Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2018 г. N Ф05-5005/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А41-42344/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Балкаровым А.З.,
при участии в заседании:
от АО "Мособлэнерго" (ИНН: 5032137342 ОГРН: 1055006353478) - Храброва Ю.М., представитель по доверенности от 03.04.2017 г.
от ТСЖ "ТСН "Ильинское" (ИНН: 5034048923 ОГРН: 1155034000230)- Юдкина И.А., представитель по доверенности от 26.07.2017 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "ТСН "Ильинское" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2017 года по делу N А41-42344/17, принятое судьей М.А. Мироновой,,
по иску АО "Мособлэнерго" к ТСЖ "ТСН "Ильинское" о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Московская областная электросетевая компания" (далее - АО "Мособлэнерго") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Товариществу собственников жилья "ТСН "Ильинское" (далее - ТСЖ "ТСН "Ильинское") об обязании в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу обеспечить в установленном порядке ввод в эксплуатацию следующих приборов учета, установленных в многоквартирных домах (с составлением актов допуска в эксплуатацию):
N п/п |
Адрес |
N счётчика |
||
Населённый пункт |
Улица |
Дом |
||
1 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
2 |
03485317 |
2 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
3 |
03483609 |
3 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
4 |
03484593 |
4 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
5 |
03486149 |
5 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
6 |
03482748 |
6 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
21 |
03484641 |
В случае удовлетворения настоящего иска взыскать с ТСЖ "ТСН "Ильинское" (ОГРН 1155034000230 ИНН 5034048923) в пользу АО "Мособлэнерго" в лице филиала АО "Мособлэнерго" Электростальские электрические сети денежные средства за неисполнение судебного акта в размере 2 000 руб. за каждый день неисполнения с момента истечения определенного в судебном решении срока исполнения обязательства до момента исполнения обязательства.
Взыскать с ТСЖ "ТСН "Ильинское" (ОГРН 1155034000230 ИНН 5034048923) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2017 года по делу N А41-42344/17 заявленные требования удовлетворены в полном объеме (т. 2 л.д. 80-82).
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ "ТСН "Ильинское" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "ТСН Ильинское" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами в селе Ильинский погост Орехово-Зуевского района.
АО "Мособлэнерго" является сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии через присоединенную сеть. К компетенции АО "Мособлэнерго" относится учет электрической энергии.
Истец во исполнение пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ установил общедомовые приборы учета в следующих многоквартирных домах:
N п/п |
Адрес |
N счётчика |
||
Населённый пункт |
Улица |
Дом |
||
1 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
2 |
03485317 |
2 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
3 |
03483609 |
3 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
4 |
03484593 |
4 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
5 |
03486149 |
5 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
6 |
03482748 |
6 |
Орехово-Зуевский р-он, село Ильинский Погост |
ул.Совхозная |
21 |
03484641 |
07.02.2017 истец вручил ответчику письмо от 03.02.2017 N 124 о направлении уполномоченных представителей для участия в процедуре допуска приборов учета в эксплуатацию 16.02.2017, а также направил претензию от 13.03.2017 N 272 с требованием обеспечить ввод в эксплуатацию приборов учета.
Ответчик своих представителей для участия в процедуре допуска приборов учета в эксплуатацию не направил, каких-либо мер для обеспечения допуска приборов учета в эксплуатацию не предпринял
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что ответчиком не исполнены требования ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении по оснащению обслуживаемых им многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической энергии, поскольку установленные приборы учета не введены в эксплуатацию.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ответчик указывает на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (редакция от 29.07.2017) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности.
В силу пункта 186 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии на основании определенных с помощью приборов учета объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) сетевые организации определяют объем электрической энергии, полученной в принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства, объем электрической энергии, отпущенной из принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства смежным субъектам.
В соответствии с пунктом 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном разделом X ОПФРР.
В силу абзаца 2 пункта 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Согласно пункту 153 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии исполнитель коммунальных услуг (в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме) обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета.
Отсутствие допущенных в эксплуатацию приборов учета не позволяет АО "Мособлэнерго" получать достоверные сведения о количестве потребленной электроэнергии и исполнять обязанность по составлению баланса электрической энергии (п. 186 ОПФРР).
Учитывая, что ответчиком не исполнены требования ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении по оснащению обслуживаемых им многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической энергии, поскольку установленные приборы учета не введены в эксплуатацию, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии со статьей 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 1 и 2.1 ст. 324 АПК РФ).
На основании пункта 32 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 2 ст. 308.3 ГК РФ)
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установленные приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию
Согласно, пункта 81 Правил N 354 под вводом установленного прибора учета в эксплуатацию, понимается документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.
Приборы учета, установленные истцом, имеют гарантийный срок эксплуатации - 60 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, но не более 66 месяцев с момента первичной поверки, при этом первичная поверка счетчиков проведена заводом изготовителей в августе 2013 года.
Средний срок службы, установленный заводом изготовителем, составляет не менее 20 лет, а интервал между поверками 10 лет, что подтверждается паспортами на счетчики N 03485317, N 03483609, N 03484593, N 03486149, N 03482748, N 03484641.
Таким образом, приборы учета электрической энергии, установленные истцом, соответствуют требованиям установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета, и (или) к правилам его установки, и подлежат введению в эксплуатацию, а именно документальному оформлению.
Данные электросчетчики не находились в эксплуатации и являются новыми, оснований считать их непригодными для учета количества потребленной электроэнергии не имеется.
Как определено частью 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В пункте 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и другого имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Действующее законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета.
Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов.
Общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета электрической энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (пункт 6, подпункт "ж" пункта 10, подпункт "к" пункта 11, подпункт "а" пункта 28 Правил N 491).
Согласно абзацу 3 пункта 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442), обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Таким образом, действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении установлено, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными так как не опровергая выводов суда области сводятся к несогласию с оценкой установленный судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2017 года по делу N А41-42344/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42344/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2018 г. N Ф05-5005/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ТСЖ "ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ИЛЬИНСКОЕ"