г. Москва |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А40-69629/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 12.03.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Пеликан" - извещено, представитель не явился;
от Федеральной налоговой службы - Баранова П.В. (представителя по доверенности от 26.01.2018);
рассмотрев 01.03.2018 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пеликан"
на решение от 16.08.2017
Арбитражный суд города Москвы,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление от 28.11.2017
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Захаровым С.Л., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-69629/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пеликан"
к Федеральной налоговой службе
об оспаривании решения об отказе в предоставлении лицензии,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пеликан" (далее - заявитель, общество, заяивтель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной налоговой службе (далее - также ФНС России), в котором просило:
- признать незаконным решение ФНС России, оформленное уведомлением от 06.04.2017 N ЕД-4-2/6487@, об отказе в предоставлении обществу лицензии на осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
- обязать ФНС России предоставить обществу данную лицензию.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих уполномоченных представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие (явившийся в судебное заседание суда округа 01.03.2018 представитель не представил документы, подтверждающие его полномочия выступать от имени общества в данном судебном заседании, по состоянию на 01.03.2018).
Представитель ФНС России возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ФНС России, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом с направлено ФНС России заявление от 03.10.2016 N 09-16 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (услуги по организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры) и приложенные к нему документы.
На основании полученного заявления ФНС России провело внеплановую выездную проверку общества на предмет его соответствия требованиям, установленным пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1130 (далее также - Положение о лицензировании азартных игр). По результатам проверки ФНС России составила акт проверки от 11.11.2016 N 12/01.
Уведомлением от 06.04.2017 N ЕД-4-2/6487@ ФНС России сообщила обществу об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, поскольку ФНС России не получила ответ на запрос от 14.12.2016 N ОА-4-17/23930, отправленный в США, в связи с чем невозможно сделать вывод о соответствии (несоответствии) общества как соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Не согласившись с ФНС России, общество 17.04.2017 оспорило данный отказ в судебном порядке.
По мнению общества, формальное представление соискателем лицензии копий и оригиналов первичных документов, подтверждающих наличие у заявителя чистых активов и уставного капитала, является основанием для выдачи лицензии.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 31 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Порядок осуществления лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах закреплен в Положении о лицензировании азартных игр.
Согласно подпункту "б" пункта 4 данного Положения в число лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии входит соответствие стоимости его чистых активов требованиям части 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" (далее - Закон о государственном регулировании азартных игр, Закон).
Пунктом 2 части 6 статьи 6 Закона о государственном регулировании азартных игр установлено, что стоимость чистых активов для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в течение всего периода осуществления деятельности не может быть менее 1 миллиарда рублей. Кроме того, часть 9 статьи 6 Закона устанавливает особые требования к формированию уставного капитала юридического лица, планирующего осуществлять деятельность по организации азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе, заключающиеся в необходимости его оплаты путем внесения денежных средств в размере 100 миллионов рублей, не являющихся при этом заемными.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2011 N 567, в целях подтверждения оплаты уставного капитала организатора азартных игр только собственными денежными средствами, вносимыми юридическим лицом, организатор азартных игр представляет в ФНС России выписки банка по счету (счетам) организатора азартных игр, подтверждающие зачисление денежных средств, перечисленных юридическим лицом, в оплату уставного капитала организатора азартных игр.
Судами установлено, что для подтверждения указанного лицензионного требования общество представило в ФНС России копию банковской выписки с текущего счета единственного участника организатора азартных игр - партнерства с ограниченной ответственностью "BROEN CORPORATE LP", открытого в Merrill Lynch Wealth Management (Bank of America), согласно которой со счета единственного участника 02.09.2016 произошло списание денежных средств обществу в размере 20 000 000 долларов США с целью увеличения чистых активов соискателя лицензии.
Также представлена банковская выписка по состоянию на 02.09.2016, а также на 23.09.2016 с текущего счета соискателя лицензии, открытого в Merrill Lynch Wealth Management (Bank of America), согласно которым на счете имеются денежные средства в размере 20 000 000 долларов США - "Увеличение нетто - активов компанией БРОЕН КОРПОРЕЙТ ЛП".
Между тем согласно подпункту 2 части 1 статьи 7 Закона о лицензировании должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов, а также запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Для достоверного подтверждения наличия у общества счетов, денежных средств, внесенных в уставный капитал и чистые активы общества, в данном конкретном случае необходимо было подтверждение существования банковский счетов, открытых в Merrill Lynch Wealth Management (Bank of America) США, и установление источника денежных средств.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона о лицензировании налоговой был направлен международный запрос от 14.12.2016 N ОА-4-17/23930 в США, ответ на который не был получен.
В силу части 1 статьи 14 Закона о лицензировании в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Признавая оспариваемое решение ФНС России законным, суды установили, что запрос ФНС РОссии был направлен по истечении срока, установленного частью 1 статьи 14 Закона о лицензировании, как и отсутствие в материалах дела заверенного перевода запроса, при этом у ФНС России отсутствовала достоверная информация о наличии денежных средств и существования банковский счетов у общества, открытых в Merrill Lynch Wealth Management (Bank of America) США, в связи с чем у ФНС России отсутствовали правовые основания для выдачи лицензии.
В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании азартных игр лицензионный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом о лицензировании.
Условия, установленные в части 2 статьи 6 Закона о государственном регулировании азартных игр, обусловлены необходимостью установления для организаторов азартных игр дополнительных требований, предъявляемых к порядку открытия и функционирования букмекерских контор и тотализаторов, прежде всего, в части их финансовой устойчивости, отчетности и прозрачности, а также необходимостью создания дополнительных фильтров и барьеров, обеспечивающих присутствие на указанном рынке услуг исключительно законопослушных, добросовестных, финансово устойчивых и социально ответственных организаций.
Суды также отметили, что нарушения, допущенные ФНС России при проведении лицензионного контроля, в рассматриваемом случае не могли рассматриваться в качестве оснований для признания незаконным оспариваемого решения ФНС России.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, по мнению коллегии судей суда округа, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1, 2 статьи 65, части 1-5 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании изучения содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 по делу N А40-69629/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Шевченко Е.Е. |
Судьи |
Ананьина Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.