город Москва |
|
13 июня 2018 г. |
Дело N А41-83979/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Захарова Е.Ю., доверенность от 27.12.2017;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от Комитета лесного хозяйства Московской области: Чепуркова Е.С., доверенность от 14.12.2017; от ТУ Росимущества в Московской области, Рослесхоза: представители не явились, извещены;
рассмотрев 05 июня 2018 года в судебном заседании кассационную жалобу
третьего лица - Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 23 ноября 2017 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление от 19 февраля 2018 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратьевой Н.А., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу N А41-83979/16
по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Московской области,
третьи лица: ТУ Росимущества в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Рослесхоз,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений) к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным решения от 25.01.2017 N МО-17/РКФ-7664 об отказе в осуществлении кадастрового учета; об обязании Управления осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, площадью 39.097 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Кривцовское, деревня Меленки, в соответствии с межевым планом от 10.10.2016 по координатам, указанным в заявлении.
Определением Арбитражного суда Московской области от 13.07.2017 суд заменил ненадлежащего ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области на Управление Росреестра по Московской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТУ Росимущества в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области и Рослесхоз.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третьи лица - ТУ Росимущества в Московской области и Рослесхоз, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель третьего лица - Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 24.10.2016 N МО-16/РКФ-411668 приостановлено осуществление кадастрового учета земельного участка, площадью 39.097 кв.м, под кладбищем, поскольку в межевом плане имеются противоречия в части обоснованности отнесения земельного участка к указанной категории земель (земли особо охраняемых природных территорий и объектов), а также отсутствуют сведения о согласовании местоположения образуемого земельного участка со всеми заинтересованными лицами.
Решением Управления Росреестра по Московской области от 25.01.2017 N МО-17/РКФ-7664 отказано в осуществлении кадастрового учета.
Заявитель, полагая, что отказ в постановке на кадастровый учет земельного участка осуществлен в нарушение требований действующего законодательства, нарушает права муниципального образования, поскольку препятствует надлежащей эксплуатации объекта недвижимого имущества муниципального образования, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций признали их обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным Законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Закона о кадастре).
Согласно статье 1 Закона о кадастре, действующего на момент обращения заявителя с заявлением о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным Законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный Закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Статьей 26 Закона о кадастре предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав.
Статья 27 Закона о кадастре предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, в частности, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Закон о кадастре и Закон о регистрации для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета применительно к земельным участкам называют такие основания, как:
- пересечение одной из границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, одной из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, или границы территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, за исключением установленных случаев (пункты 20, 21, 27, 43 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункты 2, 6, 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);
- поступление возражений в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и отсутствие в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, документов, подтверждающих снятие указанных возражений (пункт 24 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 7 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- нарушение законного порядка согласования местоположения границ земельных участков или отсутствие согласования местоположения границ, за исключением установленных законом случаев (пункт 25 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре);
- отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута (пункт 26 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 2.1 Закона о кадастре);
- несоответствие размера образуемого или измененного земельного участка установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков (пункт 28 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- образование земельного участка из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных Федеральным законом случаев (пункт 29 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 6 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- отличие площади земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов (пункт 30 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ, не обусловленное образованием земельного участка или уточнением его границ (пункт 31 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 4 статьи 27 Закона о кадастре);
- превышение площади земельного участка в связи с уточнением сведений на установленную Законом величину (пункт 32 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре);
- отличие площади земельного участка от площади, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, более чем на десять процентов (пункт 42 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);
- истечение срока действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы (пункт 51 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 9 части 2 статьи 27 Закона о кадастре).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Главы Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 29.10.2015 N 3399 утверждена схема расположения земельного участка, площадью 39.097 кв.м, на кадастровой карте соответствующей территории категории земель: "земли особо охраняемых природных территорий и объектов", с видом разрешенного использования - "ритуальная деятельность".
К заявлению о постановке земельного участка на кадастровый учет заявителем приложены: межевой план, постановление от 29.10.2015, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что соответствует требованиям Закона о кадастре.
Согласно пункту 9 части 3 статьи 27 Закона о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено названным Законом, за исключением случаев, установленных данным Законом.
Пункт 1 части 3 статьи 39 Закона о кадастре устанавливает, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Согласно протоколу межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 15.10.2015, в состав которой входил уполномоченный представитель Комитета лесного хозяйства Московской области, согласовано предоставление Комитету спорного земельного участка, площадью 39.097 кв.м.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на заседании Градостроительного совета Московской области от 20.10.2015 N 39 принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Кривцовское, деревня Меленки, с категорией земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов" вид разрешенного использования - ритуальная деятельность, площадью 39.097 кв.м.
Сведений о наличии каких-либо возражений относительно образования спорного земельного участка от Комитета лесного хозяйства Московской области протокол заседания от 20.10.2015, равно как и иные материалы дела, не содержат.
Судами установлено, что 27.11.2015 в ТУ Росимущества в Московской области, осуществлявшее право распоряжения землями лесного фонда, направлено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка.
Возражений против согласования местоположения границ представлено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, лесные участки, с которыми, по мнению Комитета лесного хозяйства Московской области, имеется пересечение, на государственный кадастровый учет не поставлены.
Согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федерльный закон N 201-ФЗ) (в редакции, применимой к рассматриваемым отношениям), в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре.
На основании части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
В качестве доказательства отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда Комитет представил планшет N 11 лесоустройства 1999 года Истринского участкового лесничества.
Определением суда первой инстанции от 09.08.2017 по делу назначена судебная экспертиза. Перед экспертами поставлены вопросы: определить имеется ли наложение земельного участка, площадью 39.097 кв.м, адрес: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Кривцовское, деревня Меленки, кадастровый учет которого приостановлен, с землями лесного фонда, установить площадь и координаты пересечения; как используется участок в границах пересечения; установить причину пересечения границ.
Согласно экспертному заключению за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ лесничества установлено наложение границ выдела N 3 квартала 56 Солнечногорского лесхоза Истринского лесничества. Площадь наложения составила 3.844 кв.м.
Как следует из экспертного заключения, координаты характерных точек границ лесных участков определены картометрическим методом.
В соответствии с частью 13 статьи 22 и частью 13 статьи 24 Закона о регистрации, приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" (далее - Приказ N 90), утверждены Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения.
Согласно пункту 13 Приказа N 90, при определении местоположения характерных точек, изображенных на карте (плане), величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0005 метра в масштабе карты (плана).
Как указано в самом заключении эксперта, средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек согласно Приказу N 90 составляет не более 5 м.
Вместе с тем, эксперты указали на то, что точность определения координат характерных точек по планшету N 11 лесоустройства 1999 года составляет 15,6 м.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что выводы экспертизы носят вероятностный характер и не могут достоверно установить или опровергнуть факт, площадь, координаты и причины наложения спорного земельного участка и земель лесного фонда, в связи с чем данное заключение правомерно не было положено судами в основу обжалуемых судебных актов.
Апелляционный суд выяснял в судебном заседании о необходимости проведения по делу повторной или дополнительной экспертизы, однако представитель Комитета лесного хозяйства Московской области положительного ответа не дал.
Суды констатировали, что ходатайств от лиц, участвующих в деле, о проведении по делу повторной или дополнительной экспертизы, ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было.
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280).
Согласно статье 7 Федерального закона N 280-ФЗ, части 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) и в Закон о регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 69 Закона о регистрации, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности по состоянию на 04.10.2016 регистрационный номер 3993, муниципальному образованию Солнечногорский муниципальный район на праве собственности принадлежит объект - кладбище, общей площадью 50.000 кв.м.
На основании решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Кривцовское от 04.02.2010, утвержден Перечень кладбищ, находящихся на территории муниципального образования сельское поселение Кривцовское Солнечногорского муниципального района Московской области, передаваемого безвозмездно в муниципальную собственностью Солнечногорского муниципального района (далее - Перечень), решено передать на безвозмездной основе имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования сельское поселение Кривцовское Солнечногорского муниципального района Московской области, в муниципальную собственность Солнечногорского муниципального района для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации муниципальных услуг согласно утвержденному Перечню.
Согласно Перечню, площадь передаваемого объекта по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Кривщовское, деревня Меленки, составляет 5 га.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции поддерживает вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в рассматриваемом случае основаниями для возникновения права собственности являются решение Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области от 22.03.2010 N 137/14 "Об утверждении перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования сельское поселение Кривцовское Солнечногорского муниципального района Московской области, безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность Солнечногорского муниципального района Московской области для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг", передаточный акт от 01.04.2010 N 1, постановление Главы Солнечногорского муниципального района от 12.05.2010 N 1278 "О включении в состав муниципальной казны Солнечногорского муниципального района Московской области имущества, принятого в собственность Солнечногорского муниципального района Московской области от муниципального образования сельское поселение Кривцовское для содержания на территории Солнечногорского муниципального района Московской области межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг", акт о приеме-передаче здания (сооружения) от 04.06.2010 N 2, постановление Главы Солнечногорского муниципального района от 20.05.2014 N 1016 "О передаче объектов недвижимого имущества кладбищ из муниципальной казны Солнечногорского муниципального района на баланс муниципального унитарного предприятия Солнечногорского муниципального района "Ритуал", постановление главы Солнечногорского муниципального района от 28.05.2014 N 1152 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению главы Солнечногорского муниципального района от 20.05.2014 N 1016 "О передаче объектов недвижимого имущества кладбищ из муниципальной казны Солнечногорского муниципального района на баланс муниципального унитарного предприятия Солнечногорского муниципального района "Ритуал", акт о приеме-передаче от 28.05.2014 N 9.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, в случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 29.10.2015 N 3399 утверждена схема расположения земельного участка, площадью 39.097 кв.м, на кадастровой карте соответствующей территории категории земель: "земли особо охраняемых природных территорий и объектов", с видом разрешенного использования - "ритуальная деятельность".
Суды установили, что указанный ненормативный акт недействительным не признан, в установленном законом порядке не отменен.
В соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.
В соответствии с частью 12 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Суды отметили, что доказательств того, что спорный земельный участок предназначен для использования в иных целях в материалы дела не представлено. Юридических значимых документов, подтверждающих невозможность использования сформированного земельного участка в заявленных целях, в деле не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно принято во внимание, что, несмотря на то, что при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 50.000 кв.м, земельный участок сформирован в площади 39.097 кв.м, правоустанавливающие документы недействительными не признаны, не отменены, право муниципальной собственности не оспорено. С учетом фактического использования земельного участка, в дело не представлено доказательств возможности формирования земельного участка в заявленных целях в иных границах и конфигурации.
Закон о регистрации, устанавливая особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости, предусматривает, что если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (часть 15 статьи 41 Закона о регистрации).
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый акт не соответствует положениям Закона о регистрации, нарушает права заявителя, в связи с чем подлежит отмене.
Требование об обязании Управления осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, площадью 39.097 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Кривцовское, деревня Меленки, в соответствии с межевым планом от 10.10.2016 по приведенным в межевом плане, представленном в орган регистрации прав координатам, также правомерно удовлетворено судами первой и апелляционной инстанций как надлежащий, необходимый и достаточный способ восстановления права.
Довод Комитета лесного хозяйства Московской области о недобросовестности действий заявителя при образовании спорного земельного участка, мотивированный тем, что площадь земельного участка под кладбищем по фактическому пользованию меньше, чем по сведениям межевого плана на 13.826 кв.м суды обоснованно сочли несостоятельным, поскольку не усмотрели признаков недобросовестности действий заявителя.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при указанных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2018 года по делу N А41-83979/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.