город Москва |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А41-52028/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ": Макеева А.Н. (дов. N ДОВ-12/17 от 29.12.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ТФ ОМС Московской области: Повод Н.В. (дов. N 11599 от 27.09.2017 г.), Карлина А.А. (дов. N 1580/9 от 12.02.2018 г.);
рассмотрев 17 мая 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2017 г.,
принятое судьей Кудрявцевой Е.И.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 г.,
принятое судьями Панкратьевой Н.А., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-52028/17
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ" (ОГРН 1145017007706; 143500, Московская область, г. Истра, ул. Маяковского, д. 21)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области (ОГРН 1035000700668; 143900 Московская область, г. Балашиха, ул. Орджоникидзе, д. 4)
об оспаривании акта проверки,
УСТАНОВИЛ: Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФ ОМС Московской области) была проведена проверка использования обществом с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ" (далее - ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ", общество, заявитель) средств обязательного медицинского страхования за период с 01 января 2016 г. по 31 марта 2017 г.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26 мая 2017 г. о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ", в котором зафиксированы следующие случаи нецелевого использования средств:
- по оплате стоимости питания пациентов в сумме 350 400 руб. (штраф - 35 040 руб.) при оказании медицинской помощи взрослому населению Московской области методом гемодиализа в дневном стационаре,
- на приобретение телевизоров (5 штук) и наушников (30 штук) в сумме 112 556,51 руб. (штраф - 11 255,65 руб.),
- на приобретение стиральной машины в сумме 22 311 руб. (штраф - 2 231,1 руб.).
На основании указанного акта ТФ ОМС Московской области выставлено требование от 02 июня 2017 г. N 245 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в соответствии с которым обществу предложено возвратить 485 267,51 руб. средств ОМС, использованных по нецелевому назначению, и уплатить штраф в сумме 48 526,75 руб.
Считая свои права нарушенными, ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Московской области о признании недействительными акта проверки от 26 мая 2017 г. о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в период с 01 января 2016 г. по 31 марта 2017 г. в сумме 485 267,51 руб. и требования от 02 июня 2017 г. N 245 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования по возврату в бюджет ТФОМС МО средств обязательного медицинского страхования в сумме 485 267,51 руб. и уплате штрафа в сумме 48 526,75 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ТФ ОМС Московской области возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 3 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Законом, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи транспортных услуг связи, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя, в том числе, усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания.
В настоящее время стандарт об организации оказания специализированной нефрологической медицинской помощи взрослому населению методом гемодиализа не утвержден.
Приказом Министерства здравоохранения Московской области от 24 апреля 2014 г. N 492 "Об организации оказания специализированной нефрологической медицинской помощи взрослому населению методом гемодиализа" утверждено Положение об организации оказания медицинской помощи взрослому населению Московской области по профилю "нефрология" методом гемодиализа и региональная схема ведения пациента при оказании медицинской помощи по профилю "нефрология" методом гемодиализа, в соответствии с которыми застрахованным лицам оказывается медицинская помощь на территории Московской области.
Приказ от 24 апреля 2014 г. N 492 предусматривает средние сроки лечения - 3 раза в неделю по 4 часа, и не предусматривает обеспечение пациентов лечебным питанием при оказании им услуг гемодиализа в условиях дневного стационара.
В отличие от дневного стационара, пациенты, которым медицинская помощь по профилю "нефрология" методом гемодиализа оказывается при их лечении в стационарных условиях, обеспечиваются лечебным питанием на основании пункта 6 части 5 статьи 19 Закона N 323-ФЗ.
В соответствии с пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 158н, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Закона N 323-ФЗ). Медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Схемой ведения пациента при оказании медицинской помощи по профилю "нефрология", утвержденной Приказом от 24 апреля 2014 г. N 492, определен перечень медицинских услуг, оказываемых больным с хронической почечной недостаточностью, которые не предусматривают обеспечение пациентов лечебным питанием.
В 2016 году на территории Московской области действовало Тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования от 31 декабря 2015 г.
Абзац 4 пункта 5.7 Приложения N 15 Тарифного соглашения на 2016 год предусматривал расходы медицинских организаций на приобретение продуктов питания для пациентов при лечении в дневных стационарах, организованных при стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организациях в соответствии со стандартами медицинской помощи и схемами ведения пациентов.
В 2017 году на территории Московской области действовало Тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования на 2017 год от 27 декабря 2016 г.
Приложением N 18 к Тарифному соглашению на 2017 год определен перечень расходов, входящих в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Московской областной программе обязательного медицинского страхования, которым предусмотрены, кроме прочего, расходы медицинской организации на приобретение продуктов питания для пациентов при лечение в дневных стационарах, организованных при стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организациях, при нахождении пациента более 6 часов.
Дополнительным соглашением N 2 от 27 февраля 2017 г. к Тарифному соглашению на 2017 год в указанный Перечень были внесены изменения, согласно которым к расходам медицинских организаций относится приобретение продуктов питания для пациентов при круглосуточном пребывании в стационаре и для детей до 17 лет включительно и беременных женщин при лечении в дневных стационарах, организованных при стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организациях.
Приказом Минздрава России от 09 декабря 1999 г. N 438 "Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях" утверждено Положение об организации деятельности дневного стационара в лечебно-профилактических учреждениях, согласно которому вопросы по обеспечению питанием больных в дневном стационаре решаются органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации самостоятельно.
В соответствии с указанным приказом Министерством здравоохранения Московской области принят приказ от 16 декабря 2008 г. N 787 "Об организации питания в дневных стационарных лечебно-профилактических учреждений Московской области", согласно которому при лечении в дневных стационарах обеспечиваются диетическим и лечебным питанием только дети до 17 лет включительно и беременные женщины. Указанные категории пациентов обеспечиваются лечебным питанием, при оказании медицинской помощи в дневных стационарах, независимо от назначения врача в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи.
Следовательно, лечебным питанием при оказании медицинской помощи в дневных стационарах, независимо от назначения врача в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи, на территории Московской области обеспечиваются только дети до 17 лет включительно и беременные женщины.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, кроме прочего, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В целях отнесения стоимости указанных материалов и оборудования на средства обязательного медицинского страхования, должна быть подтверждена необходимость их приобретения в целях, установленных требованиями порядков и стандартов оказания медицинской помощи (пункт 4 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об обоснованности выводов ТФ ОМС Московской области о нецелевом использовании заявителем средств ОМС.
Относительно расходования средств ОМС на питание в сумме 350 400 руб. (штраф - 35 040 руб.) при оказании медицинской помощи взрослому населению Московской области методом гемодиализа в дневном стационаре суды исходили из того, что лечебным питанием при оказании медицинской помощи в дневных стационарах, независимо от назначения врача в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи, на территории Московской области обеспечиваются только дети до 17 лет включительно и беременные женщины.
Приобретение телевизоров, наушников и стиральной машины не соответствуют целям порядков и стандартов оказания медицинской помощи, а их наличие не предусмотрено положениями приведенных выше норм права.
Судами также принято во внимание, что в 2016 году и 1 квартале 2017 года общество мягкий инвентарь за счет средств ОМС не приобретало, а также, что в проверяемый период при оказании медицинской помощи застрахованным лицам заявителем использовались одноразовые простыни, пеленки, фартуки, операционное белье. В бухгалтерском учете общества не числится мягкий инвентарь многоразового использования, требующий специальной обработки с использованием стиральной машины, приобретенный на средства ОМС.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 г. по делу N А41-52028/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ЦЕНТР ГЕМОДИАЛИЗА "ДИАЛОГ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.