город Москва |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А41-63919/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца: Абянова С.А., доверенность от 04.10.2017; Горелов М.Л., выписка из ЕГРЮЛ от 15.12.2017;
от ответчиков: представители не явились, извещены;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 24 мая 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - СТСН "в/ч 07290 с/т Луч"
на решение от 12 октября 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление от 29 января 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-63919/17
по иску СТСН "в/ч 07290 с/т Луч"
о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, обязании принять решение об изменении категории земельного участка
к Администрации Ногинского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества в Московской области,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, ПАО "МОЭСК",
УСТАНОВИЛ:
СТСН "в/ч 07290 с/т Луч" (далее - садоводческое товарищество, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - Администрация), ТУ Росимущества в Московской области (далее - Управление) с требованиями о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком КН 50:16:0601079:6, площадью 145.600 кв.м, категория земельного участка не установлена, вид разрешенного использования: для коллективного садоводства, граница на местности не установлена; об обязании Администрации перевести земельный участок КН 50:16:0601079:6 в категорию земель "земли поселений". С внесением изменений в генеральный план поселения (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области и ПАО "МОЭСК".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, СТСН "в/ч 07290 с/т Луч" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истца поддержали доводы кассационной жалобы, ходатайство об отложении судебного разбирательства не поддержали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей истца, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, СТСН "в/ч 07290 с/т Луч" первично создано при в/ч 07290 в 1984 году (с/т "Луч") на основании решения Исполнительного комитета Ногинского городского Совета народных депутатов от 03.08.1984 N 336/8-1 "Об отводе земельного участка под посадку картофеля".
В 2017 году переименовано в СТСН "в/ч 07290 с/т Луч".
Садоводческое товарищество расположено на спорном земельном участке площадью 14,56 га кварталы 13, 14, 15, 16 по адресу: Московская область, Ногинский район, вблизи дер. Щемилово, Кудиновское лесничество, просек ЛЭП-110.
Согласно постановлению Главы Ногинского района Московской области от 02.10.1997 N 2972 "О согласовании изъятия земельного участка в/ч 07290 под коллективное садоводство" (далее - Постановление N 2972), спорный земельный участок должен был быть изъят из земель Ногинского лесхоза и предоставлен в/ч 07290 для организации коллективного садоводства, в связи с чем истец провел все необходимые согласовательные процедуры (в том числе по выбору земельного участка).
Садовое товарищество неоднократно обращалось в Администрацию с заявлением о признании права собственности за товариществом на занимаемый им спорный участок и о включении земельного участка в земли поселений, однако Администрация отказывала истцу, ссылаясь на то, что земля, находящаяся в пользовании членов садового товарищества, является собственностью лесного хозяйства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит обоснованным указанный вывод судов в силу следующего.
В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 01.07.1970 (далее - Земельный кодекс РСФСР 1970 г.)), право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов депутатов трудящихся. Право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов (часть 1 статьи 18 Земельного кодекса РСФСР 1970 г.).
В силу абзаца 1 статьи 28 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1 (далее - Земельный кодекс РСФСР 1991 г.), предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обоснованные примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей. В соответствии с абзацем 2 статьи 28 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., Совет народных депутатов или по его поручению местный комитет по земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При выборе участка обязательное участие принимают сельские (поселковые) Советы народных депутатов. Согласно абзацу 1 статьи 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., после утверждения проекта и включения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организация обращаются в Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. В соответствии с абзацем 2 статьи 29 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., по поручению местных Советов народных депутатов подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе земельным ресурсам. Совет народных депутатов рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления. В силу пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., установлено, что к ведению районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду. Согласно абзацам 1 статье 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Статьей 17 Земельного кодекса РСФСР 1970 г. также предусматривалась необходимость установления границ предоставленного земельного участка в натуре (на местности), а также выдача документа, удостоверяющего право пользования землей. Форма государственного акта на право пользования землей утверждена постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей" (с изменениями и дополнениями, вынесенными Постановлением Совмина СССР от 21.10.1983 N 1015 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам земельного законодательства").
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Государственный акт на право пользования землей в соответствии с Земельным кодексом РСФСР не выдавался.
Не доказан и факт перевода спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли иного назначения.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в качестве документального подтверждения своих прав на данный земельный участок истцом представлено: акт комиссии по выбору земельного участка от 17.06.1982, решение Исполкома Ногинского городского Совета народных депутатов от 03.08.1984 об отводе земельного участка под посадку картофеля, Постановление N 2972.
Суды установили, что указанные документы не содержат сведений о предоставлении кому-либо, в том числе и истцу земельного участка на право постоянного (бессрочного) пользования.
Так пунктом 2 Постановления N 2972 сообщено о намерении обратиться в Администрацию Московской области с ходатайством о переводе земель лесного фонда площадью 14,56 га в нелесные и изъятии из земель Ногинского лесхоза Кудиновского лесничества с целью предоставления их в/ч 07290 для организации коллективного садоводства.
Пунктом 1 решения Исполкома Ногинского городского Совета народных депутатов от 03.08.1984 установлено отвести ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт гидрогеологии и инженерной геологии" (ФГУП ВСЕГИНГЕО) из земель Ногинского мехлесхоза во временное пользование сроком до 1 года земельный участок площадью 13 га (трасса ЛЭП), в том числе для в/ч 07290 - 4 га, без права посадки плодово-ягодных насаждений и огораживания.
Суды установили, что постановление об утверждении акта выбора земельного участка от 17.06.1982 не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), перевод земельных участков в составе земель лесного фонда в земли других категорий разрешается в случае изменения границ населенных пунктов.
Условия и порядок включения земельного участка в границы населенного пункта установлены статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Включение земельного участка в границы населенного пункта осуществляется путем внесения изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, уменьшение площади лесопарковых зон и зеленых зон не допускается. Согласно лесному законодательству установление и изменение границ лесопарковых зон и (или) зеленых зон относится к полномочиям Правительства Московской области.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы садового товарищества о местоположении земельного участка судами первой и апелляционной инстанций правомерно отклонены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции), статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (в новой редакции), местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В части 9 статьи 38 Закона о кадастре установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании статей 37, 38 Закона о кадастре, в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу части 1 статьи 39 Закона о кадастре, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом, земельный участок становится объектом гражданских прав с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках такого земельного участка, в том числе о площади и местоположении характерных точек координат границ.
Границы земельного участка КН 50:16:0601079:6, площадью 145.600 кв.м и категория земельного участка не установлены.
Таким образом, на основании установленных фактических обстоятельств дела суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2018 года по делу N А41-63919/17 оставить без изменения, кассационную жалобу СТСН "в/ч 07290 с/т Луч" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.