г. Москва |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А40-36890/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: А.А. Гречишкина
судей: А.А. Дербенева, Д.В. Котельникова
при участии в заседании:
от заявителя: Никонов А.А., доверенность от 12 04 2018, Сопова Т.Б., доверенность от 02 03 2018, Огородников М.С., доверенность от 05 10 2015, Сапогин Д.С., доверенность от 12 04 2018
от ответчика: Званков В.В., доверенность от 24 10 2017, Ревякин А.В., доверенность от 24 10 2017, Кудинова М.Н., доверенность 20 01 2018, Лебедева С.С.. доверенность от 20 01 2018,
рассмотрев 21 мая 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
ПАО "Газпром"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2018 года,
принятое судьями В.А. Свиридовым, С.Л. Захаровым, И.А. Чеботаревой,
по заявлению ПАО "Газпром"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее по тексту - инспекция, заинтересованное лицо, МИ ФНС России по КН N 2, налоговый орган) о признании недействительным решения от 21.07.2016 N 18-13/72 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 августа 2017 г. требования ПАО "Газпром" удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2018 г., решение Арбитражного суда города Москвы от 03 августа 2017 г. отменено, в удовлетворении требований ПАО "Газпром" о признании недействительным решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 21.07.2016 г. N 18-13/72 отказано.
Не согласившись с судебным актом суда апелляционной инстанции, ПАО "Газпром" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2018 г. отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что вывод апелляционного суда о невозможности применения срока, установленного Классификацией, для определения остаточной стоимости основных средств в бухгалтерском учете ошибочен; ошибочен вывод апелляционного суда о невозможности применить Классификацию из-за отсутствия в ней отдельного срока для газопроводов подключения; исключение Классификации из состава правового регулирования спорных отношений, отказ от использования ссылки на Классификацию в учетной политике заявителя прямо нарушает пункт 1 статьи 375 НК РФ; в законодательстве отсутствуют нормы права, позволяющие не применять установленный Правительством РФ срок при несовпадении его с техническими характеристиками конкретного объекта; судом допущены ошибки в толковании СНИП 2.05.06-85; при вынесении обжалуемого постановления судом не учтены правовые позиции Президиума ВАС РФ, изложенных в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 13893/08, от 22.06.2010 N 2196/10; заявитель указывает на неправомерную ссылку суда на судебную практику.
В заседании суда кассационной инстанции представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, представители инспекции возражали по мотивам отзыва, представленного в материалы дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 была проведена выездная налоговая проверка в отношении ПАО "Газпром" по вопросам правильности исчисления и уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 (за исключением налога на прибыль организаций за период с 01.01.2012 по 31.12.2013, кроме налога на прибыль организаций в части доходов, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков за период с 01.01.2012 по 31.12.2013), по итогам которой был составлен акт выездной налоговой проверки от 24.02.2016 N 18-13/14.
Налоговый орган установил, что обществом в нарушение п. 1 ст. 375, п. 11 ст. 381, п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень льготируемого имущества включены следующие объекты основных средств: Газопровод-подключение Песцового месторождения к системе газопроводов Ямбург-Центр и Газопровод внешнего транспорта (УКПГ - узел врезки 283 км. Магистрального газопровода Уренгой - Сургут - Челябинск) Вынгаяхинское месторождение.
Инспекция полагает, что допущенные ПАО "Газпром" нарушения налогового законодательства привели к неполной уплате налога на имущество общества.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, налоговым органом вынесено решение о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.07.2016 N 18-13/72 (далее - решение), которое получено налогоплательщиком 28.07.2016.
Указанным решением заявителю доначислен налог на имущество организаций в сумме 202 513 951 руб., соответствующие пени и санкции.
ПАО "Газпром", полагая, что решение о привлечении к налоговой ответственности от 21.07.2016 N 18-13/72 является необоснованным, в порядке, установленном главой 19 НК РФ, обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу.
Решением Федеральной налоговой службы от 07.12.2016 N СА-4-9/23377@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции - без изменения.
Полагая, что решение о привлечении к налоговой ответственности от 21.07.2016 N 18-13/72 не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает его права и законные интересы, ПАО "Газпром" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы общества.
Суд указал, что отрицание ответчиком наличия у спорных газопроводов признаков магистральных трубопроводов не оправдывает оспариваемое решение. Применение к спорным газопроводам правил о налогообложении немагистральных газопроводов не только исключает право организации на льготу (льготную ставку), но и влечёт за собой сокращение периода для налогообложения таких объектов (срока полезного использования). Правительством РФ для магистральных газопроводов этот период установлен в 25 лет, а для немагистральных - 7. По спорным объектам 7-летний срок истёк до начала проверяемого периода, а значит, их переквалификация в немагистральные газопроводы не может повлечь доначисление налога.
Отменяя решение суда первой инстанции апелляционный суд, руководствуясь статьями 11, 374, 375, п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, отраслевыми стандартами - СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", Стандартом организации СТО ГАЗПРОМ РД 2.5-141-2005 "Газораспределение. Термины и определения, введенным в действие с 18.03.2005, распоряжением ОАО "Газпром" от 03.02.2005 N 18, исходили из того, что спорные объекты не могут быть квалифицированы в качестве магистрального трубопровода (ни его неотъемлемой технологической частью) для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" ПАО "Газпром" является собственником единой системы газоснабжения, которая представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
ПАО "Газпром" является собственником единой системы газоснабжения.
Перечень имущества, относящегося к магистральным трубопроводам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Вместе с тем, в указанный Перечень кроме имущества, относящегося к магистральным газопроводам, относятся также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, то есть помимо самого магистрального газопровода, относятся также сооружения, которые обеспечивают технологический процесс функционирования магистрального трубопровода (установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов; противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов; емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов; здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов и т.д.).
Определение понятий "магистральный газопровод" в налоговом законодательстве отсутствует, следовательно, в силу статьи 11 НК РФ для уяснения соответствующих терминов необходимо руководствоваться отраслевыми стандартами.
Из анализа положений СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденных приказом Минстроя России от 04.06.1992 N 135, Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Стандарта организации СТО ГАЗПРОМ РД 2.5-141-2005 "Газораспределение. Термины и определения", введенного в действие с 18.03.2005 распоряжением ОАО "Газпром" от 03.02.2005 N 18, следует, что под магистральными трубопроводами подразумеваются трубопроводы и ответвления от них условным диаметром до 1400 мм (включительно) с избыточным давлением среды свыше 1,2 МПа (12 кгс/кв. см) до 10 МПа (100 кгс/кв. см) для транспортирования: а) нефти, нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и стабильного бензина), природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и портов); б) сжиженных углеводородных газов фракций С3 и С4 и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 40 град. С не свыше 1,6 МПа (16 кгс/кв. см) из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления; в) товарной продукции в пределах компрессорных (КС) и нефтеперекачивающих станций (НПС), станций подземного хранения газа (СПХГ), дожимных компрессорных станций (ДКС), газораспределительных станций (ГРС) и узлов замера расхода газа (УЗРГ); г) импульсного, топливного и пускового газа для КС, СПХГ, ДКС, ГРС, УЗРГ и пунктов редуцирования газа (ПРГ).
В состав магистральных трубопроводов, согласно СНиП, входят:
- трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС, КС, УЗРГ, ПРГ, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола;
- установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;
- линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;
- противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;
- емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов;
- здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
- постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов;
- головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки, КС и ГРС;
- СПХГ;
- пункты подогрева нефти и нефтепродуктов;
- указатели и предупредительные знаки.
Таким образом, магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приемки до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.
Судами установлено, что технические характеристики, спорных газопроводов соответствуют техническим характеристикам магистрального трубопровода СНиП 2.05.06-85 "Магистральный трубопровод".
Из названного положения следует, что СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" распространяется не только на магистральные трубопроводы, но и на ответвления от мест добычи и на ответвления до мест потребления.
Исходя из свидетельства о государственной регистрации права на Газопровод-подключение Песцового месторождения к системе газопроводов Ямбург-Центр, следует, что указанный газопровод имеет протяженность 47 км.
Газопровод проходит по территории Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа и предназначен для доставки газа от установки по подготовке газа на Песцовом НГМ до точки врезки в магистральный газопровод "Ямбург-Центр".
Исходя из свидетельства о государственной регистрации права на Газопровод внешнего транспорта Вынгаяхинского месторождения следует, что указанный газопровод имеет протяженность 12 км.
Газопровод проходит по территории Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа и предназначен для доставки газа от установки по подготовке газа на Вынгояхинском НГМ до точки врезки в магистральный газопровод "Уренгой - Сургут - Челябинск".
Спорный "Газопровод - подключение Песцового месторождения к системе газопроводов "Ямбург-Центр" ПАО "Газпром" является газопроводом подключения, для подачи подготовленного к дальнему транспорту природного газа от производителя до точки врезки в магистральный газопровод, а не до места потребления.
Наличие газопровода-подключения свидетельствует о необходимости доставки добытого природного газа от Песцового месторождения до магистрального газопровода "Ямбург-Центр" с целью дальнейшей реализации.
Спорный "Газопровод внешнего транспорта Вынгаяхинского месторождения ПАО "Газпром" является газопроводом подключения, для подачи подготовленного к дальнему транспорту природного газа от производителя до точки врезки в магистральный газопровод, а не до места потребления.
Наличие газопровода внешнего транспорта свидетельствует о необходимости доставки добытого природного газа от Вынгаяхинского месторождения до магистрального газопровода "Уренгой-Сургут-Челябинск" с целью дальнейшей реализации.
Отраслевым стандартом "Транспорт газа трубопроводный. Основные термины и определения" от 02.04.1979 N ОСТ 51.54-79, утвержденным Министерством газовой промышленности, действовавшим в период определения Заявителем срока полезного использования по спорным газопроводам, установлены термины видов газопроводов, одним из терминов является газопровод подвод.
В стандартах организации СТО ГАЗПРОМ РД 2.5-141-2005 "Газораспределение. Термины и определения." (утв. распоряжением ОАО "Газпром" от 03.02.2005 N 18) по добыче и магистральному транспорту газа установлен перечень классификации газопроводов по видам, одним из терминов является газопровод подключения.
Газопровод-подключение Песцового месторождения к системе газопроводов Ямбург-Центр, Газопровод внешнего транспорта (УКПГ-узел врезки 283 км. Магистрального газопровода Уренгой - Сургут - Челябинск) Вынгаяхинское месторождение по функциональному (целевому) назначению соответствуют термину газопровод - подвод и термину - газопровод подключения.
Подвод - это трубопровод, предназначенный для подачи газа от попутного месторождения к магистральному газопроводу. При этом по техническим характеристикам он соответствует магистральному газопроводу.
Газопровод подключения - это газопровод, обеспечивающий подачу подготовленного к дальнему транспорту природного газа от производителя (поставщика) до магистрального газопровода (системы магистральных газопроводов) в соответствии с действующими отраслевыми стандартами или ТУ (пункт 3.6.4 СТО ГАЗПРОМ РД 2.5-141-2005).
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что трубопроводы, указанные Обществом в перечне имущества необлагаемого налогом в 2012 г., и облагаемого по ставке 0,4% в 2013 г. фактически являются газопроводами подключения, предназначенные для подачи подготовленного (в соответствии с действующими отраслевыми стандартами или ТУ) к дальнему транспорту природного газа от производителя (поставщика) до магистрального газопровода (системы магистральных газопроводов).
Апелляционный суд правомерно исходил из того, что ни Перечнем льготируемого имущества, ни стандартами Общества либо иными СНиП или государственными стандартами УКПГ, принадлежащие обществу газопроводы не отнесены к неотъемлемой части магистрального трубопровода.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы о несоответствии позиции апелляционного суда классификации основных средств Общества, разработанной на основании классификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, об исключение классификации из состава правового регулирования спорных отношений, о нарушении пункта 1 статьи 375 НК РФ;
По смыслу нормы, изложенной п.11 ст. 381 Налогового кодекса РФ, законодатель связывает предоставление льготы на имущество с тем, к кому виду отнесено это имущество, а не с тем, к какой амортизационной группе основных средств отнесено это имущество.
В соответствии с п.1 ст. 375 НК РФ (в спорный период) налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Суд кассационной инстанции отмечает, что между сторонами нет спора о стоимости спорного имущества.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что апелляционный суд не учитывает правовые позиции Президиума ВАС РФ и Верховного Суда РФ.
Ссылка заявителя на постановление Президиума ВАС РФ от 25 02 2009 неправомерна, поскольку в данном споре речь идет не о применении льготы при исчислении налога на имущество, а о применении ставки 0 процентов по НДС по операциям по транспортировке нефтепродуктов трубопроводным транспортом.
Ссылка заявителя на постановление Президиума ВАС РФ от 22 06 2010 также неправомерна, поскольку в данном споре речь идет об обложении НДС при передаче имущества в совместную деятельность.
Суд кассационной инстанции отмечает, что позиция апелляционного суда соответствует судебной практике по данному вопросу, которая нашла свое отражение, в частности, в Определении Верховного Суда РФ от 4 июля 2016 г. N 305-КГ16-6715.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы; обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции является законным и обоснованным, вынесенным при правильном применении норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2018 года по делу N А40-36890/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.А. Гречишкин |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы о несоответствии позиции апелляционного суда классификации основных средств Общества, разработанной на основании классификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, об исключение классификации из состава правового регулирования спорных отношений, о нарушении пункта 1 статьи 375 НК РФ;
По смыслу нормы, изложенной п.11 ст. 381 Налогового кодекса РФ, законодатель связывает предоставление льготы на имущество с тем, к кому виду отнесено это имущество, а не с тем, к какой амортизационной группе основных средств отнесено это имущество.
В соответствии с п.1 ст. 375 НК РФ (в спорный период) налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2018 г. N Ф05-4780/18 по делу N А40-36890/2017