город Москва |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А41-77834/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца: Степанов В.А., доверенность от 21.12.2016;
от ответчика: Шахов Д.И., доверенность от 27.03.2017; Щербаков Д.И., доверенность от 24.08.2017;
от третьих лиц: от ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России: Степанов В.А., доверенность от 11.07.2017; от Управления Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Росимущества, ТУ Росимущества в городе Москве, ЗАО "Историко-Архитектурный комплекс "Никольское-Урюпино", Минкультуры России, Минкультуры Московской области, Военной прокуратуры Солнечногорского гарнизона, Московской городской военной прокуратуры, ГУ культурного наследия Московской области: представители не явились, извещены;
рассмотрев 13 февраля 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России"
на решение от 03 августа 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 23 октября 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Бархатовым В.Ю., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-77834/14
по иску Минобороны России
о признании права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования, признании отсутствующим права собственности на земельные участки
к ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России"
и по встречному иску ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России"
о признании жилых домов, здания казармы, станции перекачки самовольными постройками и обязании осуществить снос самовольных построек
к Минобороны России,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Росимущество, ТУ Росимущества в городе Москве, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ЗАО "Историко-Архитектурный комплекс "Никольское-Урюпино", Минкультуры России, Минкультуры Московской области, Военная прокуратура Солнечногорского гарнизона, Московская городская военная прокуратура, ГУ культурного наследия Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" со следующими требованиями:
- признать право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037, общей площадью 146.000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи с. Николо-Урюпино;
- признать право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на земельный участок с кадастровым номером 50:11:00401109:309, общей площадью 974.504 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи с. Николо-Урюпино;
- признать отсутствующим право собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037, общей площадью 146.000 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи с. Николо-Урюпино;
- признать отсутствующим право собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельный участок с кадастровым номером 50:11:00401109:309, общей площадью 974.504 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи с. Николо-Урюпино.
Определением Арбитражного суда Московской области от 09.03.2017 принято к производству встречное исковое заявление, в котором ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просило суд (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений):
1. Признать самовольной постройкой, возведенные Минобороны России - жилой дом на 5 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв.м;
- здание казармы, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 338 кв.м, инвентарный номер: 46:223:002:000137710:0001, литера А, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда ПО, кадастровый (или условный) номер: 50-50-98/053/2011-051, находящееся на праве оперативного управления у третьего лица - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в соответствии с записью о регистрации от 29.06.12 N 50-50-98/036/2012-357, номер 94 приложения N 8 к заключению эксперта от 07.07.2016 N 334028;
- жилой дом на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно жилищного фонда 404, площадью 156 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А;
- жилой дом на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно жилищного фонда 405, площадью 155 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А;
- жилой дом на 8 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно жилищного фонда 403, площадью 271 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182140:0001, литера А, место расположения: в/г 8/1 (пункт 29);
- станцию перекачки N 2 (насосная станция), назначение: нежилое, 1-этажная, общая площадь: 47,8 кв.м, инвентарный номер: 46:223:002:000259830:0001, литера А, расположенная по адресу: Московская область, Красногорский район, пос. Николо-Урюпино, в/ч 58142 (пункт 11, инвентарный номер по списку 568).
2. Обязать Минобороны России осуществить за свой счет снос самовольной постройки:
- жилого дома на 5 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв.м;
- здание казармы, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 338 кв.м, инвентарный номер: 46:223:002:000137710:0001, литера А, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда ПО, кадастровый (или условный) номер: 50-50-98/053/2011-051, находящееся на праве оперативного управления у третьего лица - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в соответствии с записью о регистрации от 29.06.2012 N 50-50-98/036/2012-357.
- жилого дома на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 404, площадью 156 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001;
- жилого дома на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 405, площадью 155 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001;
- жилого дома на 8 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 403, площадью 271 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182140:0001, литера А;
- станцию перекачки N 2 (насосная станция), назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь: 47,8 кв.м, инвентарный номер 46:223:002:000259830:0001, литера А.
При этом требование о признании жилого дома на 5 квартир, по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв.м, возведенные Минобороны России, самовольной постройкой и обязании Минобороны России осуществить за свой счет снос самовольной постройки - жилого дома на 5 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв.м, заявлено ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" в рамках дела N А41-2391/17.
Определением Арбитражного суда Московской области от 22.05.2017 дела N А41-77834/14 и N А41-2391/17 объединены в одно производство с присвоением номера дела А41-77834/14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Росимущество, ТУ Росимущества в городе Москве, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ЗАО "Историко-Архитектурный комплекс "Никольское-Урюпино", Минкультуры России, Минкультуры Московской области, Военная прокуратура Солнечногорского гарнизона, Московская городская военная прокуратура, ГУ культурного наследия Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 августа 2017 года первоначальные исковые требования Минобороны России удовлетворены в части.
Признано отсутствующим право собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на части земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 в приведенных в резолютивной части решения границах (МСК-50):
- на земельный участок N 1 (условный номер), площадью 817 кв.м, для использования жилого дома N 12 на четыре квартиры;
- на земельный участок N 2 (условный номер), площадью 810 кв.м, для использования жилого дома N 11 на четыре квартиры;
- на земельный участок N 3 (условный номер), площадью 790 кв.м, для использования жилого дома N 51 на пять квартир;
- на земельный участок N 4 (условный номер), площадью 840 кв.м, для использования жилого дома N 16 на восемь квартир;
Суд установил границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 за вычетом площади земельных участков N 1, N 2, N 3, N 4 (условный номер) в указанных в резолютивной части решения координатах (МСК-50) площадью 143.585 кв.м. Признано отсутствующим право собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельный участок с кадастровым номером 50:11:00401109:309 в координатах поворотных точек (МСК-50), указанных в резолютивной части решения:
- на земельный участок N 1 (условный номер), площадью 183 кв.м, для использования станции перекачки;
- на земельный участок N 2 (условный номер), площадью 655.685 кв.м, для использования машинодрома, бетонного завода и иных объектов войсковой части.
Судом установлена граница земельного участка с кадастровым номером 50:11:00401109:309 за вычетом площади земельных участков N 1, N 2 (условный номер) в следующих координатах (МСК-50), указанных в резолютивной части решения, площадью 318.551 кв.м.
В остальной части заявленных требований отказано.
В удовлетворении встречного иска ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица - Управление Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Росимущество, ТУ Росимущества в городе Москве, ЗАО "Историко-Архитектурный комплекс "Никольское-Урюпино", Минкультуры России, Минкультуры Московской области, Военная прокуратура Солнечногорского гарнизона, Московская городская военная прокуратура, ГУ культурного наследия Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель истца и третьего лица - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Совета народных комиссаров от 12.09.1921 N 12851 об отводе участка земли для Военно-инженерного полигона ГВИУ в Павловской волости Воскресенского уезда Московской губернии переданы все земли и здания имения Никольское-Урюпино, исключая 2 помещения, занятых музеем и парком.
На основании постановления Совета народных комиссаров от 12.09.1921 N 12851 зарегистрировано право собственности Российской Федерации
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 (местоположение: Московская область, Красногорский район, вблизи с. Николо-Урюпино, площадь 146.000 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, фактическое использование: для размещения конторского флигеля памятника истории и культуры "Усадьба Никольское Урюпино", дата внесения сведений в ГКН: 18.10.2002);
- на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:309 (местоположение установлено относительно ориентира, площадью 974.504 кв.м, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Красногорский район, в районе с. Николо-Урюпино, комплекс памятника истории и культуры - усадьбы "Никольское-Урюпино", категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: для сохранения усадьбы "Никольское-Урюпино", дата внесения сведений в ГКН: 31.07.2009).
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:309 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2012 серии 50-АГ N 805321, выданным взамен свидетельства от 21.06.2010 серии 50-АА N 160928, согласно которому в ЕГРН 21.06.2010 сделана запись регистрации N 50-50-11/055/2010-226.
Как указало Минобороны России, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:309 используется войсковой частью N 11361, на участке расположены парк войсковой части, машинодром, площадка для отработки практических нормативов по фортификации, стела, посвященная первому успешному запуску дважды Героя социалистического труда конструктора С.П. Королева.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.11.2003 серии 50-АД 632929, согласно которому в ЕГРН 24.11.2003 сделана запись регистрации N 50-01/00-19/2003-293.1.
Как указало Минобороны России, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 находится на балансовом учете ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
В Департамент имущественных отношений Минобороны России поступило обращение ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" по вопросам, связанным с перспективами восстановления и реставрации усадьбы "Никольское-Урюпино", расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309.
К обращению приложены выписки из ЕГРП, согласно которым собственником данных земельных участков является ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России".
Суды отметили, что в обоснование заявленных требований Минобороны России указало на то, что в Департаменте имущественных отношений Минобороны России отсутствует информация об отчуждении указанных выше земельных участков в собственность ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России".
Министерство обороны Российской Федерации полагает, что спорные объекты являются федеральной собственностью, и наличие записи в ЕГРН о правах ответчика по первоначальному иску нарушает право Российской Федерации в лице Минобороны России как участника гражданских правоотношений, в том числе его законных прав на распоряжение данными объектами, в связи с чем обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя в части требования Минобороны России, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Согласно пункту 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно пункту 59 Постановления N 10/22, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Вместе с тем, право собственности Российской Федерации в лице Минобороны России на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:00401109:309 уже возникло в силу закона под объектами недвижимости и территорией военной части, а также на основании постановления Совета народных комиссаров от 12.09.1921 N 12851 об отводе участка, что подтверждается соответствующими свидетельствами от 28.09.2012.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что требования о признании уже существующего права собственности Минобороны России на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:00401109:309 не подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование о признании отсутствующим права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:00401109:309, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Как указывалось выше право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:00401109:309 подтверждается свидетельствами от 28.09.2012 и от 24.11.2003.
Вместе с тем, в ЕГРН в отношении данных земельных участков внесены записи о праве собственности ответчика.
Государственная регистрация права на одно и то же недвижимое имущество за разными лицами по своему характеру нарушения является условием для предъявления одним лицом иска о признании права отсутствующим у другого лица, что позволяет по результатам исследования и оценки оснований возникновения такого права обеспечить восстановление нарушенного права.
Предъявление иска о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению только тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных (классических) исков, предусмотренных гражданским законодательством.
В целях установления оснований для предоставления спорных земельных участков Минобороны России и ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России", для определения границ выделяемых участков, определением суда от 28.04.2016 назначена судебная землеустроительная экспертиза.
По итогам проведения экспертизы эксперт пришел к следующим выводам:
1.1. На основании материалов дела, в том числе постановления Совета народных комиссаров от 19.09.1921 N 12851 Главному военно-инженерному управлению РККА и земельной записи от 18.06.1924 N 1601, определить границы земельного участка, описанного в земельной записи возможно частично, в районе земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309.
Эксперт определил границу земельного участка, описанного в земельной записи, в районе земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 на основании материалов дела, в том числе постановления Совета народных комиссаров от 19.09.1921 N 12851 Главному военно-инженерному управлению РККА и земельной записи от 18.06.1924 N 1601 и указал в графической (приложение 2 к заключению, т. 13, л.д. 46) и координатной форме (приложение 3 к заключению, столбец "Локальная модель", т. 13, л.д. 47).
Площадь указанного земельного участка определить невозможно.
1.2. На основании схемы усадьбы Голицыных и передаваемого земельного участка, являющейся приложением к приказу начальника КЭУ г. Москва от 22.11.1991 N 300-г, определить границы (определить площадь и координаты) земельного участка, переданного Комитету по культуре Московской области возможно ориентировочно.
Эксперт определил площадь и границу земельного участка на основании схемы усадьбы Голицыных и передаваемого земельного участка, являющейся приложением к приказу начальника КЭУ г. Москва от 22.11.1991 N 300-г в графической и координатной форме (приложение 5 к заключению, т. 13, л.д. 54).
1.3. После изъятия части земельного участка на основании приказа начальника КЭУ г. Москвы от 22.11.1991 N 300-г, площадь и координаты земельного участка, оставшегося в пользовании Минобороны России не изменились.
1.4. Границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 налагаются на границу земельного участка определенного при ответе на вопрос 1.3. Площадь и границы наложения определены в приложении 13 к заключению (т. 13, л.д. 70).
Границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 за вычетом площади наложения установлены в приложении 13 к заключению.
2.1. Состав и расположение объектов культурного наследия, входящих в состав исторического комплекса усадьбы Никольское-Урюпино относительно границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309, согласно сведений ГКН определено в приложениях 6, 7 к заключению (т. 13, л.д. 55, 56).
Расположение объектов культурного наследия, входящих в состав исторического комплекса усадьбы Никольское-Урюпино относительно границ земельного участка, определенного при ответе на вопрос 1.2 определенно в приложении 12 к заключению (т. 13, л.д. 69).
3.1. Граница земельного участка, фактически используемого Минобороны России, в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 и относительно границ земельного участка, определенного при ответе на вопросы 1.2 и 1.3 определена и описана в приложениях 9, 12 к заключению (т. 13, л.д. 66, 69).
В границу земельного участка, фактически используемого Минобороны России в районе земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:309 и 50:11:0040109:37, не вошли 5 отдельно стоящих объектов Минобороны России (приложение 8, 9, 10, 11 к заключению (т. 13, л.д. 58 - 68)).
3.2. Границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 налагаются на границу земельного участка, определенного при ответе на вопрос N 3.1.
Площадь и границы наложения определены в приложении 14 к заключению (т. 13, л.д. 86).
Границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 за вычетом площади наложения установлены в приложении 14 к заключению (т. 13, л.д. 86).
4.1. Взаимное расположение объектов, находящихся в фактическом ведении Минобороны России, и объектов культурного наследия относительно границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309, а также относительно границ земельных участков, определенных при ответе на вопросы 1.2 и 1.3 определены и указаны графически в приложении 12 к заключению.
Таким образом, основанием для возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040109:0037 послужило постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 21.09.1921 N 12851 для организации Военно-инженерного Полигона ГВИУ.
Однако данное постановление не содержит описания границ выделяемого земельного участка. В материалы дела не представлен документ, на основании которого можно достоверно установить границу предоставленного земельного участка.
Впоследствии данные земельные участки переданы ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" в порядке приватизации в соответствии с передаточным актом, утвержденным заместителем руководителя ТУ Росимущества в городе Москве 12.10.2011.
Поскольку изначально земельный участок был выделен для военных нужд и используется в настоящее время войсковой частью 11361, экспертом установлена граница земельного участка, фактически используемого Минобороны России.
Данная граница установлена с учетом положения объектов Минобороны России, земельный участок в данных границах является охраняемой территорией, режимным объектом Минобороны России.
При этом земельный участок, находящийся в фактическом пользовании Минобороны России на основании постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 21.09.1921 N 12851 входит в границы и земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:0037, и земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:309.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Экспертом установлено наличие объектов Минобороны России за пределами охраняемой территории, которые расположены на спорных земельных участках, а именно:
- 4 жилых дома на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0040109:0037;
- объект N 11 - станция перекачки N 2 на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0040109:309.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании передаточного акта, утвержденного Министром обороны России, Федеральное государственное учреждение "Нахабинская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России передает, а ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России принимает имущество, документацию, а также все права и обязанности Федерального государственного учреждения "Нахабинская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России, включая жилые дома, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0040109:0037.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данные помещения являются федеральной собственностью. Доказательств того, что данное имущество в установленном законом порядке выбыло из федеральной собственности, в материалах не имеется.
Земельные участки под указанными объектами не сформированы и на государственном кадастровом учете не стоят.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о необходимости проведения по делу дополнительной экспертизы с целью определения площади и координат поворотных точек для использования данных объектов недвижимости.
При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
С учетом изложенного, определением Арбитражного суда Московской области от 31.08.2016 назначена дополнительная экспертиза, проведение дополнительной экспертизы поручено эксперту ООО "Р-ВЦ" Константинову А.Ю.
Из дополнительной экспертизы следует, что эксперт Константинов А.Ю. пришел к следующим выводам:
- для станции перекачки установлена площадь в размере 183 кв.м;
- для жилого дома на 4 квартиры (дом 12) установлена площадь 817 кв.м;
- для жилого дома на 4 квартиры (дом 11) установлена площадь 810 кв.м;
- для жилого дома на 5 квартир (дом 51) установлена площадь 790 кв.м;
- для жилого дома на 8 квартир (дом 16) установлена площадь 840 кв.м;
- определены площади и границы земельных участков, необходимых для использования указанных выше объектов в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309, каталоги координат характерных точек приведены в приложениях к дополнительной экспертизе.
Экспертное заключение по проведенной дополнительной экспертизе не оспорено, приобщено к материалам дела в качестве одного из доказательств.
Таким образом, экспертизой установлено, что часть земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 используется Минобороны России под военную часть, а также под размещение иных объектов недвижимости, расположенных за пределами режимной территории.
Дополнительной экспертизой также определена площадь и координаты поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309, находящихся в фактическом пользовании Минобороны России, а также площадь и координаты поворотных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 за вычетом участка, занятого Минобороны России.
Выводы экспертизы и дополнительной экспертизы сторонами не оспорены.
В силу статей 209, 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно статьям 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, субъектами права государственной собственности является Российская Федерация либо субъект Российской Федерации, субъектом права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации и к муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
В приложениях N 1, N 2 и N 3 к Постановлению N 3020-1 закреплены перечни объектов исключительно федеральной собственности, объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации и субъектов муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
При этом данные объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий (пункт 1 Постановления N 3020-1).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", право по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе функции законного представителя собственника федерального имущества, передано Минобороны России.
Как указано выше, в силу пункта 1 Постановления N 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела II приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, исключительно к федеральной собственности относятся следующие объекты: имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Таким образом, все имущество, переданное для военных нужд, в силу закона является федеральной собственностью.
К числу таких объектов, находящихся в ведении Минобороны России и которые расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309, в частности, относится сгоревший жилой дом на 8 квартир.
Суды отметили, что ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" ссылалось на то, что Российская Федерация в лице Минобороны России не имеет исключительного права на приватизацию участка под сгоревшим домом в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный довод суды правомерно признали необоснованным в связи со следующим.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Разрушение жилого дома, невозможность его использования в настоящее время по целевому назначению не свидетельствуют о том, что земельный участок, на котором расположен данный дом, выбывал из федеральной собственности.
При этом установлен особый порядок приватизации имущества, находящегося в пользовании Минобороны России.
Согласно абзацу 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Полномочия Минобороны России по управлению находящимся в федеральной собственности имуществом также определены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", согласно подпункту "а" пункта 2 которого, Минобороны России осуществляет действия по защите имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом и его приватизации.
Таким образом, приватизация имущества, предоставленного для военных нужд, возможна лишь с согласия Минобороны России.
Суды установили, что в материалы дела не представлено доказательств того, что Минобороны России давало согласие на приватизацию земли, находящейся в фактическом пользовании министерства в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 под военными объектами, а также под сгоревшим домом.
Относительно частей земельных участков, находящихся в собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
30.07.1991 начальником Генерального штаба принято решение передать бывшую усадьбу графов Голицыных (пос. Николо-Урюпино Московской области, военный городок N 8/1, здания) в комплексе с прилегающей территорией 9,45 га на баланс Красногорского горисполкома, что подтверждается письмом заместителя начальника Главного КЭЧ Министерства обороны СССР, направленным в адрес начальника инженерных войск Министерства обороны СССР 05.08.1991 за N 147/2/2954.
06.08.1991 Министр обороны СССР Язов Д. в письме председателю Верховного Совета СССР сообщил о разрешении передать расположенную на землях Министерства обороны СССР в д. Николо-Урюпино усадьбы Голицыных с земельным участком площадью 9,4 га и всеми находящимися на нем стройками.
10.10.1991 Исполнительным комитетом Московского областного Совета народных депутатов принято решение N 455/29 "О передаче на баланс Комитета по культуре Московской области усадебного комплекса Никольское-Урюпино в Красногорском районе".
Из документа также следует, что основанием для принятия данного решения послужило обращение Международного Фонда славянской письменности и культуры о передаче ему бывшей усадьбы Никольское-Урюпино под культурно-просветительские цели.
22.11.1991 Начальником КЭФ гор. Москвы Михайловым Э. издан приказ о передаче трех зданий в военном городке 8/1 в комплексе с прилегающей территорией на баланс Комитета по культуре Московской области. К данному приказу также приложена Схема усадьбы Голицыных и передаваемого земельного участка.
15.03.2002 Правительством Московской области издано постановление N 84/9 "Об утверждении списка памятников истории и культуры", согласно которому за усадьбой "Никольское-Урюпино" закреплен статус памятника истории и культуры местного значения.
Распоряжением от 23.05.2002 N 1276-р "О закреплении имущественного комплекса памятника истории и культуры - усадьбы Никольское-Урюпино" Минимущество России закрепило за ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на праве хозяйственного ведения имущественный комплекс усадьбы "Никольское-Урюпино".
Этим же распоряжением Минимущество России обязало ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" обеспечить перерегистрацию документов на право пользования земельным участком имущественного комплекса указанной усадьбы.
Однако в названном распоряжении не был определен размер земельного участка для осуществления права хозяйственного ведения на имущественный комплекс усадьбы.
Указанные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением от 09.11.2004 по делу N А40-40865/04 и не подлежат повторному доказыванию.
На основании распоряжения Минкультуры Московской области от 30.12.2008 N 655-Р "Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения - усадьбы "Никольское-Урюпино" в селе Николо-Урюпино сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области" утверждены границы и режимы использования территории объекта культурного наследия регионального значения - усадьбы "Никольское-Урюпино".
Усадьба расположена в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 часть объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0040109:0037, принадлежали на праве хозяйственного ведения ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России":
- Конторский флигель (здание руинированное и аварийное, площадью 24,1 кв.м, инвентарный N 7273, литера А, о праве хозяйственного ведения в ЕГРП сделана запись регистрации от 23.12.2004 N 50-01/11-42/2004-403);
- Кухонный флигель (здание руинированное и аварийное, площадью 22,6 кв.м, инвентарный N 7272, литера А, о праве хозяйственного ведения в ЕГРП сделана запись регистрации от 23.12.2004 N 50-01/11-42/2004-401);
- Сооружение: Руинные ворота, 2-этажное, площадью застройки 3,30 кв.м, инвентарный N 7271, литера А, о праве хозяйственного ведения в ЕГРП сделана запись регистрации от 23.12.2004 N 50-01/11-42/2004-402).
Указанные объекты на основании договора аренды от 23.05.2005 N 19-016-05п ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" переданы в аренду ЗАО "Историко-архитектурный комплекс "Никольское-Урюпин" сроком до 15.12.2054 для использования под научный, административный и историко-культурный центр.
Договор зарегистрирован в Главном управлении ФРС по Московской области 24.01.2006 за номером N 50-50-11/043/2005-49.
На основании распоряжения ТУ Росимущества в Московской области от 01.08.2007 N 739 между ТУ Росимущества в Московской области (арендодатель) и ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" (арендатор) заключен договор аренды от 03.08.2007 N 53/07 земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:37 для размещения конторского флигеля памятника истории культуры "Усадьба Никольское-Урюпино".
Участок предоставлен сроком на 49 лет, договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области 29.10.2007 за номером N 50-50-11/057/2007-070.
На основании договора уступки прав и обязанностей от 29.10.2007 по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.08.2007 N 53/07 ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" переуступило ЗАО "Историко-Архитектурный комплекс "Никольское-Урюпино" права и обязанности по указанному договору аренды земельного участка.
Договор уступки зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области 17.11.2007 за номером 50-50-11/072/2007-084.
12.10.2011 ТУ Росимущества в городе Москве издано распоряжение о приватизации ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" путем преобразования в ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России".
В состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Распорядительная дирекция Минкультуры России" вошли также земельные участки с кадастровым номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 (приложение N 1 к распоряжению от 12.10.2011 N 1380 ТУ Росимущества в городе Москве "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Распорядительная дирекция Минкультуры России").
Изложенные обстоятельства послужили основанием для регистрации права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельные участки с кадастровыми 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 (включая как землю под усадьбой, так и землю, принадлежащую Минобороны России).
Между тем, как установлено судами, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие законность передачи земельных участков, на которых расположены объекты Минобороны России.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что процедура приватизации земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 была соблюдена лишь в части, а именно под усадьбой "Никольское-Урюпино".
Однако в порядке приватизации ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" переданы и части земельных участков, на которых расположены объекты Минобороны России.
ТУ Росимущества в городе Москве, на основании распоряжения которого проведена приватизации земельных участков под объектами усадьбы "Никольское-Урюпино", не обладало полномочиями по распоряжению земельными участками, на которых расположены объекты Минобороны России.
Соответствующими полномочиями обладает Минобороны России, которое, в свою очередь, не отчуждало земли под военными объектами.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Министерство обороны СССР дало согласие на отчуждение лишь тех участков, на которых находятся объекты усадьбы "Никольское-Урюпино", что подтверждается документами 1991 года.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу о том, что приватизация земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 проведена с нарушениями, а именно:
- вместе с землями, на которых расположена усадьба "Никольское-Урюпино", в собственность ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" переданы земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, поскольку на них расположены объекты Минобороны России.
К указанным землям, как установлено в экспертизе относится охраняемая территория военной части, а также 5 зданий, расположенных за пределами охраняемой территории: 4 жилых дома и станции перекачки.
Апелляционный суд, отклоняя довод ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" о пропуске срока исковой давности, правомерно исходил из следующего.
Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации) исковая давность не распространяется.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 от 29.09.2015 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
В данном случае нарушенное право Минобороны России не связано с лишением владения, поскольку он распоряжается земельными участками под военными объектами, из его фактического владения они не выбывали.
С учетом установления судами фактического пользования Минобороны России земельного участка в границах, определенных экспертом, принимая во внимание то обстоятельство, что данный участок используется Минобороны России на основании постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 21.09.1921 N 12851, а право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 зарегистрировано за ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России", требование о признании отсутствующим права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 подлежит удовлетворению в части, а именно:
- по фактическому пользованию по предложенным экспертом координатам - по границе охраняемой территории;
- под объектами (четыре жилых дома и станция перекачки) в соответствии с координатами, установленными в дополнительном экспертном заключении.
Поскольку в остальной части земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 были переданы ответчику в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций к пришли к обоснованному выводу о том, что требования о признании отсутствующим права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" в данной части подлежат отклонению.
Обращаясь в суд со встречным иском, ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" указало, что на находящихся в его собственности земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309 расположены объекты недвижимости, самовольно возведенные Минобороны России.
Определением от 09.03.2017 к производству был принят встречный иск, согласно которому ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просит суд признать самовольной постройкой два объекта (два жилых дома):
- признать жилой дом на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 404, площадью 156 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А, и жилой дом на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 405, площадью 155 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А, возведенные Минобороны России, самовольными постройками;
- обязать Минобороны России осуществить за свой счет снос самовольных построек - жилого дома на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 404, площадью 156 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001, расположенного по адресу: в/г 8/1, литера А, и жилого дома на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 405, площадью 155 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001, расположенного по адресу: в/г 8/1, литера А.
В судебном заседании 18.05.2017 - 22.05.2017 судом приняты уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просило суд признать самовольной постройкой дополнительные объекты - жилой дом и станцию перекачки:
- жилой дом на 8 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 403, площадью 271 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу 46:223:002:000182140:0001, литера А, место расположения: в/г 8/1 (пункт 29);
- станцию перекачки N 2 (насосная станция), назначение: нежилое, 1-этажная, общая площадь: 47,8 кв.м, инвентарный номер 46:223:002:000259830:0001, литера А, расположенная по адресу: Московская область, Красногорский район, пос. Николо-Урюпино, в/ч 58142 (пункт 11, инвентарный номер по списку 568);
Определением от 22.05.2017 в одно производство для совместного рассмотрения объединено настоящее дело с делом N А41-2391/17, в котором ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просило суд признать самовольной постройкой жилой дом:
- жилой дом на 5 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв.м. В судебном заседании 07.06.2016 судом приняты уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просило суд признать самовольной постройкой дополнительный объект:
- здание казармы, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 338 кв.м, инвентарный номер: 46:223:002:000137710:0001, литера А, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 110, кадастровый (или условный) номер: 50-50-98/053/2011-051.
Таким образом, по встречному иску ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" заявлены требования в отношении шести объектов:
1. Признать самовольной постройкой, возведенные Минобороны России:
- жилой дом на 5 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв.м;
- здание казармы, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 338 кв.м, инвентарный номер: 46:223:002:000137710:0001, литера А, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда ПО, кадастровый (или условный) номер: 50-50-98/053/2011-051, находящееся на праве оперативного управления у третьего лица - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в соответствии с записью о регистрации от 29.06.2012 N 50-50-98/036/2012-357, номер 94 приложения N 8 к заключению эксперта от 07.07.2016 N 334028;
- жилой дом на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно жилищного фонда 404, площадью 156 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А;
- жилой дом на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно жилищного фонда 405, площадью 155 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001, расположенный по адресу: в/г 8/1, литера А;
- жилой дом на 8 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 403, площадью 271 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182140:0001, литера А, место расположения: в/г 8/1 (пункт 29);
- станцию перекачки N 2 (насосная станция), назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь: 47,8 кв.м, инвентарный номер: 46:223:002:000259830:0001, литера А, расположенная по адресу: Московская область, Красногорский район, пос. Николо-Урюпино, в/ч 58142 (пункт 11, инвентарный номер по списку 568).
2. Обязать Минобороны России осуществить за свой счет снос самовольной постройки:
- жилого дома на 5 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадью 120 кв.м;
- здание казармы, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 338 кв.м, инвентарный номер: 46:223:002:000137710:0001, литера А, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда ПО, кадастровый (или условный) номер: 50-50-98/053/2011-051, находящееся на праве оперативного управления у третьего лица - ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в соответствии с записью о регистрации от 29.06.2012 N 50-50-98/036/2012-357;
- жилого дома на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 404, площадью 156 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182130:0001;
- жилого дома на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 405, площадью 155 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000181420:0001;
- жилого дома на 8 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 403, площадью 271 кв.м, инвентарный (учетный) номер по документу: 46:223:002:000182140:0001, литера А;
- станции перекачки N 2 (насосная станция), назначение: нежилое, 1-этажная, общая площадь: 47,8 кв.м, инвентарный номер: 46:223:002:000259830:0001, литера А.
Суды установили, что в обоснование встречного иска ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" также ссылалось на то, что часть из данных объектов расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040109:0037, на которых действует особый режим использования территории, связанный с расположением на нем объекта культурного наследия регионального значения - усадьбы "Никольское-Урюпино".
Поскольку данные объекты, как указано во встречном иске, возведены в отсутствие согласия со стороны ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России", то они являются самовольной постройкой и подлежат сносу.
Согласно пункту 22 Постановления N 10/22 и пункту 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Субъектом негаторного иска является собственник или иной титульный владелец, сохраняющий вещь в своем владении, но испытывающий препятствия в ее использовании. Субъектом обязанности (ответчиком по иску) считается нарушитель прав собственника, действующий незаконно и мешающий нормальному осуществлению права истца.
Негаторный иск может быть направлен на предотвращение возможного нарушения права собственности в случае угрозы такого причинения в будущем.
В пунктах 45, 46 Постановления N 10/22 разъяснено, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Как указано во встречном иске, Минобороны России используются объекты, которые были возведены на земельных участках, находящихся в собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России".
При этом строительство осуществлено без оформления в установленном порядке проектно-сметной и разрешительной документации.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Определении N 595-О-П от 03.07.2007, хотя законодатель и закрепил в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, для признания объекта самовольной постройкой достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков.
Аналогичная позиция содержится в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2009 N ВАС-2167/09.
Таким образом, в круг доказывания по делу о сносе самовольной постройки входят обстоятельства выделения земельного участка под строительство спорного объекта, наличия разрешительной документации на строительство объекта, соблюдение установленных норм и правил при строительстве объекта недвижимости.
Кроме того, истцу необходимо доказать факт наличия на его участке объекта самовольного строительства.
Суды установили, что как следует из встречного иска, ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" просило признать самовольной постройки следующие объекты Минобороны России, список которых установлен экспертом в рамках проведения судебной экспертизы:
1. N 11 - станция перекачки, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 568, площадь 47,8 кв.м;
2. N 22 - жилой дом на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 404, площадь 156 кв.м;
3. N 23 - жилой дом на 4 квартиры, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 405, площадь 155 кв.м;
4. N 24 - жилой дом на 5 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 425, площадь 120 кв.м;
5. N 29 - жилой дом на 8 квартир, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 403, площадь 271 кв.м;
6. N 94 - здание казармы, инвентарный номер по схеме казарменно-жилищного фонда 110, площадь 338 кв.м.
В ходе судебного разбирательства судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельные участки, на которых расположены заявленные к сносу объекты, переданы для военных нужд.
Военная часть, являющаяся режимным объектом, а также объекты, расположенные за охраняемой территорией, возведены на земельном участке, предоставленном на основании постановления Совета народных комиссаров от 12.09.1921 N 12851 об отводе участка земли для Военно-инженерного полигона ГВИУ.
В пределах данной военной части расположено заявленное к сносу здание казармы (N 94 по экспертному заключению). Кроме того, с учетом результатов экспертизы судами установлена площадь и границы земельного участка под военной частью по фактическому пользованию, и данная военная часть является режимным объектом, территория - охраняемая.
При этом право собственности Российской Федерации на здание казармы площадью 338 кв.м зарегистрировано на основании Постановления N 3020-1, что подтверждается свидетельством от 14.12.2011. Право собственности в судебном порядке оспорено не было.
Соответственно, право собственности Российской Федерации на здание казармы (N 94 по экспертному заключению) возникло до регистрации права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельный участок, на котором расположено данное здание.
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что доводы ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" в отношении признания самовольной постройкой здания казармы, расположенной в пределах военной части, являются несостоятельными.
В отношении других пяти объектов, заявленных к сносу (4 жилых дома и станция перекачки), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Жилой дом с инвентарным номером 404 (N 22 по экспертизе) был возведен в 1954 году; жилой дом с инвентарным номером 425 (N 24 по экспертизе) был возведен в 1932 году, что подтверждается передаточным актом и приложением к нему (т. 16, л.д. 102 - 105), утвержденному Министром обороны России, Федеральное государственное учреждение "Нахабинская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации передает, а ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России принимает имущество, документацию, а также все права и обязанности Федерального государственного учреждения "Нахабинская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, включая жилые дома.
Судами установлено, что материалами дела подтверждается факт нахождения на балансе Нахабинской КЭЧ г. Москвы жилых зданий.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данные помещения являются федеральной собственностью. И они были возведены до возникновения права собственности ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" на земельные участки с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами 50:11:0040109:0037 и 50:11:0040109:309.
Станция перекачки была возведена в 1972 году (т. 8, л.д. 23), право собственности Российской Федерации зарегистрировано на основании Постановления N 3020-1, что подтверждается свидетельством от 05.03.2011. Право собственности в судебном порядке оспорено не было.
Судами установлено, что доказательства того, что данное имущество в установленном законом порядке выбыло из федеральной собственности, в материалах отсутствуют.
Следовательно, земля, на которых расположено спорное имущество (шесть объектов, заявленных к сносу), также является собственностью Минобороны России и не расположено на земельном участке ответчика, поскольку приватизация земельных участков под данными объектами произведена незаконно.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 августа 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 года по делу N А41-77834/14 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Определении N 595-О-П от 03.07.2007, хотя законодатель и закрепил в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, для признания объекта самовольной постройкой достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков.
...
В пределах данной военной части расположено заявленное к сносу здание казармы (N 94 по экспертному заключению). Кроме того, с учетом результатов экспертизы судами установлена площадь и границы земельного участка под военной частью по фактическому пользованию, и данная военная часть является режимным объектом, территория - охраняемая.
При этом право собственности Российской Федерации на здание казармы площадью 338 кв.м зарегистрировано на основании Постановления N 3020-1, что подтверждается свидетельством от 14.12.2011. Право собственности в судебном порядке оспорено не было.
...
Станция перекачки была возведена в 1972 году (т. 8, л.д. 23), право собственности Российской Федерации зарегистрировано на основании Постановления N 3020-1, что подтверждается свидетельством от 05.03.2011. Право собственности в судебном порядке оспорено не было."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 февраля 2018 г. N Ф05-352/18 по делу N А41-77834/2014
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-352/18
23.10.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14197/17
03.08.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-77834/14
22.05.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-77834/14