участок поставлен на кадастровый учет 25.12.2012.
Истцы ссылались на то обстоятельство, что земельный участок ответчика имеет наложение на выдел 7 квартала 20 Подольского лесничества, Кузьминского участкового лесничества.
В то же время, согласно выписке из ЕГРН в отношении лесного земельного участка с КН 50:22:0000000:96788 указанные истцом выделы находятся в пределах границ лесного земельного участка.
Следовательно, истец подразумевает наложение границ земельного участка принадлежащего ответчику с кадастровым номером 50:22:0050101:184 на границы земельного участка лесного фонда с КН 50:22:0000000:96788.
К материалам дела приобщено кадастровое дело в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184.
В кадастровом деле имеется решение от 17.06.2008 отдела по Люберецкому району Управления Роснедвижимости по Московской области, из которого следует, что основания для приостановки или отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184 не выявлены, в связи с чем, орган кадастрового учета принимает решение о проведении кадастрового учета земельного участка.
Смежный с указанным, земельный участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 50:22:0000000:96788, как указано в выписке из ЕГРН, поставлен на кадастровый учет 25.12.2012.
Сведения о границах лесного участка внесены в кадастр 11.10.2015 кадастровым инженером Корнеевым Ю.П.
Таким образом, орган кадастрового учета, при постановке на кадастровый учет рассмотрел представленные Комитетом лесного хозяйства Московской области материалы землеустройства и лесоустройства и принял решение о проведении кадастрового учета лесного участка, не выявив при этом пересечения границ с земельным участком с кадастровым номером 50:22:0050101:184 в пределах выдела 7 квартала 20 Подольского лесничества, Кузьминского участкового лесничества.
Как разъяснено в совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Истцами в материалы дела не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда.
К таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 201-ФЗ, Закона о кадастре могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184 к категории земель "земли лесного фонда" в связи с принадлежностью данного участка к "колхозным лесам" также не представлено.
Материалами дела подтверждается также то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184 принадлежит ООО "СтройПрогрессСервис" на законных основаниях.
Суды установили, что в материалы представлены документы, свидетельствующие о законном владении ответчиком земельным участком с кадастровым номером 50:22:0050101:184.
Спорный земельный участок принадлежит ответчику на основании постановления главы городского округа Котельники Московской области от 22.12.2008 N 1209-Г1Г и договора аренды земельного участка от 25.12.2008, о чем 10.07.2009 в ЕГРП внесена запись регистрации за N 50-50-22/029/2009-058.
Предоставлению ответчику спорного земельного участка в аренду предшествовало его формирование, утверждение его границ, процедура кадастрового учета и опубликование в СМИ сведений о его предоставлении для определенных целей.
Так, постановлениями Администрации городского округа Котельники от 12.02.2008 N 129-ПГ, от 14.07.2008 N 669-ПГ, от 14.07.2008 N 671, от 05.11.2008 N 1056-ПГ утверждены акт выбора и границы спорного земельного участка.
После постановки земельного участка на кадастровый учет, Администрация разместила в муниципальной газете "Котельники сегодня" от 20.11.2008 N 46 (529) объявление с предложением передать земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184 в аренду для общественно-деловых целей и строительства.
В связи с отсутствием других претендентов, земельный участок был передан в аренду на 49 лет без проведения аукциона ответчику - ООО "СтройПрогрессСервис" на основании постановления от 22.12.2008 N 1209-ПГ.
Указанные выше ненормативные акты не оспорены, не отменены, не признаны установленном законом порядке незаконными.
Договор аренды земельного участка от 25.12.2008, заключенный между ООО "СтройПрогрессСервис" и Администрацией, не расторгнут, не оспорен, не признан недействительным, незаключенным или ничтожным по каким-либо основаниям.
Доказательств распоряжения Администрацией лесным земельным участком, ранее переданным сельхозформированию в бессрочное пользование, материалы настоящего дела также не содержат.
Судами также принято во внимание то обстоятельство, что выдел 7 квартала 20 Подольского лесничества, Кузьминки участкового лесничества имеет отличное от земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184 пространственное расположение.
Истцы ссылались на то обстоятельство, что земельный участок принадлежащий ответчику, имеет наложение на выдел 7 квартала 20 (или выдел 3 квартала 20 в соответствии с более ранним лесным планшетом) Подольского лесничества, участкового лесничества Кузьминки.
В то же время, согласно кадастровому паспорту на земельный участок с КН 50:22:0000000:96788 указанные истцами выделы находятся в пределах границ лесного земельного участка, а сам участок передан в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному спортивно-оздоровительному автономному учреждению городского округа Котельники Московской области "Спорткомплекс Котельники".
Лесной земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:96788 сформирован и поставлен на кадастровый учет 25.12.2012, что подтверждается кадастровым паспортом.
В дальнейшем указанный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному спортивно-оздоровительному автономному учреждению городского округа Котельники Московской области "Спорткомплекс Котельники" на основании приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 27.12.2013 N 30-1636-П (далее - Приказ).
В соответствии с пунктом 1 Приказа, в постоянное (бессрочное) пользование для ведения рекреационной деятельности передается лесной участок площадью 211,12 га, имеющий местоположение: "Московская область, Люберецкий муниципальный район, Подольское лесничество, участковое лесничество Кузьминки, квартал 20 выделы 1 - 6, 6а, 7, 7а, 76, 8 - 15".
Пунктом 2 Приказа установлено, что граница лесного участка определена в кадастровом паспорте земельного участка, являющегося неотъемлемой частью настоящего приказа.
При осмотре данного кадастрового паспорта, в его графической части хорошо виден земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184 и можно определить, что лесной участок сформирован вне границ земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184.
Кроме того, согласно пункту 6(б) Приказа, лесопользователь в течение 60 календарных дней с момента регистрации приказа обязан разработать и представить в Комитет лесного хозяйства Московской области проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Государственная экспертиза проекта освоения лесов проводится Комиссией Комитета лесного хозяйства Московской области по проведению государственной экспертизы в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (действовал до 30.09.2016).
Согласно приказу Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", состав проекта освоения лесов содержит, кроме прочих, следующие сведения и документы: выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка; перечень предоставленных в аренду, в постоянное (бессрочное пользование) лесных кварталов, лесотаксационных выделов, год последнего лесоустройства лесничества, лесопарка; ведомость лесотаксационных выделов и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке и их пространственное размещение (тематическая лесная карта; повыдельная лесная карта пространственного размещения проектируемых мероприятий по охране объектом животного и растительного мира, водных объектов; повыдельная лесная карта пространственного размещения проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий.
Приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 27.12.2013 N 30-1636-П о предоставлении лесного участка МСОАУ "Спорткомплекс Котельники" (пункт 6(в)) содержит также обязанность последнего представлять ежегодно лесные декларации, содержащие отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов.
Таким образом, лесопользователь, МСОАУ "Спорткомплекс Котельники", не только владеет таксационным выделом 7 квартала 20 Подольского лесничества, участкового лесничества Кузьминки, но проектирует и выполняет лесоустроительные мероприятия в отношении него, о чем регулярно отчитывается в Комитет лесного хозяйства Московской области.
В свою очередь, Комитет рассматривает с 2013 года документы, включая лесные карты пространственного размещения проектируемых мероприятий (в которых отображаются все кварталы и таксационные выделы лесного участка), предоставляемые МСОАУ "Спорткомплекс Котельники", утверждает их и не выявляет местонахождение таксационного выдела 7 квартала 20 Подольского лесничества, участкового лесничества Кузьминки, за пределами установленных и описанных в кадастре границ лесного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96788, переданного в постоянное (бессрочное) пользование МСОАУ "Спорткомплекс Котельники".
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из тех обстоятельств, что границы спорного земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050101:184 являются установленными, границы его не изменялись, а площадь его не увеличивалась, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184 и участок лесного фонда с кадастровым номером 50:22:0000000:96788 формировались обособленно и отдельно друг от друга - первый - на землях населенных пунктов города Котельники Московской области, второй - на землях лесного фонда.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что доказательства пересечения границ указанных земельных участков, а также доказательства права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050101:184 не предоставлены.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2017 года по делу N А41-20274/17 оставить без изменения, кассационные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
...
К таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 201-ФЗ, Закона о кадастре могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
...
Государственная экспертиза проекта освоения лесов проводится Комиссией Комитета лесного хозяйства Московской области по проведению государственной экспертизы в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (действовал до 30.09.2016)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2017 г. N Ф05-15137/17 по делу N А41-20274/2017