г. Москва |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А41-63919/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Семушкиной В.Н., Немчиновой М.А..,
при ведении протокола судебного заседания: Балкаровым А.З.,
в судебном заседании участвуют представители:
от СТСН "в/ч07290 с/т Луч" - представитель не явился, надлежащим образом извещен.
от Администрации Ногинского муниципального района Московской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен.
от ТУ Росимущества в Московской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен.
от третьих лиц - Комитета лесного хозяйства Московской области - Соболева Л.В., представитель по доверенности от 14.12.2017 г.
от ПАО "МОЭСК" - представитель не явился, надлежащим образом извещен.
от Управления Росреестра по Московской области (Ногинский отдел) - представитель не явился, надлежащим образом извещен.
рассмотрев апелляционную жалобу апелляционную жалобу Садоводческого товарищества собственников недвижимости "в/ч07290 с/т Луч" на решение Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2017 года по делу N А41-63919/17, принятое судьей А.О. Уваровым,
по исковому заявлению СТСН "в/ч07290 с/т Луч" к Администрации Ногинского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества в Московской области о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, обязании принять решение об изменении категории земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое товарищество собственников недвижимости "в/ч07290 с/т Луч" (далее - СТСН "в/ч07290 с/т Луч") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Администрации Ногинского муниципального района Московской области далее- (Администрация), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее -ТУ Росимущества) с требованиями: о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком КН 50:16:0601079:6, площадью 145 600 кв. м, категория земельного участка не установлена, вид разрешенного использования: для коллективного садоводства, граница на местности не установлена; об обязании Администрации перевести земельный участок КН 50:16:0601079:6 в категорию земель "земли поселений". С внесением изменений в генеральный план поселения. (т. 1 л.д. 8-12).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, ПАО "МОЭСК".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2017 года по делу N А41-63919/17 в удовлетворении требований отказано. (т.2 л.д. 169-170).
Не согласившись с указанным судебным актом СТСН "в/ч07290 с/т Луч" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Администрации Ногинского муниципального района Московской области СТСН "В/Ч 07290 С/Т ЛУЧ" ТУ Росимущества в Московской области ПАО "МОЭСК" Управления Росреестра по Московской области (Ногинский отдел), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя Комитета, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как указал истец в исковом заявлении, Садоводческое товарищество собственников недвижимости "в/ч 07290 с/т Луч первично было создано при в/ч 07290 в 1984 году ( с/т "Луч") на основании Решения Исполнительного комитета Ногинского городского Совета народных депутатов N 336/8-1 от 3.08.84г. "Об отводе земельного участка под посадку картофеля".
В 2017 году было переименовано в Садоводческое товарищество собственников недвижимости "в/ч 07290 с/т Луч"
СТСН расположено на спорном земельном участке площадью 14,56 га кВ. 13,14,15, 16 по адресу: Московская область, Ногинский район, вблизи дер. Щемилово, Кудиновское лесничество, просек ЛЭП-110.
Согласно Постановлению Главы Ногинского района Московской области N 2972 от 02.10.1997 года "О согласовании изъятия земельного участка в/ч 07290 под коллективное садоводство", спорный земельный участок должен был быть изъят из земель Ногинского лесхоза и предоставлен в/ч 07290 для организации коллективного садоводства, в связи с чем истец провел все необходимые согласовательные процедуры ( в том числе по выбору земельного участка).
Товарищество неоднократно обращалось в Администрацию Ногинского муниципального района с заявлением о признании права собственности за Товариществом на занимаемый им спорный участок и о включении земельного участка в земли поселений, однако Администрация Ногинского муниципального района отказывало истцу, ссылаясь на то, что земля, находящаяся в пользовании членов СТСН, является собственностью лесного хозяйства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, исходил из того, что истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований..
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе СТСН "в/ч07290 с/т Луч" указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требований, поскольку истцом представлены доказательства в обоснование заявленных требований.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии со ст. 18 Земельного кодекса РСФСР (в ре от 01.07.1970 г.) право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов депутатов трудящихся. Право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов (часть 1 статьи 18 Земельного кодекса РСФСР 1970 г.). В силу части 1 статьи 28 Земельного кодекса РСФСР" (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1), предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обоснованные примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей. В соответствии с частью 2 статьи 28 указанного Кодекса Совет народных депутатов или по его поручению местный комитет по земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При выборе участка обязательное участие принимают сельские (поселковые) Советы народных депутатов. Согласно части 1 статьи 29 указанного Кодекса после утверждения проекта и включения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организация обращаются в Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. В соответствии с частью 2 указанной статьи по поручению местных Советов народных депутатов подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе земельным ресурсам. Совет народных депутатов рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления. В силу статьи 20 Земельного кодекса РСФСР 1991 года установлено, что "к ведению районных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду". Согласно статье 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Статьей 17 Земельного кодекса РСФСР также предусматривалась необходимость установления границ предоставленного земельного участка в натуре (на местности), а также выдача документа, удостоверяющего право пользования землей. Форма государственного акта на право пользования землей утверждена Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 N 199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей" (с изменениями и дополнениями, вынесенными Постановлением Совмина СССР от 21.10.1983 N 1015).
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Государственный акт на право пользования землей в соответствии с Земельным кодексом РСФСР не выдавался.
Не доказан и факт перевода спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли иного назначения.
Из материалов дела следует, что в качестве документального подтверждения своих прав на данный земельный участок истцом представлено: акт комиссии по выбору земельного участка от 17.06.1982 г., решение Исполкома Ногинского городского Совета народных депутатов от 03.08.1984 г. об отводе земельного участка под посадку картофеля, постановление главы Ногинского района Московской области N 2972 от 02.10.1997 г. "О согласовании изъятия земельного участка в/ч 07290 под коллективное садоводство".
Указанные документы не содержат сведений о предоставлении кому- либо, в том числе и истцу земельного участка на право постоянного (бессрочного) пользования.
Так пунктом.2 постановления главы Ногинского района Московской области N 2972 от 02.10.1997 г. сообщено о намерении обратиться в Администрацию Московской области с ходатайством о переводе земель лесного фонда площадью 14, 56 га в нелесные и изъятии из земель Ногинского лесхоза Кудиновского лесничества с целью предоставления их в/ч 07290 для организации коллективного садоводства.
Пунктом 1 решения Исполкома Ногинского городского Совета народных депутатов от 03.08.1984 г. установлено отвести ВСЕГИНГЕО из земель Ногинскогомехлесхоза во временное пользование сроком до 1 года земельный участок площадью 13, г га (трасса ЛЭП), в т.ч. для в\ч 07290 - 4 га, без права посадки плодово-ягодных насаждений и огораживания.
Постановления об утверждении акта выбора земельного участка от 17.06.1982 г. не представлено.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12,2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков в. составе земель лесного фонда в земли других категорий разрешается в случае изменения границ населенных пунктов.
Условия и порядок включения земельного участка в границы населенного пункта установлены ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ I "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Включение земельного участка в границы населенного пункта осуществляется путем внесения изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации уменьшение площади лесопарковых зон и зеленых зон не допускается. Согласно лесному законодательству установление и изменение границ лесопарковых зон и (или) зеленых зон относится к полномочиям Правительства Московской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Опечатка в решении от 12 октября 2017 года по делу N А41-63919/17 в кадастровом номере земельного участка в просительной части не привела к принятию незаконного и необоснованного решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в ранее действовавшей редакции), ст. 39.15 (в новой редакции) местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В пункте 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании статей 37, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Таким образом, земельный участок становится объектом гражданских прав с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках такого земельного участка, в том числе о площади и местоположении характерных точек координат границ.
Границы земельного участка КН 50:16:0601079:6, площадью 145 600 кв. м, категория земельного участка не установлены.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 октября 2017 года по делу N А41-63919/17, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-63919/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2018 г. N Ф05-6474/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "В/Ч 07290 С/Т ЛУЧ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Ногинский отдел