город Москва |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А41-58019/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Русский ландшафт": Никитиной М.А. (дов. от 15.01.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Правительства Московской области: Горячевой Ю.И. (дов. N исх-4234/03-05 от 17.03.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства имущественных отношений Московской области: Беляевой А.Р. (дов. N 6 от 09.01.2018 г.);
рассмотрев 26 апреля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Русский ландшафт" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2017 г., принятое судьей Петропавловской Ю.С., на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2018 г., принятое судьями Иевлевым П.А., Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А., по делу N А41-58019/17
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский ландшафт"
к Правительству Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
обществу с ограниченной ответственностью "Русский ландшафт" (далее - ООО "Русский ландшафт", заявитель, общество) принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2 500 кв.м, с кадастровым номером 50:08:0050254:42, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "под дачное строительство", местоположение: Московская область, Истринский район, сельское поселение Павло-Слободское, уч. 10, находится примерно в 215 м по направлению на юго-запад от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Истринский сельское поселение Павло-Слободское, д. Исаково, дом 41.
Указанный земельный участок принадлежит ООО "Русский ландшафт" на праве собственности на основании договора купли-продажи от 21 июля 2014 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 50-АИ N 055495, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 19 августа 2014 г.
08 декабря 2014 г. заявитель обратился в Администрацию с.п. Павло-Слободское Истринского района Московской области с заявлением о включении в границы населенного пункта деревня Исаково сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 на "малоэтажная многоквартирная жилая застройка".
Вышеуказанное заявление было направлено Администрацией с.п. Павло-Слободское в Правительство Московской области (исх. N 75 от 29 января 2015 г.) с положительным заключением о возможности и целесообразности включения вышеуказанного земельного участка в границы населенного пункта и изменения вида его разрешенного использования.
Управлением архитектуры и градостроительства Истринского муниципального района Московской области также было дано положительное заключение (исх. N 142-01 вх-4926 от 20 января 2015 г.).
При рассмотрении заявления на межведомственной комиссии были выявлены обстоятельства, указанные в письме Министерства имущественных отношений Московской области от 02 марта 2015 г. N 12исх-3735.
Указанные обстоятельства были устранены заявителем, подтверждающие документы были направлены в Министерство имущественных отношений Московской области (письмо N 06 от 30 апреля 2015 г. принято 05 мая 2015 г.).
11 апреля 2017 г. ООО "Русский ландшафт" обратилось в Правительство Московской области с письмом исх. N 26, в котором изложена просьба вернуться к рассмотрению заявления ООО "Русский ландшафт" от 08 декабря 2014 г. исх. N 10 и принять удовлетворительное заключение с учетом документов, направленных после ответа Министерства имущественных отношений от 02 марта 2015 г.
В ответном письме от 16 мая 2017 г. (N 13исх) был дан отказ, в котором Министерство имущественных отношений рекомендует обратиться заявителю в Администрацию городского округа Истра с мотивированным заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении его ВРИ.
Считая свои права нарушенными, ООО "Русский ландшафт" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Правительству Московской области и Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа от 16 мая 2017 г. N 13исх-9882 в принятии решения по заявлению общества о включении земельного участка площадью 2 500 кв.м, с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта деревня Исаково сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050254:42 на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки" и обязании Правительства Московской области принять решение о включении земельного участка площадью 2 500 кв.м, с кадастровым номером 50:08:0050254:42 в границы населенного пункта деревня Исаково сельского поселения Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области и изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка на "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки", и предоставить ООО "Русский ландшафт" копию такого решения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Русский ландшафт" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что обществом не был нарушен порядок обращения с заявлением о включении земельного участка в границу населенного пункта и изменении вида разрешенного использования.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Русский ландшафт" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Правительства Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области возражали против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена компетенция органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется в порядке, установленном статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 4.1 названного закона предусмотрено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, которые расположены на территории Московской области или в которых по состоянию на 1 января 2015 года указанные документы территориального планирования не утверждены, но не позднее 1 июля 2016 года, для обеспечения использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, не позднее 31 декабря 2016 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Между тем, в силу пункта 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 24 июня 2014 г.) орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта.
Кроме того, пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Затем в порядке пункта 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (ред. от 24 июня 2014 г.) орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 18 указанной статьи в редакции от 24 июня 2014 г. исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого отказа, поскольку приведенными выше нормами не предусмотрена возможность устранения недостатков заявителем путем направления дополнительных документов после завершения процедуры включения земельных участков в границы населенных пунктов в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, минуя процедуру, предусмотренную статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
При этом судами установлено, что заявителем не был соблюден предусмотренный порядок обращения с указанным заявлением.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие заявителя с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2018 г. по делу N А41-58019/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Русский ландшафт" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.