г. Москва |
|
12 января 2018 г. |
Дело N А40-246655/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2018.
Полный текст постановления изготовлен 12.01.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Головахо А.А. (представителя по доверенности от 08.09.2017);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Колмыковой М.Ю. (представителя по доверенности от 21.12.2017);
от публичного акционерного общества "Московская городская телефонная сеть" - извещено, представитель не явился
рассмотрев 10.01.2018 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение от 31.05.2017
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Чекмаревой Н.А.,
на постановление от 31.08.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Кочешковой М.В., Марковой Т.Т.,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: публичное акционерное общество "Московская городская телефонная сеть"
о признании незаконным отказа в регистрации,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным решение от 31.10.2016 N 77/012/011/2016-2394 об отказе в государственной регистрации права собственности общества на земельный участок, расположенный по адресу: Москва, ул. Артюхиной, вл. 18, площадью 687,4 кв. м. с кадастровым номером 77:04:0004007:118;
- обязать управление зарегистрировать право собственности общества на данный земельный участок.
В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует публичное акционерное общество "Московская городская телефонная сеть" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей управления и общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением от 20.09.2016 о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Москва, ул. Артюхиной, вл. 18, площадью 687,4 кв. м. с кадастровым номером 77:04:0004007:118. В качестве правоустанавливающих документов общество представило следующие документы:
- сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р (нотариально заверенные копии в 2-х экземплярах);
- передаточный акт на имущество и обязательства федерального государственного унитарного предприятия "Московская железная дорога" (далее - ФГУП "Московская железная дорога"): приложение N 144 к сводному передаточному акту. Второй экземпляр передаточного акта на имущество и обязательства ФГУП "Московская железная дорога" (нотариально заверенные копии в 2-х экземплярах);
- выписка из приложения 1 части 2 к передаточному акту на имущество и обязательства ФГУП "Московская железная дорога", передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД";
- состав подлежащего передаче в уставный капитал ОАО "РЖД" имущественного комплекса ФГУП "Московская железная дорога" формы 17.3 (подлинник в одном экземпляре и нотариально заверенная копия в одном экземпляре).
Управление письмом от 31.10.2016 N 77/012/011/2016-2394 сообщило обществу об отказе в государственной регистрации права собственности на упомянутый земельный участок, указав со ссылкой на абзацы 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), следующие основания:
- по данным ЕГРП ФГУП "Московская железная дорога" правообладателем вышеуказанного земельного не является, в связи с чем осуществить переход права собственности к обществу не представляется возможным;
- не представлен подлинник передаточного акта от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р;
- в выписке из приложения 1 части 2 к передаточному акту на имущество и обязательства ФГУП "Московская железная дорога Министерства путей сообщения РФ" содержатся сведения о балансовой стоимости передаваемого объекта - 440 670 рублей, в то время как стоимость передаваемого имущества по передаточному акту от 30.09.2003 составляет 151 841 912 тысяч руб.;
- не представлены документы о формировании и учете в порядке, установленном на дату 30.09.2003, регистрируемого земельного участка как объекта гражданских правоотношений, для целей государственной регистрации;
- граница регистрируемого земельного участка не установлена в соответствии с земельным законодательством;
- имеется расхождение в площади регистрируемого земельного участка (687,4 кв. м.) и в сведениях земельного участка в ЕГРП (687 кв. м.);
- на регистрируемом земельном участке находится ОКС - телефонная канализация.
Не согласившись с управлением, общество оспорило данный отказ в судебном порядке.
Как следует из пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Согласно статье 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом, то есть государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 16, пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности проводится на основании заявления правообладателя при предоставлении документов, подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход такого права. Указанные документы должны соответствовать требованиям, изложенным в статье 18 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации при предоставлении документов для регистрации прав на недвижимое имущество государственным регистратором осуществляется правовая экспертиза документов, целью которой является установление юридических фактов, являющихся бесспорным основанием для возникновения, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона о кадастре кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (то есть до 01.03.2008) в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости
Как установили суды, согласно кадастровому плану земельного участка N Л 1/06-0058, выданному Департаментом земельных ресурсов города Москвы, земельный участок с кадастровым номером 77:04:04007:118 сформирован и поставлен на кадастровый учет 15.03.2006.
В данном кадастровом плане сведения о координатах характерных точек земельного участка присутствуют в разделе В.6 "Описание поворотных точек границ земельного участка", что подтверждает наличие границ земельного участка и возможность их определения. Кроме того, в разделе 16 этого кадастрового плана земельного участка имеется информация, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
На дату выдачи указанного кадастрового плана Департамент земельных ресурсов города Москвы осуществлял функции по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель в г.Москве в соответствии с пунктом 2.4 Положения о Московском земельном комитете от 11.10.1999, утвержденного распоряжением Мэра Москвы и Госкомземом Российской Федерации от 07.10.1996 N 371/1-РМ-1-30/1967 (Указом Мэра Москвы от 30.12.2003 N ЮЗ-УМ "Об органах исполнительной власти г.Москвы" Московский земельный комитет был переименован в Департамент земельных ресурсов города Москвы).
Согласно кадастровому плану от 15.03.2006 N Л1/05-0058 площадь земельного участка с кадастровым номером 77:04:04007:118 составляет 687,4 кв.м. В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости в настоящее время площадь земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:118 составляет 687 кв.м., что является математическим округлением площади 687,4 кв.м.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:118 выдан уполномоченным органом, следовательно, кадастровый план подтверждает формирование и учет в законном порядке земельного участка, а также содержит все необходимые сведения об уникальных характеристиках земельного участка, внесенные в Реестр.
ОАО "РЖД" создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585. В уставный капитал общества в качестве вклада было передано имущество федерального железнодорожного транспорта. Внесение земельных участков в уставный капитал ОАО "РЖД" осуществлялось в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", согласно которому внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Основанием государственной регистрации права на земельные участки является сводный передаточный акт, что отражено, в том числе, в методических рекомендациях по порядку проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества железнодорожного транспорта, внесенные в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержденный приказом Минюста России от 22.01.2004 N 12 (пункт 5). Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта передаваемые в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержден распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р.
Как верно указали суды, идентификация земельных участков осуществляется по кадастровому номеру, который является уникальным, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах оснований полагать, что заявленный к государственной регистрации земельный участок отсутствует, не сформирован, не является предметом передачи, не поставлен на государственный кадастровый учет и не имеет границ, не имеется.
Ссылку управления в обоснование законности оспариваемого отказа в государственной регистрации на то, что на упомянутом земельном участке расположена телефонная канализация, суды также обоснованно отклонили.
Согласно информации, содержащейся в кадастровой выписке от 24.10.2016 N 99/2016/8856492, объект капитального строительства (ОКС) - сооружение (телефонная канализация) с кадастровым номером 77:04:0004007:11719 расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 77:04:0004007:48, 77:04:0004001:155. Земельный участок с кадастровым номером 77:04:0004007:118 в перечне земельных участков, в пределах которых расположен объект капитального строительства (ОКС) - сооружение (телефонная канализация) с кадастровым номером 77:04:0004007:1171, не указан.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлены виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12. 2014 N 1300 утвержден перечень земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В данный перечень включены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи (пункт 11).
Более того, телефонная канализация предназначена для обслуживания и эксплуатации основного объекта недвижимого имущества, в связи с чем является вспомогательным объектом недвижимого имущества.
В соответствии с положениями статей 23, 78, 89, 90 Земельного кодекса нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников коммуникаций.
Тем самым, размещение телефонной канализации осуществляется без предоставления земельного участка и предусмотренное статьей 39.20 Земельного кодекса исключительное право на оформление земельного участка в собственность или аренду у собственника ОКС отсутствует.
Также суды учли, что в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю земельных участков занимаемых объектами недвижимости входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.
В статье 1 и 35 Земельного кодекса в качестве одного из основных принципов земельного законодательства закрепляется принцип единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов, что подтверждается нормами статьи 273 Гражданского кодекса при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием, строением, сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Из положений пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса следует, что в случае, если здание, находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
На земельном участке с кадастровым номером 77:04:0004007:118 расположен объект недвижимого имущества - 3-х этажное здание дома, на которое зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД", о чем в ЕЕГРП 16.07.2009 сделана запись регистрации N 77-77-20/017/2007-202.
Данное обстоятельство, как указали суды, также подтверждает факт приобретения ОАО "РЖД" в процессе приватизации государственного имущества права собственности на рассматриваемый земельный участок, внесенный в его уставный капитал.
Суды верно указали, что обществом при обращении в управление в качестве документа-основания возникновения заявляемого для государственной регистрации права был представлен полный пакет, а именно: нотариально заверенные копии передаточных актов, выписку из приложения 1 части 2 к передаточному акту на имущество, согласно которой в уставный капитал ОАО "РЖД" внесен оспариваемый земельный участок, подлинник и нотариальную копия состава подлежащего передаче в уставный капитал ОАО "РЖД" имущественного комплекса ФГУП "Московская железная дорога".
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы управления об отсутствии у общества права на государственную регистрацию права собственности в отношении названного земельного участка, в связи с тем, что граница земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:118 не установлена, не подтверждено формирование и учет земельного участка, имеются различия в сведениях о балансовой стоимости оспариваемого права собственности, а также что на территории оспариваемого участка расположена телефонная канализация, по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Кроме того, данные доводы исследовались судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах суд округа находит выводы судов законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм права отклоняются как основанные на неверном толковании этих норм.
Ссылка управления на постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2015 по делу N А40-167982/14 отклоняется, поскольку данный судебный акт основан на иных обстоятельствах, а именно: на земельном участке, заявленном обществом к государственной регистрации права собственности, были расположены объекты недвижимости, принадлежность которых обществу не была доказана.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 по делу N А40-246655/16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.