город Москва |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А40-256583/17-79-2115 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента сельского хозяйства Орловской области: Полянцевой И.Г. (дов. N 9-1/1754 от 14.06.2018 г.), Леоновой Е.И. (дов. N 8-1/1240 от 24.04.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства финансов Российской Федерации: Шиляева А.П. (дов. N 01-10-08/10 от 10.03.2017 г.);
от третьего лица УФК по Орловской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Зыковой А.Н. (дов. N 145 от 22.12.2017 г.);
от третьего лица Федерального казначейства: не явились, извещены;
рассмотрев 16 августа 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства Орловской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2018 г.,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2018 г.,
принятое судьями Румянцевым П.В., Бекетовой И.В., Пронниковой Е.В.,
по делу N А40-256583/17-79-2115
по заявлению Департамента сельского хозяйства Орловской области (302001, г. Орел, ул. Красина, д. 7)
к Министерству финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильина, д. 9, стр. 1)
об оспаривании приказа,
третьи лица: УФК по Орловской области; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральной казначейство,
УСТАНОВИЛ: в соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 215 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", государственной программой Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2015 г. N 766) (далее - Правила N 1460), Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N 29/17-с (в редакции дополнительного соглашения от 29 сентября 2015 г. N 7) (далее - Соглашение N 29/17-с), в 2015 году из федерального бюджета бюджету Орловской области предоставлена субсидия на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства в рамках программы "Развитие молочного скотоводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" в сумме 22 717 500 руб. 00 коп. (код цели 856).
На основании приказа Управления Федерального казначейства по Орловской области (далее - УФК по Орловской области) от 18 августа 2017 г. N 347 "О назначении проведения внепланового контрольного мероприятия в форме выездной проверки", в соответствии с обращением Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Орловской области от 17 апреля 2017 г. N 3/4581 "Об организации проверки", письмом Федерального казначейства от 05 мая 2017 г. N 07-04-18/18-184 "О проведении внеплановой проверки" в отношении Департамента сельского хозяйства Орловской области (далее - Департамент, заявитель) была проведена внеплановая выездная проверка по вопросу использования в числе прочих субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства, предоставленной из федерального бюджета бюджету Орловской области на развитие сельского хозяйства в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы".
При проведении проверки было выявлено нецелевое использование выделенных денежных средств в размере 13 217 550 руб. 00 коп.
Результаты проверки (финансово-бюджетного контроля) отражены в акте проверки от 31 августа 2017 г., который в день его составления вручен и.о. руководителя Департамента Митькиной И.В.
На основании указанного акта проверки от 31 августа 2017 г. Федеральное казначейство оформило и направило в Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 13 октября 2017 г. N 07-04-04/09-1894 (далее - Уведомление о БМП), на основании которого последним издан Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 1028 от 15 ноября 2017 г.
Приказом Минфина России от 15 ноября 2017 г. N 1028 Федеральному казначейству надлежит исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Орловской области (Департамента сельского хозяйства Орловской области) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Орловской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Орловской области, в размере 13 217 550 руб. 00 коп., рассчитанной по состоянию на 13 октября 2017 г.
Считая свои права нарушенными, Департамент сельского хозяйства Орловской области обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительным указанного приказа.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФК по Орловской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное казначейство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент сельского хозяйства Орловской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Минфин России и УФК по Орловской области просят судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента сельского хозяйства Орловской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Министерства финансов Российской Федерации возражал против ее удовлетворения. Представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации согласился с доводами кассационной жалобы.
Представители УФК по Орловской области и Федерального казначейства в заседание кассационной инстанции не явились. От УФК по Орловской области поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 6 статьи 166 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министр финансов имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение:
- о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат;
- о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
Из пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению (пункт 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого приказа, поскольку в ходе проведения проверки были выявлены бюджетные нарушения, выразившееся в нецелевом использовании денежных средств федерального бюджета (субсидий), использованных на приобретение сельскохозяйственной техники.
При этом судами установлено, что Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и находящаяся в ее составе среди прочих подпрограмм подпрограмма 8 "Развитие молочного скотоводства", утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2014 г. N 1421).
Паспортом подпрограммы 8 "Развитие молочного скотоводства" предусмотрены целевые индикаторы и показатели подпрограммы, в частности, производство молока в хозяйствах всех категорий (тыс. тонн); товарность молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей (процентов); удельный вес идентифицированного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления в общем маточном поголовье крупного рогатого скота молочного направления (процентов); количество скотомест на строящихся, модернизируемых и введенных в эксплуатацию животноводческих комплексах молочного направления (молочных фермах) (тыс. скотомест).
Также паспортом подпрограммы 8 "Развитие молочного скотоводства" предусмотрены ожидаемые результаты реализации подпрограммы, к которым отнесены рост производства молока до 38,2 млн. тонн к 2020 году; рост товарности молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, с 90 до 92,5 процента; строительство, модернизация и ввод животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) за 2015-2020 годы на 560 тыс. скотомест.
При этом ни среди целевых индикаторов и показателей, ни среди ожидаемых результатов ее реализации, не указывается на количество единиц и видов сельскохозяйственной техники, которая подлежала бы приобретению и являлась бы целью реализации мероприятий данной подпрограммы, а также целью предоставления субсидии на погашение процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства.
Установив указанные обстоятельства, суды согласились с выводом Федерального казначейства о совершении бюджетного нарушения в виде нецелевого использования средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета на выплату части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства.
Отклоняя доводы заявителя со ссылкой на пункт 47 (приложение N 3 к Постановлению N 717 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1421), которым предусмотрено основное мероприятие 8.2 "Государственная поддержка кредитования подотрасли молочного скотоводства", и к основным направлениям которого отнесены обеспечение доступа к инвестиционным заемным средствам, получаемым на срок до 15 лет в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм), объектов для молочного скотоводства, пунктов по приемке, первичной переработке молока, включая холодильную обработку и хранение молочной продукции, а также на иные цели в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, реализация которых осуществляется в период с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2020 г., суды правомерно указали, что кредиты на приобретение сельскохозяйственной техники, заключенные до 01 января 2015 года сельскохозяйственными товаропроизводителями, не подпадают под действие указанного мероприятия, а, следовательно, под субсидирование за счет средств федерального бюджета, предоставленное в 2015 году на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства.
Указанные направления связаны с молочным скотоводством и не предусматривают приобретение сельскохозяйственной техники, не связанной с молочным скотоводством.
Иные направления должны быть установлены перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, однако такой перечень в 2015 году не был утвержден.
Судами также принято во внимание, что среди видов субсидий, предоставленных данному региону, не предусмотрены субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники в рамках всех указанных в соглашении подпрограмм Программы N 717.
Согласно приказу Минфина России от 01 июня 2013 г. N 65н, которым утверждены коды бюджетной классификации (с учетом изменений, утвержденных приказом Минфина России от 21 июня 2015 г. N 114н, на момент предоставления субсидий), кодом КБК в части разрядов 25Б 5444 дана расшифровка целевого назначения субсидии. В частности, разрядами "5444" установлен код направления расходов бюджетов, а именно субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства.
Отклоняя ссылку заявителя на приказ Минфина России от 25 декабря 2015 г. N 215н, которым внесены изменения в приказ Минфина России N 65н, суды исходили из того, что приказ N 215н введен в действие только в конце 2015 финансового года при планировании федерального бюджета на 2016 год и не имеет обратной силы.
Ссылка заявителя на приказ Минсельхоза России N 53 также обоснованно не принята судами во внимание, поскольку данный нормативный акт имеет меньшую юридическую силу как по отношению к Постановлению Правительства Российской Федерации, так и к федеральному закону, и не может предусматривать изменение целевого назначения статей расходов федерального бюджета.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2018 г. по делу N А40-256583/17-79-2115 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.