город Москва |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А40-9248/17-35-92 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "РЖД": Плетневой О.Н. (дов. N МОСК НЮ-40/Д от 08.09.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Дибаевой Э.А. (дов. N 42399/2017 от 21.12.2017 г.);
от третьего лица ТУ Росимущества в г. Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 22 февраля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2017 г.,
принятое судьей Панфиловой Г.Е.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Свиридовым В.А., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-9248/17-35-92
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107996, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (111397, г. Москва, Зеленый проспект, д. 20), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, г. Москва, Орликов переулок, д. 3, корп. Б)
о признании незаконным решения и обязании,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в г. Москве,
УСТАНОВИЛ: 30 октября 2008 г. между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению имуществом в г. Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество, заявитель) был заключен договор аренды земельного участка N Д-30/191-3.
Предметом указанного договора является земельный участок, поставленный на кадастровый учет ДЗР г. Москвы в 2005 году, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером 77:04:0001021:27, расположенный по адресу: г. Москва, Юго-Восточный Административный Округ, Курское направление Московской железной дороги, площадью 43 613,7 кв.м.
Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта и полностью занят объектами железнодорожного транспорта, принадлежащими ОАО "РЖД" на праве собственности.
В настоящее время в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о правообладателе земельного участка (Российская Федерация).
ОАО "РЖД", являясь арендатором земельного участка федеральной собственности, обратилось в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ответчик) с заявлением от 04 октября 2016 г. о внесении сведений о правах Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001021:27.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве N 77/601/16-428735 от 12 октября 2016 г. в учете изменений в сведениях о земельном участке отказано на основании пункта 5 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При этом орган кадастрового учета в решении об отказе во внесении сведений о правообладателе земельного участка указывает, что с заявлением об учете изменений объекта недвижимого имущества с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001021:27 обратился представитель ОАО "РЖД", в то время как правообладателем земельного участка по данным ГКН является Департамент городского имущества города Москвы.
Считая свои права нарушенными, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, ответчик) о признании незаконными решения от 12 октября 2016 г. N 77/601/16-428735 и об обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТУ Росимущество в г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве согласился с доводами кассационной жалобы. Представитель ОАО "РЖД" возражал против ее удовлетворения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В пункте 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации дано понятие правообладателей земельных участков - это собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В силу пункта 3 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) земли полосы отвода железной дороги являются федеральной собственностью.
Пунктом 3 статьи 4 названного закона предусмотрено, что порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью (в том числе земельными участками полосы отвода железной дороги) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы было принято Постановление Правительства российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", которым утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД".
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе, технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с этим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Согласно статье 5 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Закон N 153-ФЗ) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, поскольку ОАО "РЖД" в силу приведенный выше норм права как заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о правах Российской Федерации на ранее учтенный земельный участок полосы отвода железной дороги, при том что все необходимые документы, указывающие на права Российской Федерации на спорный земельный участок, заявителем были представлены.
При этом судами установлено, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок является ранее возникшим правом в силу действовавшего Закон N 153-ФЗ.
ОАО "РЖД" является арендатором земельного участка на основании договора аренды от 30 октября 2008 г. N Д-30/191-з, заключенного с ТУ Росимуществом в г. Москве, и, следовательно, вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о правах Российской Федерации на ранее учтенный земельный участок полосы отвода железной дороги.
Судами также принято во внимание, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001021:27 расположены объекты недвижимости - магистральные железнодорожные пути, о чем имеется справка ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" от 14 ноября 2008 г. N Ф77/06-11/3464.
Данные магистральные железнодорожные пути входят в состав объекта недвижимости "Сооружение - производственно-технологический комплекс Московско-Курской дистанции пути (условный номер 3072742), на который зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним АА " 000213 от 17 декабря 2009 г. (запись в ЕГРП N 77-01/30-908/2003-627 от 31 марта 2004 г.).
Принимая во внимание, что заявителем в орган кадастрового учета были представлены все необходимые документы в подтверждение права Российской Федерации на спорный земельный участок, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для отказа во внесении сведений о правообладателе земельного участка полосы отвода с кадастровым номером 77:04:0001021:27 в государственный кадастровый учет и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя суды обязали Управление Росреестра по Москве внести в государственный реестр недвижимости сведений о правах Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001021:27.
Суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенных прав.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 г. по делу N А40-9248/17-35-92 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.