г. Москва |
|
21 мая 2018 г. |
Дело N А41-42344/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен 21.05.2018.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей А.Л. Новоселова, А.И. Стрельникова,
при участии в заседании:
от истца - Храброва ЮМ, дов. 03.04.2017,
от ответчика - Юдкина ИА, дов. от 09.01.2018,
от третьих лиц -
рассмотрев 15 мая 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
ТСЖ "ТСН "Ильинское"
на решение от 29.09.2017
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей М.А. Мироновой,
на постановление от 18.01.2018
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.
по иску АО "Мособлэнерго"
к ТСЖ "ТСН "Ильинское"
о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Московская областная электросетевая компания" (далее - АО "Мособлэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Товариществу собственников жилья "ТСН "Ильинское" (далее - ТСЖ "ТСН "Ильинское", ответчик) об обязании в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу обеспечить в установленном порядке ввод в эксплуатацию приборов учета, установленных в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика (с составлением актов допуска в эксплуатацию).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.09.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2018, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТСЖ "ТСН "Ильинское" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ответчик полагает, что установленный частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" месячный срок ввода прибора учета в эксплуатацию является пресекательным, по истечении указанного срока ввод в эксплуатацию прибора учета невозможен. Ответчик также указывает на необоснованное уклонение истца от принятия в эксплуатацию иных приборов учета, смонтированных ответчиком.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором возражал против доводов жалобы. Отзыв приобщен судом кассационной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на правомерность выводов, изложенных в состоявшихся по делу судебных актах.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСЖ "ТСН Ильинское" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами в селе Ильинский погост Орехово-Зуевского района.
АО "Мособлэнерго" является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии через присоединенную сеть. К компетенции АО "Мособлэнерго" относится учет электрической энергии.
Истец во исполнение пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ установил общедомовые приборы учета в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Орехово-Зуевский район, село Ильинский Погост, ул. Совхозная, дома 2, 3, 4, 5, 6, 21.
07.02.2017 истец вручил ответчику письмо от 03.02.2017 N 124 о направлении уполномоченных представителей для участия в процедуре допуска приборов учета в эксплуатацию 16.02.2017, а также направил претензию от 13.03.2017 N 272 с требованием обеспечить ввод в эксплуатацию приборов учета.
Ответчик своих представителей для участия в процедуре допуска приборов учета в эксплуатацию не направил, каких-либо мер для обеспечения допуска приборов учета в эксплуатацию не предпринял.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика пояснил, что он настаивает на вводе в эксплуатацию иных приборов учета, установленных им, которые осуществляют учет объема электрической энергии, расходуемой только на общедомовые нужды, считает, что такие приборы учета обеспечивают учет электрической энергии, ответственность за своевременную оплату которой лежит на нем как управляющей организации и исполнителе коммунальных услуг.
Суд первой инстанции, установив, что требования истца о понуждении к вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета соответствуют требованиям действующего законодательства, удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции поддержал мотивы и выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными и соответствующими установленным ими обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Исходя из характера существующих между сторонами правоотношений, АО "Мособлэнерго" вправе требовать защиты своих прав и законных интересов, в том числе в части исполнения обязанности, возложенной на него и на управляющую организацию законодателем, путем предъявления требования о понуждении ответчика к осуществлению совместных действий по вводу в эксплуатацию приборов учета.
В пункте 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "к" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 5 Правил N 491, установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Подпункт "с" пункта 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжающие организации в срок до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил.
В силу требований пункта 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Согласно подпункту 6 пункта 13 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149, договор на установку (замену) прибора учета должен содержать условие о порядке ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
Факт оснащения силами сетевой организации спорных многоквартирных домов, поименованных в иске, коллективными (общедомовыми) приборами учета подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Доводы ответчика о том, что по истечении месяца с момента фактического монтажа прибора учета его ввод в эксплуатацию не допускается, не основан на нормах права, поскольку установленный частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" месячный срок ввода прибора учета установлен для исполнения обязанности ресурсоснабжающей организацией, а не для целей эксплуатации прибора учета. Непосредственно для ввода в эксплуатацию прибора учета пресекательными являются исключительно сроки, в течении которых такой прибор учета пригоден для целей осуществления коммерческого учета.
Суд кассационной инстанции также обращает внимание, что положениями Закона об энергосбережении установлена обязанность по установке именно общедомового прибора учета, учитывающего весь поступающий в многоквартирный дом объем ресурса, а не прибора учета расхода коммунального ресурса на общедомовые нужды. Потери в домовых сетях подлежат включению в объем потребляемой в многоквартирном доме электрической энергии, а учет всего объема поступившей в многоквартирный дом электрической энергии обеспечивает именно коллективный (общедомовой) прибор учета.
Нарушений норм материального права и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судами не допущено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не нарушены.
С учетом изложенного, оснований для отмены судебных актов не усматривается.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2018 года по делу N А41-42344/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
А.Л. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.